Паломничество в Менюшу поможет возродить храм

Юрий Красавин
КАМЕННЫЙ ОСТОВ

Паломничество в Менюшу поможет возродить храм, верят люди

Деревня Менюша, что ныне в Шимском районе, вплоть до середины прошлого века жила на большой дороге — известном в России тракте, по которому проходил путь из Новгорода в Псков, а далее — в Европу.

Сегодня проселочные дороги, ведущие сюда из Шимска, Новгорода, из села Медведь, менее всего похожи на цивилизованные пути сообщения. Дело не только в разбитом асфальтовом покрытии, но и в заросших кустарником обочинах, не распаханных по сторонам дороги полях...А ведь всего в шести километрах от Менюши — деревня Шарок, где черпают самую чистую, вкусную и полезную в Новгородской области воду. Её продают по всей России в виде лимонадов, колы и собственно минеральной воды марки «Усполонь». Немного в другую сторону на таком же расстоянии — Каменное озеро, которое ещё называют Святым.

Иванов день
Месяц назад, а именно 7 июля, которое отмечается в Менюше как Иванов день, сюда, в сельскую глубинку, по колдобинам и рытвинам кое-как добрались с десяток двухэтажных туристических красавцев-автобусов из Санкт-Петербурга. Люди приехали, чтобы искупаться в лесном озере, до которого ещё идти пешком по шатким дощечкам, проложенным по болоту, почти час. Но путь того стоит, потому что вода Святого озера приносит многим исцеление.

С каждым годом все больше паломников приезжают в Менюшу.

— Этим летом в июле насчитал 35 тысяч человек, которые прошли путь к Святому озеру, — рассказал нам житель деревни Менюша Николай АРШУКОВ. — Большинство приезжают уже не первый раз и потому знают, что вода здесь обретает целебные свойства не только 7-го числа. За несколько дней до Иванова дня и после него ещё можно купаться. Главное, чтобы вера была, а исцеление придет.

Добраться до Менюши можно не только на туристическом автобусе или личном автомобиле. Из Великого Новгорода через Видогощь сюда 40 км. Дорога плохая, не пригодная для автомобилей, но её вполне можно преодолеть на велосипеде, что и делают велотуристы. С московского поезда они утром направляются в Менюшу и к обеду гарантированно добираются до озера, а в нем искупался — и снова свежий как огурчик.

Видя всё возрастающее число паломников, в администрации Шимского района серьезно озаботились: негоже это, когда гостей приезжает тьма, а в доме не прибрано. Нашли спонсора, и он заасфальтировал единственную улицу деревни. Теперь по Менюше можно ездить даже на «мерседесе». И сразу подскочила стоимость домов. Последнее приобретение обошлось приезжим уже в полмиллиона рублей, рассказали в администрации Медведского сельского поселения. Это за добротный дом и большой сад с выходом на дорогу, которая ведет к Святому озеру.

Малиновый звон
Впрочем, жители деревни недовольны, и особенно старожилы.

— Я в Менюше родилась, выросла и прекрасно знаю, какой красивый храм стоял у нас, — говорит Надежда АРШУКОВА. — Купола были синие, с золотыми звездами, и так это украшало деревню, таким было дивом, что все жители радовались и очень горды были, что живут здесь. Это даже не церковь была, а настоящий собор. И вот видите, что стало с ним: стыд и позор! Смотрим каждый день и плачем, смотрим и плачем.

В деревне к этому лету осталось 250 жителей. Что могут, они делают для храма, а вернее, каменного остова, что остался от него. Проводят субботники по уборке территории, к празднику приносят березки, чтобы хоть как-то украсить помещение, но что могут сделать две сотни пенсионеров, если раньше в деревне проживали две с половиной тысячи крестьян, а приход церкви насчитывал более четырех тысяч?

Помолиться в принципе можно и в доме культуры. Здесь одна из комнат уже обставлена на церковный лад, но не то. Хочется в храм настоящий, в котором ещё предки молились, и чтобы малиновый звон менюшской колокольни, как это было раньше, слышали даже в Великом Новгороде.

Собор в Менюше, по рассказам, построен был на царские деньги. Мол, ехал государь Николай I по столбовой дороге в Петербург и услышал про  верноподданных своих в деревне Менюша. Кругом мор в то время был, народ бунтовал, и лишь одна деревня терпеливо ждала помощи. И вот Николай Павлович решил отблагодарить жителей Менюши и повелел поставить здесь взамен деревянной церкви каменный пятиглавый собор. В Святом озере он тоже купался. Помогло. Всем добрым людям помогает.

Замок и ключок
В 1937 году большевики храм закрыли, разместили под его сводами каменные жернова и стали молоть зерно. Потом война пришла, деревню немцы взяли, собор обстреляли, жителей в Латвию угнали... В период перестройки в Менюше библиотекарем назначили Марию Гусеву — она потеряла работу агронома в разваливающемся совхозе «Труд». Главной задачей ей поставили — заниматься просвещением граждан.

— В один из первых дней, как приступила к работе, ко мне пришли  наши старушки, — вспоминает Мария Владимировна. — Мне было жутко интересно, какую же книгу они попросят. А они, поговорив о том, о сем, вдруг по-доброму так запросили «ключок» — ключ так они называли. Я и думать о нем забыла, как и о том, что при вступлении в должность мне строго-настрого запретили давать ключ от церковного подвала местным жителям. Но самой стало интересно. Повела я бабушек, открыли мы подвал — а они там, батюшки, лежат, горемычные!.. Сколько-то их тиранили, топили, хотели убрать мощи, чтобы люди и думать забыли об этих отроках, ан нет, не позволил Господь.

Реквизиты для зачисления благотворительных взносов: р/с 40703810300000001080 в ЗАО НКБ «Славянбанк» в г. Великий Новгород к/с 30101810900000000775 БИК 044959775 с пометкой «на Менюшский храм»
Иван и Яков
Притча о братьях Иване и Якове — одна из самых известных и противоречивых среди всех религиозных историй в Новгородской области. Дело было, если верить, чуть более 500 лет назад. В крестьянской семье у Сидора и Варвары было два мальчика: Ивану — пять, а Якову — три годика. Родители ушли работать в поле, а деток оставили дома. Мальчики стали играть во дворе, и старший брат случайно ударом в висок убил младшего. Испугавшись, он залез в русскую печь и спрятался там за дровами. Родители пришли, погоревали над бездыханным телом младшенького, покликали старшенького, а тот молчал, да разожгли печку — погиб и старший мальчик.

Похоронили их на берегу речки Струпенки, а вода гробики вынесла в озеро. Здесь проходили плутавшие не один день охотники. Они выловили гробики и захоронили снова, а помолившись на могилах отроков, попросили Бога вывести их из болота. И вскоре вышли в Менюшу. Потом псковский монах, исцелившись на озере, перезахоронил их в деревне. С тех пор вода озера считается чудодейственной.

Приезжали в Менюшу филологи, изучали легенду. Вердикт вынесли: история подлинно народная, как икона, вполне в духе тех лет. Конечно, в наше время, после Пушкина и Бажова, сочиняют не в пример лучше, да никто читать не хочет, а если и читают, то не верят. Так что лучше?

Сейчас подвал церкви в Менюше открыт для всех. Здесь установлены новая рака, мраморная плита, но в целом помещение больше походит всё же на неустроенный подвал, чем на место поклонения святым. К озеру шесть лет назад был сделан деревянный настил, а возле самого места для купания теперь стоит часовенка, где можно помолиться святым Иоанну и Иакову.

Мария ГУСЕВА, а осенью 2010 года на муниципальных выборах её как самую рьяную поборницу менюшских святых избрали главой администрации Медведского сельского поселения, считает, что и культуру купания также надо возрождать:

— Много к нам приезжает гостей, и часто люди путают языческий праздник Ивана Купалы с обрядом христианского купания. До революции на Святом озере было два места для купания — отдельно для мужчин и женщин. Купались в станухах — специальных рубахах. А сейчас что? В шлепках, как на пляже...

Хозяйство Марии Гусевой как главе досталось большое. Только в Медведе после ухода военных осталось 16 многоквартирных домов. Добротного кирпича здания. Что с ними делать, пока неясно. И все же проблема церкви в Менюше видится ей ключевой. Будет вера людей в то, что поднимется храм, — появятся силы и на восстановление остального.

Глава администрации Шимского района Михаил НЕКИПЕЛОВ поддерживает начинание жителей Менюши. Более того, привлекает к делу и областную администрацию, потому как тут району в одиночку не справиться.

— В следующем году гостей будет не меньше, а потому надо сделать удобной подъездную площадку для остановки автобусов, — поделился он планами. — Кроме того, придется приглашать волонтеров для уборки берега. К сожалению, не все гости уносят мусор с собой. Для многих туристов где купание — там и пикничок, шашлыки. Будем прививать им культуру поведения.

На своем смартфоне глава наглядно, по картинкам показал примеры того, как год за годом в лучшую сторону меняется облик некоторых храмов в Шимском районе. До собора в Менюше пока ещё руки не дошли, но уже есть проект восстановления, составлена сметная стоимость будущих работ, цена которым — 70 млн. рублей.

Сумма, конечно, большая, и даже кажется неподъемной, но отец Яков, настоятель Клопского Троицкого монастыря, с которым мы встретились в Шимске, настроен оптимистично.

— Знаю я эти сметы. Чего там только не напишут! На самом деле, если приняться дружно и всем миром, то восстановление храма обойдется почти вполовину дешевле. Мы уже нашли спонсора, который предоставит нам часть стройматериалов, есть на примете и хорошая бригада рабочих-реставраторов. Так что будет и купол, будут и звезды светить.

— Когда же? — поинтересовались мы.

— Как деньги поступят.

Заставить платить деньги невозможно. Можно только попросить, что и сделала уже администрация области, обратившись ко всем добрым людям. Для восстановления храма создан попечительский совет, возглавляет который губернатор Сергей Митин. Так что контроль за расходованием средств будет самый строгий. Первые пожертвования уже поступают.

Опубликовано также:
http://novved.ru/2011-09-23-11-23-12/20311-kamennyj-ostov