Сочинение

Павел Конча
Племяннице Надежде

            – Пап! – зовёт отца дочь.
            – Что? – не отрываясь от газеты, восклицает «пап».
            – Ничего!..
            – А-а.
            В комнате работают телевизор и магнитофон. Отец, сидя в кресле, читает спортивную газету. Дочь – ученица девятого класса – мается за столом над раскрытой тетрадью. Лоб напряжён. В руке авторучка, тетрадная страница пуста. Проходит пять минут. Дочь швыряет авторучку на стол.
            – Ну, паап!.. Па-па! Ты можешь оторваться от этой дурацкой газеты?
            Отец вздрагивает, шуршит газетой, испуганно выглядывает поверх неё:
            – Что? А?.. Господи! Как же у вас голоса-то похожи. – Опускает газету на колени. – Чего тебе? 
            – Чего, чего… Я тебя уже полчаса зову. А ты, как глухой…
            – Всё. Слушаю.
            – Слушаю, слушаю. Вот и слушай. – Берёт авторучку в руку. – Нам наша дура дала опять дурацкую тему. Я маме сказала, она говорит, потом. А мне надо писать. А я не знаю что писать. А эта дура…
            – Кто дура? – с тоской поглядывая на газету, перебивает её отец. – Ты можешь это всё выключить? Или хотя бы звук приглушить? Что за манера. Невозможно же беседовать. – Он замолкает, нахмурившись, но тут же, подавив раздражение, вопрошает: – Какую тему? Что писать?
            Девочка выключает магнитофон, но перед телевизором останавливается и вдруг увеличивает громкость.
            – Пап, смотри! Николаев!.. Давай послушаем? – Мурлычет мелодию.
            – Или я, или Николаев! – вспыхивает отец и берётся за газету.
            – Погоди! – сдаётся дочь и сначала приглушает звук, а затем, вздохнув, выключает вовсе. – Наша дура по русскому дала тему сочинения: «Моя будущая профессия». Тема – наипридурацнейшая. Скажи. Ну, откууда я могу знать сейчас, какая будет у меня профессия в будущем? Правильно? Я ещё…
            – Что мама делает? – снова перебивает её отец.
            – Она на кухне…злая, – хитрит дочь.
            – Ннда. – Отец откладывает газету и вздыхает. – Понимаешь, дочь, мне не нравится, как ты обзываешь всех дурами. Ты уже взрослая девочка и пора контролировать свою речь и…свои поступки…тоже. Когда я был в твоём возрасте…
            – Паап! – Теперь уже дочь перебивает отца. – Ну, помоги мне написать сочинение… Ты же умный такой. Ну, правда, пап. Поможешь, а?
            – Нет, ну, до чего ж вы похожи! А? – удивляется «пап», – А что за тема?.. Ах, да! Профессия. Что ж тут сложного? Я, когда учился в школе…
            – Ну, паап!
            – Не перебивай папу!.. Если хочешь, чтобы он тебе помог! Со старшими себя так не ведут… И вообще… Это… Как его?.. Тьфу, чёрт! Сбила всё-таки. О чём я говорил-то?
            – О том, как ты учился в школе…сто лет тому назад.
            – А, да! Точно! Я хотел сказать, дочь, что сочинение, на какую бы тему оно не было, есть самое интересное задание из всех тех, что дают в школе. Возьми, к примеру, диктант: что тебе диктуют – то и пиши, да ещё и без ошибок. Твой папа, когда…у ч и л с я  в  ш к о л е!.. терпеть не мог диктанты, а твой дядя – мой брат – их вообще не писал. Хе-ге-ге. Представляешь?
            - А мама?
            - Мама? Хег. – Отец вздыхает, дочь улыбается. – Твоя мама любит диктовать и…проверять ошибки. Хлебом не корми… А я вот не переношу диктанты. Другое дело – сочинение. Лишь в нём ты можешь выразить себя, свою натуру, высказать свои мысли… Только писать надо честно, то, что на душе. – Он замолкает на минуту, затем вдохновенно продолжает: – Тебе дали тему: профессия. Вот и пиши о ней, о той, которая тебе нравится. Пиши открыто, что думаешь. И ещё. Помнишь: «…все профессии важны, все профессии нужны…» Кстати, эти слова могут стать эпиграфом к твоему сочинению. Поняла? Начни с этого. А уж затем опиши ту профессию, которая…ну...да любую профессию, господи. Какая разница? Главное, то, как ты готовишься к ней, изучая различные дисциплины, чему, так сказать, учишься. Вот что главное!.. Подойдёт момент, станешь инженером, как я или бухгалтером, как тётя Люба и будешь с благодарностью вспоминать своих учителей, которых сейчас обзываешь дурами. Хы-гы. В детстве – все дураки. Одна ты умная. А у самой, в голове, кроме попсы, ничего нет…
            – Ты ведь, пап, в детстве тоже любил поп? – Отбивается дочь, прерывая тираду отца.
            – Ещё как! Ансамбли всякие. Да, что уж там? Я сам играл на гитаре, причём – как играл! Сашка Макаров – дядя Саша, ты его знаешь – очень завидовал мне, как я брал большую звёздочку – это аккорд такой – когда играл песню о караванщике Шаперу-Али. Лучше меня эту песню никто не играл, кстати… Тот аккорд сложно было брать, потому что надо было зажимать все струны сразу, но разными пальцами. Это тебе не лесенки или маленькие звёздочки. Я полгода тренировался. Он берётся вот так, смотри! – Отец выставляет пальцы, рисует на бумаге струны, мучается, но ничего показать не может и тогда, подхватившись, лезет в шкаф, достаёт гитару, подкручивает струны… – Вот, послушай! – И поёт: -- «Мерноо шага-аеет вдалии, объяат предрассвеетною мглоой, ка-раван Шапееру-Алиии...»
            Когда он заканчивает петь, то видит, что дочь пишет. Пишет усердно и увлечённо, не отрываясь. Теперь её, наверняка, не в силах остановить даже Игорь Николаев. Отец, ещё пару раз бренькнув, досадно машет рукой и с гитарой уходит на кухню в надежде найти хотя бы там заинтересованного слушателя.
            Через два дня, проверяя дневник дочери, мать в свой адрес читает обращение: «Ув..! Прошу Вас обратить внимание на забавные мечты вашей дочери, очень откровенно и красочно, ею изложенные в сочинении на тему: «Моя будущая профессия». Вам, так же, как и мне, очевидно, трудно будет представить её следующее сочинение на тему: «Моя семья».
            Она раскрыла тетрадь.

                Тема сочинения: «Моя будущая профессия».   
               
 Сам караванщик сидит
 С длинною палкой в руках,
 Тонкие ноги скрестив,
 Качается на горбах.

            Знойная пустыня. Нещадно палит солнце. Порывы горячего ветра переносят раскалённый песок с места на место. На уровне горизонта в знойном мареве видны только барханы и изредка миражи. По песку идёт караван. Мерно колыхаясь, на спине верблюда сидит караванщик, длинной, специально приспособленной палкой, подгоняя величавых кораблей пустыни. Эти гордые, важные и умные животные идут очень медленно и степенно, пережёвывая колючки.
            С детства эта картина часто возникала в моём воображении, словно завораживая меня. Я всегда представляла на месте погонщика верблюдов себя. Зная, что эта архиважная и очень нужная профессия требует много познаний во всех областях науки, я прилежно учусь, чтобы стать погонщицей верблюдов.
            Труд караванщика сопровождается многими опасностями и неожиданностями. Ведь верблюдами, нагруженными тяжёлыми тюками, очень и очень сложно управлять. Надо знать привычки и характер каждого верблюда. Одни требуют себе пищи и воды больше, другие меньше, от этого ведь зависит их ход. Необходимо знать, какого верблюда куда поставить: самых выносливых лучше спереди и сзади. Наконец, нужно знать точное количество верблюдов и правильно сосчитать их. Ведь один или два могут заблудиться, а караван большой: сперва идёт один верблюд, за ним – второй, потом – третий и так далее. Разве за всеми усмотришь! Как видите, эта профессия требует очень точных математических и даже физических знаний.
            Конечно, тут нужно иметь ещё и очень хорошую, исключительную память: одного верблюда зовут Зульфия; другого – Тимур; третьего – Башкирт и так далее. Особенно хорошо нужно владеть своей речью! Один верблюд поймёт и короткое: «Ну!»; другому нужно сказать: «Пошёл!»; а третий и вовсе заупрямится от таких грубых слов, с ним нужно поласковее.
            Эта профессия требует также очень точных знаний в географии и геометрии. Нужно уметь не заблудиться среди барханов и миражей. Направлять своих верблюдов точно по прямой, но ни в коем случае по зигзагообразной линии. Как вы уже убедились, человек этой профессии должен быть мужественным, смелым и очень грамотным человеком.
            Вообще, мне очень нравится эта профессия. Как жаль, что у нас нет пустынь! Но всё равно я стану погонщицей верблюдов!

                5/5

                (Текст сочинения и оценки скопированы автором без изменений.)