Смысловые реальности

Аркадий Костерин
1. О смысловых измерениях.

   Познание Мироздания состоит для нас, по сути, в исследовании взаимодействий различных объектов. Все доступные для нашего познания свойства объектов проявляются только в их взаимодействиях, и не иначе. Причём, под взаимодействиями я понимаю, не только физическое взаимовлияние, но и нефизическое, которое рационально может оцениваться нами как информационное. Информационное взаимодействие может быть представлено, как происходящее в нефизических, т.е. смысловых измерениях. Вводя понятие о смысловых измерениях, я пытаюсь строить универсальную модель взаимодействий, в которой физические и нефизические взаимодействия рассматриваются на общей принципиальной основе. 
   В дальнейшем изложении я постараюсь показать, что смысловые измерения связаны со структурой взаимодействующих объектов. Разнообразие их чрезвычайно велико. Все объекты нашей вселенной, кроме элементарных частиц, структурированы, в большей или меньшей степени, и им присущи смысловые измерения. Но даже и элементарным частицам я приписываю смысловое измерение фундаментального характера, в контексте отношения к сообществам частиц, т.е. дилеммы: присоединиться или обособиться (1). Полагаю, что вне зависимости от типа взаимодействий все они могут быть формализованы посредством пространственно-временной модели с неограниченным количеством измерений и использования универсального понятия энергии, о котором я уже упоминал (2) и о котором ещё расскажу в следующей главе.
   Также, на мой взгляд, необходимой предпосылкой для построения универсальной многомировой модели взаимодействий является признание за относительно самостоятельными взаимодействующими объектами свойства селекции единственного варианта действительности из квантовой суперпозиции всех вариантов. В панпсихической интерпретации это свойство формулируется как свойство деятелей любого масштаба выбирать при взаимодействии из квантовой суперпозиции единственную классическую реальность своего существования (1). Дальнейшие рассуждения я поведу именно в русле этой интерпретации.

   Что же такое смысловые измерения? Чтобы пояснить это, начнём с трактовки поля взаимодействия. Итак, все физические взаимодействия происходят через поля. Поле взаимодействия – это привычная и обыденная для физики вещь. Каждый может привести примеры известных ему полей. Однако дать определение, что такое поле затруднительно. Старое марксистское определение: «поле – это форма существования материи» не так уж плохо, но не проясняет сущности этой формы. Здесь же предлагается трактовать поля, как отображение  в привычном для нас 4D пространстве-времени взаимодействий деятелей, происходящих в n-мерных пространствах (включая и нефизические измерения). Новизна тут состоит не только в трактовке формы взаимодействий. Это утверждение затрагивает суть понимания взаимодействия.
   Для каждого деятеля все взаимодействия разных уровней внутренне связаны. Поэтому любое n-мерное взаимодействие деятеля, хотя бы теоретически, может быть отображено в обыденном для нас, базовом, для нашей вселенной 4D пространстве-времени. Поле взаимодействия и является таким отображением. Таким образом, мы применяем единое описание для всех взаимодействий деятелей, как происходящих в явных для нас – физических измерениях, так и в скрытых, которые я называю смысловые. Эти смысловые, т.е. нефизические по отношению к 3D пространству измерения взаимодействия деятелей для нас являются элементами разумно осознаваемых реальностей (РОР), по классификации Ю.А. Лебедева (3). Но для физических деятелей, объединяющихся в системы того или иного вида, этот выбор реальности не является ни разумным, ни осознанным. Он просто реализует свободу воли, присущую деятелям в их реализациях любого масштаба. Поэтому предлагаю назвать смысловые измерения деятелей физического класса психоидными, следуя определению Н.О. Лосского (4).
   Нефизическое взаимодействие деятелей, приведённое к физическому аспекту рассмотрения, проявляется в структурных изменениях объектов, например: к усложнению или упрощению их структур, к объединению в совместные системы или их распаду. Например, два атома могут повлиять друг на друга чисто кинетически, а могут объединиться и образовать молекулу. Молекулы в результате взаимодействия могут образовать более сложную совместную структуру, но могут и распасться на более простые молекулы. Усложнение структуры приводит к увеличению общей энергии системы, а упрощение – к уменьшению этой энергии. Освобождающаяся энергия просто рассеивается.
   На уровне биологических деятелей, в процессе формирования ими поведения проявляются биологические и психические измерения и реальности. Для биологических объектов информационное взаимодействие может быть сопряжено с уничтожением (использованием) одного объекта другим, но может привести также к модификации их поведения, например: к объединению в биологическое сообщество (или даже в единый организм) в целях выживания. Для сознающих объектов взаимодействие также может состоять в элементарном использовании одним субъектом другого, а может привести к их объединению в социальную группу. В более сложном случае (для развитых субъектов) взаимодействие, проходит через опосредствующие этапы мотивировки – сверку с определённой шкалой абстрактных ценностей и даже через этап коррекции этой шкалы\1\(см. сноски).
   Итак, можно условно выделить из множества выбираемых нами РОР смысловых взаимодействий три подмножества, в которые группируются деятели, соответственно возрастанию их сложности. С усложнением возрастают масштабы квантования этими деятелями действительности. В порядке возрастания масштаба это: смысловые реальности психоидного типа для физических деятелей, реальности биологического типа, переходящие в психические, и собственно, осознаваемые реальности в составе продуцируемых исследователями РОР. Эти три большие группы деятелей сами по себе составляют сложные иерархии. Разумеется, чётких границ эти группы не имеют.  Суть же всех взаимодействий – это энергообмен между деятелями в совпадающих для них измерениях, т.е. в совместном пространстве-времени.


2.Связь энергии и смысловых измерений.

   Итак, понятие энергии тесно связано с релятивным пространством-временем выявляющих данную конкретную реальность деятелей (1). Суть понятия «энергия» состоит в качественной разнице между деятелями, которую они стремятся выровнять в ходе взаимодействия. Качественная разница состояний деятелей выражается в конкретных параметрах, которые предлагается откладывать на соответствующих осях координат. Совокупность осей, по которым оцениваются качественные параметры деятеля можно трактовать как модель выявляемого им при взаимодействиях n-мерного пространства. Временная ось является специфической для каждого типа деятелей, т.е. для выявляемого ими пространства. Смысл же временного параметра неизменен. Время является обобщающим качественным параметром, который характеризует стабильность системы и темп её качественных изменений.
   Разные деятели, способные к взаимодействию, имеют различные показатели одноименных параметров по соответствующим осям. В универсальной модели эта «разность потенциалов» может быть представлена как разница их положения в соответствующих измерениях выявляемого ими n-мерного пространства. Но, проводя расчёты, т.е. формализацию этих взаимодействий в полевом виде, мы как бы, образно приводим n-мерное пространство к базовому 4D пространству-времени наших представлений. В результате любое взаимодействие может быть описано как происходящее в пространстве нашего восприятия. Об этом способе формализации взаимодействий я выше говорил.
   Для элементарных частиц качественная разница состояний выглядит как различие значений момента импульса, разложенного по трём ортогональным осям, соответствующим трём привычным пространственным измерениям. То есть, энергия элементарных частиц – простейшая, а именно – кинетическая, и она выявляется в нашем физическом пространстве. Что же касается спина, то его я трактую как показатель всеобщего (сквозного) смысла взаимодействий деятелей, о котором выше упоминалось. На уровне элементарных частиц – этот смысл проявляется как параметр, определяющий способность частиц объединяться с себе подобными в системы, т.е. в ионы и атомы.
   Потенциальная энергия связана с объединением частиц в системы. Эта энергия соответствует уже нефизическим, т.е. смысловым, измерениям взаимодействия деятелей. То есть, эта энергия запасается при объединении деятелей в системы и усложнении структуры имеющихся систем. Конкретно: каждый новый уровень иерархической структуры деятеля соответствует появлению ещё одного измерения взаимодействий и к соответствующему приращению потенциальной энергии. И, напротив, упрощение структуры приводит к высвобождению энергии на элементарном уровне, т.е. превращению её в кинетическую энергию движения самих объектов и составляющих их элементов, а также к излучению.
   Поскольку каждый новый уровень в иерархической системе деятеля соответствует развёртыванию дополнительного измерения взаимодействий, то очевидно, что количество измерений характеризует внутреннюю энергию системы. Аналогично и с информационным богатством системы деятеля, ведь сложность иерархической структуры можно оценить как её информационное богатство. И такое рассмотрение позволяет установить соответствие между информационным содержанием и полной энергией системы. Полная энергия, очевидно, будет выражаться суммой кинетической и потенциальной её энергий по всем ступеням иерархической структуры.


Приложение 1.

Неуловимое настоящее.

   Настоящее – это актуальный квант времени, выявляемый сознанием деятеля. Но составляющие кванты реальности, из которых складывается наша действительность, имеют разные масштабы. Колоссальное множество деятелей, реализующих нашу вселенную, являет нам великое многообразие типов и масштабов квантования. Настоящее неуловимо вследствие различных масштабов реализаций, из которых сложено наше бытие. Но это связано не только с наличием различных классов деятелей. Нет, и сами мы используем очень разное по масштабам квантование. То есть, наши сознательные и подсознательные реакции в зависимости от направленности и контекста имеют совершенно различные масштабы квантования действительности.
   Задумавшись о причине этого, я пришел к выводу, что это является следствием принципиальной разномасштабности составляющих мультивидуума. Очевидно, что человеческий мультивидуум по-разному выявляется в различных реальностях. В более общем плане, этот вывод следует из принципа универсальности деятелей (5). Дело в том, что деятели Мультиверса по-разному реализуются в контексте различных базовых реальностей. Диапазон реализаций одного и того же деятеля может охватывать все уровни сложности: от элементарных частиц, до неимоверно сложных разумных существ. В соответствии с этим, развёрнутое деятелем в конкретных актуальных реализациях число измерений может очень сильно различаться, что определяет сложность и характер взаимодействий.
   Разумеется, говоря о человеческой составляющей конкретного мультивидуума, мы выделяем из всей полноты воплощений данного деятеля лишь «антропный сектор» его реализаций. Это те реализации, выбор которых определяется разумом человека, его памятью и содержанием бессознательной сферы его психики. К активно выбирающим реальность составляющим бессознательного можно отнести актуальные психические содержания и те содержания личного и коллективного бессознательного, которые, в принципе, могут стать актуальными, не разрушая при этом человеческую идентичность.
   Итак, процессы разума принципиально многомасштабны. При этом можно выделить иерархию мыслительных процессов по масштабу квантования, в зависимости от целевых установок и применяемой людьми шкалы ценностей. Судите сами: одно дело, когда человек «отрабатывает» свои сознательные реакции на повседневные бытовые события. Это реакции оперативные, и чем быстрее они будут сформированы, тем более адекватным будет положение человека в окружающей среде. И совсем другие масштабы мышления проявляются при стратегическом планировании поведения и, тем более, в размышлениях, формирующих ценностную ориентацию.
   Очевидно, что анализ и синтез абстрактных понятий, творчество, размышления о «вечном», тяготеют к возрастанию масштаба квантования действительности. Если эти крупномасштабные способы формирования и восприятия действительности преобладают у какого-то человека, то мы говорим о нём как о «созерцателе», человеке «не от мира сего». Он теряет внешнюю суетную активность, но зато исполняется спокойствия, духовности и какой-то внутренней устойчивости. Такой человек осознаёт свои духовные цели в жизни и выбирает правильный путь для их достижения.
   И напротив, такое несуетное проявление характера и поведения означает, что ведущую роль в мультивидууме данного человека играют составляющие психики с крупным масштабом квантования действительности. И речь здесь идёт не о различии временных масштабов, выраженных в минутах или часах. Люди духовного подвига способны воспринимать кванты реальности с временными масштабами десятилетий или столетий. Именно этим можно объяснить их дар пророчества. То есть, это закономерное проявление крупномасштабных составляющих мультивидуума в деятельности разума.



Январь – февраль 2011. Нюрнберг.


Рекомендуемые источники.


1. А.М. Костерин. Снова о масштабах квантования Мультиверса. Третья попытка. http://www.everettica.org/art/Kost071210.pdf
2. А.М. Костерин. Попытка понимания квантовой механики. Вторая попытка.  http://www.everettica.org/art/PKM2.pdf
3. Ю.А. Лебедев. Многоликое мироздание. Монография в 3х томах. Москва «ЛеЖе» 2009-2010г. Электронный адрес http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=leb
4. Н.О. Лосский. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс.
5. А.М. Костерин. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf
6. А.П. Левич. Метаболический и энтропийный подходы в моделировании времени. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. http://www.chronos.msu.ru
7. Г.В. Лейбниц, «Монадология», Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982.


Сноски.

\1\ Всякому духовному состоянию соответствует определённое физическое и биологическое состояние со своим специфическим набором параметров. Поэтому, вызвав определённое физическое и биологическое состояние с помощью химических препаратов или упражнений можно придти к соответствующему духовному. На этом основано действие психотропных лекарств и многих духовных практик. Однако духовное состояние определяется физическими факторами грубо, к тому же, оно вырвано из контекста. Если такому состоянию не предшествует духовный труд и создание определённой психической и идеологической базы (коридора реальностей), то оно является неустойчивым и зависимым от материальных факторов. Это не состояние души, а проблеск, имитация. Такое бесхозное сокровище легко становится приманкой на гибельном пути.