Мысли в голове скоро не переставишь

Сергей Корягин
Для Actuspurus. Интересный, но спорный текст написал уважаемый Actuspurus. Автор отделяет марксизм как идеологию (как философию) от его экономической теории. Отделяет так, что первой приписывает отрицательные качества (манипулятивность, оправдание насилия), а второй положительные (научные).

Но марксизм – цельное учение, претендующее не только на объяснение мира, но и изменение его, улучшение его. Улучшение с идеальным концом, с построением «рая» на вершине. Мир надо изменить радикально – с помощью революции, насилия, диктатуры пролетариата. А почему его надо изменить радикально? Это как раз и доказывается в «Капитале». Именно в «Капитале» Маркс рассказывает и доказывает, что капитализм не подлежит улучшению, а подлежит свержению, потому что основой эксплуатации является наличие частной собственности, а эксплуататором является буржуа, место которому на свалке истории, там, куда ушли другие экономические угнетатели трудового народа – феодалы и рабовладельцы. Дело обстоит так, что если в своей классовой теории Маркс говорит о необходимости (исторической необходимости) свергать и убивать буржуазию, то в своей экономической теории, в «Капитале», он  доказывает, почему это надо делать. И как тут можно отделить философию первого классика марксизма от его экономической теории?

Я уже не один раз писал о том, что главной причиной эксплуатации трудящегося населения считаю политическое насилие, диктатуру, политический способ принуждения. В лагере или на «свободе», когда тебя приписали к предприятию и вынуждают на нем работать. При Советах это осуществлялось в колхозах, в «шарашках», на закрытых предприятиях, да и на обычных предприятиях после введения закона о тунеядцах. Экономическое принуждение при капитализме (есть захочешь – будешь работать) – вещь также отвратительная, но если экономические условия позволяют сделать выбор, то эксплуатации как таковой здесь нет: стоимость твоей рабочей силы определил свободный рынок. При капитализме возможна недоплата, возможна переплата за труд – все зависит от конъюнктуры в сфере торговли.

Марксова экономическая теория научна в том смысле, в каком научно предположение некоего геолога: здесь нефть, здесь надо бурить. Но пробурили скважину на сто метров, на двести, на километр, на десять – нефти нет. Истратила компания все свои средства и обанкротилась. Научная ценность Марксовой экономической теории в том, что она предупредила ученых экономистов: сюда не ходите, тут не бурите. А почему в постсоветской России так много сторонников главного врага буржуазии? Во-первых, слишком многие из наших философов кормились от его теории, во-вторых, они успели полюбить бородача, в-третьих, мозги их, до последней клеточки, забиты марксизмом. Последний пункт особенно важен: мысли в голове – это не предметы мебели в комнате, их скоро не переставишь, их скоро не заменишь.

Называют марксизм «научным достижением». Таким, скажем, как изобретение колеса, открытие электричества, атомной энергии. Я бы сравнил это «достижение» с изобретением нового орудия убийства. Гильотины, например, пулемета, химического оружия… Марксизм непосредственно не совершал преступления, он делал это опосредованно, через людей, склонных к политическому насилию. Через Ленина, Сталина, Мао, Полпота, Кастро и прочих. 10 августа 2012 года