1992 г 8 июня. Преступное государство

Вячеслав Вячеславов
      В коммерческих магазинах дорого и почти пусто на полках.  Не могу понять, какой смысл держать высокие цены — нет оборота, нет и прибыли. Согревает причастность к свободной торговле? Мафиозные структуры не хотят допустить народ к владению собственностью. Но другой путь ведет в пропасть.

За май наладчики получили по 6700 рублей.  Мы — намного меньше. Надо бы и мне  перейти в рабочие. Но  не вижу смысла,  ради чего стоит зарабатывать.  Да и здоровья нет.  Я умею обходиться немногим, и этих денег вполне хватает. Покупательная способность рабочих выросла в этом году. Володя Семёнов купил за десять тысяч финский кухонный гарнитур, холодильник, мне сказал:

— Хапнул.
— Желаю тебе и дальше хапать.
— И я себе того желаю.

Подошел рабочий моих лет, когда я работал на барабане и спросил:

— Чем отличается задний барабан от переднего?

Я с удивлением посмотрел на него, не похоже, чтобы недавно начал работать. Не успел ответить, как подошел оператор и заговорил с мужчиной. Видимо, тот и его спросил, потому что после ответа услышал извиняющуюся фразу:
— Заскок произошел.

С женой в гостях у Маргарет Тэтчер.  По ее желанию взбиваю крем из малинового сиропа. Нелепо. Но крем на подносе появляется, пробую на вкус.  Приятный. Небольшое недоумение, что такая важная леди занята столь прозаическими вещами.

Сергей Х. вдруг решил не сдавать сессию за четвертый курс, мол, учебники старые, никуда не годные, подожду, пока российские не появятся. Конечно, причина другая, но о ней не распространяется. Галя больше не живет у него, но навещает, когда ему нужно, дает ей деньги, содержит, она не работает, в 17 лет вышла замуж, но через два месяца развелась.   Это новые нравы, необременительные отношения.

Алексей прислал телеграмму, выслать 300 рублей. Когда-то это была внушительная сумма.

Ничто не проходит бесследно, любой поступок оставляет след в будущем, даже мысли.  Мысль похожая на христианскую заповедь: Будь праведником и тебе ожидает райская загробная жизнь. Самообман и неправда.   Истина не в том, чтобы человек покупался на Рай,  а проникался сознанием,  что плохая жизнь и преступные мысли непременно накажут, если не тебя,  то твоих потомков,  которые будут страдать лишь потому, что у тебя в молодости были плохие мысли и поступки.

Вика заговорила, что надо закрывать окно, чтобы Ника не вывалилась, как Наташа в Батуми.  И  я сразу вспомнил сон, который сегодня приснился, а я забыл, и если бы не её слова, я бы так и не вспомнил, и он забылся бы окончательно.

Открытое окно и Ника лезет в него.  Я издали вижу всё это и думаю, чего боялись, то и случилось. В прыжке бросаюсь к ней.

Сновидение оборвалось другой темой. Было проходным эпизодом,  который я должен был забыть, так оно было скоротечно и мимолетно, на несколько секунд.

Почему было суждено Наташе вывалиться с десятого этажа? Материнская халатность — не закрыла дверь на лоджию. Не подумала. Не приучена думать наперед,  загадывать.  И так сойдет. Родила новую девочку. Можно быть уверенным на сто процентов, что с ней не произойдет этой трагедии, не повторится. Но не уверен, что не случится другая.

Что произошло, если бы я, в январский день на работе на Чорохи, не спустился бы на второй этаж и не заговорил с русским парнем, который похвастался вызовом из Тольятти? Я бы не смог уехать из Аджарии, и моя жизнь стала бы совершенно иной.

Я редко к нему спускался. Парень малокультурный, поговорить не о чем. Перед этим Рэмзи побил его за то, что тот не доглядел за транспортерами.  Я спустился, чтобы, как-то выразить сочувствие, утешить.  А он показал мне вызов, мол, если захочет, то может уехать в любой момент отсюда, из Хелвачаури. Вот плохо, что там, в городе не разрешат держать корову, а он без нее не мыслит жизнь.

Так, какое-то стремление души, изменило всю мою жизнь в лучшую сторону.  Можно привести много примеров иллюстрирующих эту мысль, что хорошие мысли изменяют жизнь к лучшему, и наоборот. Разумеется, итог не во всех случаях может быть положителен, в жизнь вмешиваются очень многие составляющие, с которыми ты бессилен, что-либо поделать.

Стихийное бедствие, перестройка, война. Но, даже в таких ситуациях, при положительных мыслях, больше шансов выжить, чем при отрицательных.  Вся жизнь сильно бы изменилась, если бы все люди относились друг к другу благожелательно,  или хотя бы не вредя им.

Сила случая в жизни человека чрезвычайно велика. Случай плюс мелькнувшая мысль могут в корне изменить жизнь человека, до удивления. С флегматичными людьми мало что происходит, они предсказуемы.

13 июня на российский учебный танковый полк в Гори совершено нападение. Около двухсот грузинских гвардейцев из Хашурского, Каспского и Горийского батальонов Национальной гвардии ворвались на территорию полка, чтобы захватить оружие. Нападение удалось отразить небольшой группе российских солдат и офицеров. При этом 12 гвардейцев погибли, 20 ранено и 28 взято в плен.  Оборонявшие, потеряли убитыми двух офицеров и восьмилетнюю Марину Савостину, дочь одного из военнослужащих.

Офицеры 901-го десантного батальона рассказали, что вскоре после нападения в полк приезжал генерал Беппаев и устроил разнос. Спустя некоторое время начальник разведки одной из дислоцированных в Закавказье армий, полковник Валерий Симонов побывал в главном штабе Минобороны Грузии у главного военного советника Левана Шаршенидзе. Там у него поинтересовались,  почему в Гори возникло сопротивление — ведь заранее была договоренность о передаче снаряжения. Тем более что гвардейцы, воюющие под Цхинвалом,  постоянно подпитывались оружием в этой части. В  последующем Генерал Беппаев получит повышение. Заслужил.

Хлебниковы  позвали на встречу с Алексеем, который два дня назад вернулся из армии.  Из Самары приехали Миша с Наташей, пришли здешние земляки. В темной комнате, отделанной Сергеем зеленой бумагой, чтобы создать соответствующее настроение, уже сидели за стеклянным столом с отломанным краем, болгарская бутылка пустая, но одна рюмка полная, её и предложили мне.

Алексей пострижен наголо. Видимо, в части проявил строптивый характер,  и его так наказали. Тихий, молчаливый. В своих мыслях. Не тот, который был до армии — веселый до снисходительности, на взрослых посматривал, как на недоумков. Я спросил:

— Куда собираешься?
— В медучилище. На стоматолога. Тут мать подсуетилась, нашла спонсора, дадут 80 тысяч за обучение.

Резануло это — "подсуетилась". Словно недоволен, одолжение матери сделал, согласившись учиться. 

За столом Сергей оказался рядом со мной, за ним Гена. Уже после первой рюмки возник доверительный разговор, сначала он прощупывал, как я отношусь к экстрасенсам.

— Не верю, всё это внушение.

Он согласился и начал рассказывать, как легко вызывает Евгения, домового,  и различные галлюцинации.  Я удивился.

— Как это тебе удается? У меня никак не получается, сколько ни пробовал. Видимо, у тебя тоньше натура, другой склад характера.

Через полчаса излияний,  мол,  ему очень помогли разговоры со мной до армии, "дали толчок", косвенно упрекнул, что ему хватило даже одного письма, которое я ему написал,  он признался, что изредка употребляет наркотики, легко, от них не завишу.

Тогда-то я понял, почему ему легко удается вызвать Евгения, домового и любые галлюцинации.  А я-то было поверил, что он тоньше организован, сильнее воля для самовнушения. Так, как он, любой сможет.  Попытался убедить его, что наркотики — это тупик для умного человека. Но пьяному логика и убеждение не доходят. Да я особо не старался, понимая, что не от меня зависит переубедить и наставить на путь истинный.

Гена молчал, прислушиваясь к нашему философскому разговору. Под хмельком любое слово кажется значительным. От пьяного умиления и душевного разговора, в порыве чувств, Сергей всё хватал мою левую руку и держал, словно пытаясь показать свою любовь и расположение.  Горячая влажная ладонь. Неприятно. Незаметно освобождаюсь. Но скоро он опять берет руку. Спрашивает разрешение когда-нибудь прийти и поговорить по душам, не так как здесь, а более обстоятельно.

— Приходи.

Но понимаю, что не придет. Такие разговоры проходят только под бутылочку, на трезвую голову не больно разоткровенничаешься. Я спросил:

— Вы понимаете, что живете в болоте?

Миша и Саша согласились.

—Я бы на вашем месте махнул бы в Америку.

Сашу задело:

 — Я слишком люблю близких, чтобы их покинуть навсегда. Да и там не сладкая жизнь.

Я почувствовал скрытый упрек:

— Вы меня не так поняли. Просто у меня в молодости жизнь такая тяжелая была, что я бы обязательно удрал, если бы тогда представилась такая возможность, как сейчас. А вам сейчас чего не жить, почти всё есть.

— Нет, ты не понимаешь, как тяжело, сейчас молодому, впору вешаться, и тогда такие мрачные мысли приходят,  целыми днями сижу один в комнате, ни с кем разговаривать не хочу.

Я не стал говорить, что такое состояние может быть оттого, что уже принимал наркотики,  и организм как бы подсказывает нужный выход для улучшения состояния. Но промолчал, потому что и у меня в молодости бывали мрачные мысли от беспросветной нищеты и бесполезного бултыханья, особенно в армии, когда казалось, что три года никогда не пройдут.

Земляки пригласили на следующий день покататься на «Омике» по водохранилищу, но недельное недосыпание сказывалось, хорошо представлял, каким оно будет, и отказался. На этот раз не перепил.

В понедельник с утра подошел Скрипкину. Как обычно:

— Ну, что ты думаешь, какие новости?

Он раздраженно ответил:

— Надоело, когда все только и знают, что упрекают коммунистов.

Не собирается ли давать обратный ход, понимая, что они могут вернуться к власти?

Никонов три дня поработал и снова слег с сердцем.  Зарплату задержали до 16 июня, нет денег.  В такой ситуации нужно замораживать зарплату. Нашему правительству не хватает решительности. А тут ещё чеченцы умудрились выкрасть у Российского банка 45 миллиардов рублей по подложным документам. Что это за банк, в котором так легко воровать деньги? Это уже попахивает преступлением против государства. Но в том-то и дело, что все наши правительства были преступными, шли против народа. Так что можно и не удивляться.

17 июня. Выплату зарплаты   отложили до 16 июня,  а теперь перенесли на 20, а сегодня кто-то сказал, что могут дать 24-го, а у нас как назло кончились деньги, что более неприятно, пришлось занять у Пихтовников 200 рублей, сказав, что отдам завтра, а они вот так задержали с выплатой. Страшно неудобно, каждый раз перед ним извиняюсь,  хотя знаю, что деньги у него всегда есть, мужик запасливый.

К нему постоянно приходят выпивохи занимать деньги, и он дает, хотя мы несколько раз упрекали его в этом. Он соглашался  с нашими доводами, но продолжал давать деньги в долг. Ко мне они не подходят, чувствуют, что откажу. Вернее, один раз сунулись, но я сказал, что денег нет. И это правда, потому что мне незачем на работу носить деньги.

После обеда пронесся слух, что самолетом привезли из Москвы 57 миллионов рублей. Но в первую очередь начали выдавать производственникам, до нас может быть, завтра очередь дойдет.

Ананьев, используя служебное положение, печатает свой огромный роман в журнале «Октябрь», который мало кому интересен. Проще было, издать отдельной книгой, кому нужно, тот бы и купил. Я ради любопытства пролистал и отложил в сторону.

Залыгин тоже злоупотребил, напечатал у себя в журнале «Новый мир» рассказ из современной жизни, занудливо скучен и неинтересен, похож на самого автора.  Человек не понимает, что нужно читателю. Слишком много такого чтива — проще не читать.

Григорий Померанц написал:
"Дьявол рождается из пены на губах ангела, защищающего правое дело".

Питирим Сорокин:

"Судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество,  состоящее из идиотов, или    бездарных людей,  никогда не будет преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию,  и всё же этим не создадите прекрасного общества. И обратно,  общество,  состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более современные формы общежития”.

Что может сплотить русских перед будущими трудностями? Водка обычно сплачивает. Но ненадежно,  на время пития. Вера в Бога подорвана 70-летним атеизмом.

Чувство братства, сопричастности? Нет его. Отвыкли от таких чувств. Нам бы друг другу глаза не выколоть, удержаться от рукоприкладства, воровства.  Народ деградировал.  Вся вина лежит на коммунистах. Весь народ нельзя обвинять.  Это всё равно, что жаловаться на плохую погоду,  или на неблагоприятное расположение России.

Мать на новом месте успела поругаться с соседкой, которая назвала её бабушкой.

— Какая я тебе бабушка?!

Формально она права. Но умный человек не станет обижаться по такому пустяку, но тактично подскажет:   Меня звать так-то. Прошу так и величать при необходимости.

Мне пожаловалась, что Орлов её не печатает.

— А почему он должен тебя печатать?
— Но других-то он печатает, — раздражается моим непониманием.
— Но у других не такая ерунда.
— У тебя больше ерунда.

Платит моей же монетой. Вот и поговори.  Она уверена, что создала нечто выдающееся,  и, когда напечатают, то все оценят и будут восхвалять. Именно славы ей и не хватает.  Вполне вероятно, что она пришла к Орлову и заявила:

— У вас печатается мой сын.  Я тоже хочу напечататься. Вот мои…

В контексте: Сын не может быть умнее матери. Значит, меня вы напечатать обязаны.

Вчера по телевизору показали, как в Ростове-на-Дону сжигают готовые колбасные изделия. По всей стране заводы забиты мясом, так как магазины не принимают, потому что население не может покупать по бешеным ценам.

Вот тебе и рынок!  Ошибка Гайдара, что не провели приватизацию — нет конкуренции. А без этого можно ожидать только бунта, забастовок. То-то коммунисты погреют руки. Уже сейчас пикетируют Останкино. И с ними ничего не могут поделать, боятся, что обвинят в зажиме демократии. А они тем временем на шею садятся.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/21/892