1991 г 17 ноября. В сверхприбыли не заинтересованы

Вячеслав Вячеславов
     Я прирожденный оптимист. Вернее, это свойство присуще всем, или почти всем живущим. Почему-то был уверен, что мне дадут хотя бы третью премию, по справедливости.  Но ничего. Все неизвестные лица. К моему удивлению, на литературный вечер в ДКиТ пришло около 150 человек, я ожидал на порядок меньше. Я в новом светлом костюме, который хорошо на мне смотрится.

17 поэтов участвовали на конкурсе зрительских симпатий. Я заранее отдал голос Любе Бессоновой. Главным образом из-за жалости, да и стихи у нее хорошие. Меня не трогают, но и не задевают, не коробят несуразицей. И я не считаю себя большим ценителем поэзии.

Она ещё больше пополнела, всё шарообразное. Со вкусом и модно одета, черная кофта с крупной вязкой, черная юбка, черная шаль, лакированные, тонкие черные перчатки. Откуда у нее средства? Или же расходов мало, может позволить траты на одежду?

Володя Гришмановский читал отрывок из поэмы, долго, нудно, неумело,  заумно,  с потугами на оригинальность, мысли о смерти в его, как он сказал "надцать лет".

Сергей Тришкин взял микрофон в руки и оглушил всех подражанием Блоку — Россия шлюха, такая—сякая. Чтобы соригинальничать, готовы Родину, как угодно обозвать.

Сергей Аршинов заявил, что ему все равно с кем спать на сеновале: с Любой, Верой, а лучше с Надеждой. 

Алексей Алексеев вышел в коротких голубых брюках, грубые ботинки с длинными белыми шнурками, альпинистские? Через шею два раза обвернут черный женский шарф с бахромой. Светлая рубашка. Живописный вид. Прочитал отрывок из поэмы про Миклухо-Маклая с эксклюзивными вкраплениями, с галлюцинаторными эпизодами из современной жизни, где поклонницы Талькова изнасиловали Азизу, из-за которой он и погиб, застрелен 30 дней тому назад.

Читал он мастерски, лучше всех, может, поэтому и завоевал приз зрительских симпатий: 2-х томник Стругацких. Пока подсчитывали голоса, шел концерт силами двух артистов из Самары, с хорошими сильными голосами. Всё затянулось на три часа, а я обещал Гене прийти пить пиво. Удалось поговорить с Никульшиным из Самары, который приветливо отнесся и сказал, что будет предлагать мои рассказы в сборники, могу ещё присылать.

Поговорил с Орловым, попенял ему, что не поддерживает местных прозаиков.  Он оправдывался, не узнав меня, сказал, что не помнит, носил ли я раньше очки? Мол, газетная площадь мала, и вообще,  он не обязан кого-нибудь печатать.

Утром едва мы не проспали, не зазвонил будильник, не завели. Поставили меня одного на диск подрабатывать. Как назло у Щетинина неполадки, то ли он с бодуна, приходится руками работать, много отбраковывать.

Необычные эффекты в глазах, то искры между радиоприемником и мной, то, на какое-то мгновение, работающий телевизор в стороне от настоящего телевизора, в полутора метрах. Странные эффекты, раньше такого не было. Жаль, не инопланетяне, вот бы с ними поговорить, поторговаться, продать душу.

18 ноября подняли цены. Перенесли спокойно, народ уже привык, что цены будут подниматься, конечно, все ворчат, всем хочется, чтобы всё было подешевле, но лучше пусть товар будет подороже, но без очередей. Но у нас сделают так, что и товар дорогой и очереди длинные. В Польше уже перепроизводство с/х продукции, будут поставлять нам в обмен на наши природные богатства, которых нам самим не хватает.

23 ноября. Недавно размышлял об интересной закономерности, о которой многие знают, но не всегда,  и даже редко принимают во внимание — если задумаешь что-то сделать в такой-то срок, то ничего не получится, обязательно что-нибудь да помешает.  Трудно понять, почему так происходит. А закономерность почти 100%. Словно кто-то сидит над тобой и издевается:

Ах, ты уже решил, что так и получится, как ты задумал? Нет, голубчик, всё будет иначе, как я хочу. Впрочем, если ты проявишь побольше усилий, то достигнешь цели. Но это всё равно, что плыть против течения, которое иногда бывает столь сильным, что может унести в совершенно противоположную сторону или даже утопить.

 Если же будешь планировать, как бы, между прочим, не слишком заинтересованно, то всё будет получаться, как бы само собой.  В паруса подует ветер, и ковер расстелется к ногам. Но и такое отношение бывает не всегда, можешь и не дождаться попутного ветерка в течение всей жизни, вернее, он бывает, но ты, то ли не замечаешь, то ли пропало желание двигаться в ту сторону,  в которую дует.

Создается такое впечатление, что всё зависит от Всевышнего, в которого не веришь. Какой смысл в него верить, если он не прислушивается к мольбам, сколько ни стой на коленях, сколько ни бейся лбом об пол. Не идет на поводу и не начинает исполнять твои желания,  и всё это удивительным образом подтверждается, надо только проявить терпение и внимательность.

Я не очень-то и расстроился, что не дали премию. Кто я? Не обязаны давать каждый раз. Значит,  были лучшие кандидаты.

В среду на обеденном перерыве пошёл в библиотеку. Когда собрался уходить, увидел свежий номер газеты "Тольятти-Сегодня", где с удивлением прочитал, что мне дали вторую премию. Странно. Почему же они об этом не сообщили на литературном вечере, когда объявляли всех лауреатов? Возможно, в газете ошиблись, перепечатали со старого списка, где я значился, а потом по ошибке и напечатали.

После работы остался на собрание дачников. Пришло 300 человек. Полный зал. Я сидел на первом ряду. Председатель Владимир Федорович, разбитной парень рассказал, что участок обойдется каждому в 1400 рублей, каждый год платить не менее 200 рублей, укладка асфальта обойдется в 700 рублей, себе зарплату попросил в 1200 рублей, плюс компенсацию.

Многие начали кричать с мест, никто друг друга не слушает, каждый заботится только о своих интересах, один кричит, чтобы закупили счетчики, другому они не нужны. Я просидел два с половиной часа и не видел конца — страсти разгорались. Встал и ушел.

Дома лежит записка, что мне выделили вторую премию, и надо позвонить Кудряшову или Фонфоре, что я и сделал. Саша принялся извиняться, что по недоразумению мою фамилию не прочитали на вечере.

— Это пустяки. Для меня  это не существенно.

Договорились, что я приду в понедельник, так как после первой смены не успеваю получить, кассир может сдать деньги. Конечно, раньше 700 рублей были деньгами, сейчас это месячная зарплата, но спасибо и на этом в столь трудное время, какая-то поддержка.

В четверг успел поужинать и поспешил в лито, так как собрание перенесли на час раньше, нам место выделяют в картинной галерее, где сейчас устроена выставка "Деловые люди", о предпринимателях начала века. Выставку почти не посещают, а в позднее время тем более, вот охранникам и обслуживающему персоналу и хочется закрывать ее пораньше, а мы мешаем.

Из-за поворота, показался автобус, я побежал и успел на него, иначе пришлось бы идти пешком, и я бы не успел к намеченному времени, а так смог зайти в "Русь" и убедиться, что по-прежнему товаров нет, телевизоры напрочь исчезли, бумаги тоже нет.

В лито людей мало, семь человек. Поздравил Алексеева с призом зрительских симпатий, похвалил его чтение стихов. Фонфора прочитал воспоминания Зелинского о встрече Сталина с писателями на квартире Горького. 

После перерыва Вячеслав Смирнов прочитал коротенькие рассказы. До этого у меня было намерение не высказываться негативно, но, выслушав бодряческие рассказы в сюре, произнёс:

— Сюр не понимаю, поэтому и не могу высказываться, — но потом не удержался, продолжил: — Автору не хватает Борхеса.

Фонфора улыбнулся:

— Всем нам не хватает кому Пушкина, кому Тургенева.

Он прав. Но я такие рассказы не приемлю, не в моем духе, я не стал бы добровольно читать. Да и редко кто будет. Кому делать нечего, на любителя.
Выставка аксессуаров начала века не произвела большого впечатления, интересно посмотреть на подлинные вещи, одежду, предметы обихода, но и только. Всё это богатство охраняет милиционер с короткоствольным автоматом.

Вика неожиданно для себя купила болоньевое пальто, как и хотела. Перед этим женщины отказались от талона, ходили в магазин по этому талону, но ничего подходящего так и не смогли найти, а Вика пошла, на выставке лежало пальто желтого цвета, она попросила принести другого цвета, ей вынесли синего, и она купила. А надежды на это почти никакой не было.

Невольно задумаешься, неужели действительно кто-то экспериментирует над нами, проверяет нашу реакцию, тестирует? Не могу в это поверить. Это слишком примитивно и унизительно для существ более развитой цивилизации. Много ума не надо, чтобы раскусить человека, понять, что он из себя представляет. А коль не могут понять, то сами недалеко ушли от нашего разума.

Просто всё происходит случайно, точно так же выпадает орёл и решка, с такой же вероятностью,  может повезти, а может, и нет, а человеку, с его тягой к мистике и желанием всё объяснить, кажется, что вмешиваются потусторонние силы. Иногда бывает и так, человек молится и его желание выполняется, выпал орел, а он решает, что к его молитве прислушались, и делает обобщающий вывод о существовании Бога.

23 ноября. Проблема вывода войск из Прибалтики. Генерал с телеэкрана возмущенно говорит, что надо дать возможность солдатам дослужить свой срок. Похоже, для него это самая главная проблема. Маразм крепчает. Можно усомниться, что у людей есть мозги, как бараны упираются в ворота, не желая видеть, что и самого забора нет.

Возле магазина "Автолюбитель" продают «Жигули». Ради любопытства спрашиваю цену 093, но, по моему виду быстро определяют несостоятельность:

— Иди-иди, коммунист.

Следом подходит в норковой шапке, ему и говорят цену: 400 тысяч.

А Каданников заявляет:

— Цену на машины поднимать не будем, потому что не заинтересованы в сверхприбылях. 

Это что, маразм или идиотизм? Вся страна переходит к рынку, а он такое заявляет!

Прибыли нужны для радикального обновления завода, но это, похоже, директора не волнует.

Аварии, сообщения о терроре уже никого не удивляют, все привыкли, что без этого не прожить,  и смирились с суровой необходимостью. Все в ожидании, что следующий день будет намного хуже. Вот уже об ИП пишут, как не вызывающих сомнения — существуют и очень опасны.

Есть что-либо опасней человека? Им этика не позволяет уничтожить нас, ждут, когда мы сами это сделаем.

Вчера астролог передал, что сегодня неблагоприятный день. Точно. Туман +4. Паршивое состояние. Слабость, со срывами на головную боль, которая быстро проходит. Давление. Раздражительность. Вот и не верь астрологам. Я становлюсь фаталистом. Вернее, в моем возрасте всем пора стать фаталистами, и не расходовать напрасно нервы. Чему суждено быть, то случится, как ни упирайся.

Вчера хоронили Юру Пряничникова, рак печени. Ни пил, ни курил. Юра и Скрипкин пошли на похороны, были ребята и из той смены, некоторые сильно напились. Бригадир с той смены, Иван Кузьменко пренебрежительно говорил, мол, закуска плохая была, поэтому и спились ребята. Я за всю сознательную жизнь так и не присутствовал на похоронах, удавалось избегать. Боюсь, такое везение может скоро кончится.

Саша Худяков рассказал, мол, из Москвы приехал родственник, который сказал, что они уже две недели голодают, в магазинах шаром покати, а у вас тут коммунизм.

— Преувеличивает, — говорю. — Почему же газеты молчат?
— Они пишут. Мы все виноваты в таком положении. Мы должны пройти через это.

У Саши добродушное русское лицо, которое безоговорочно подкупает, вызывает симпатию. Человек с таким лицом не может быть плохим, так думается. Но идеала в природе не существует, красавица не всегда добродетельна.  Он такой же, как все. Просто, воображение и стереотип рисует свое.

В чем я виноват? В том, что не бьюсь лбом об стенку? И сравнима ли моя вина с виной Горбачева, доведшего страну до такого безобразного состояния? Ну, не он лично, а все его коммунисты?

Вполне можно было начать с другого конца, хотя бы с перестройки ВПК, сокращения расходов и не трогать компартию. Разрушение веры всегда приводит к разрушительным последствиям.

Хотя, возможно, он и прав.  Ему бы не дали претворить свои замыслы в жизнь, то есть сократить расходы ВПК.  Организовали бы заговор и поставили бы более покладистого, вроде такого же Черненко, или Брежнева, которые служили им прекрасной ширмой, за которой они чувствовали себя вольготно и прекрасно.

Мы должны переболеть, только тогда наступит выздоровление. В нашем мире не может быть идеально продуманных поступков, каким бы прекрасным человеком он не был, обязательно наделает ошибок.  Впрочем,  Горбачев, похоже, прекрасно справился со своей ролью,  разрушителя коммунистической системы. Он прикидывался её апологетом, поэтому члены бюро не рисковали его сбрасывать, ставить другого.

Он, как мог, защищал коммунистический режим, но в то же время ничего не делал, чтобы заткнуть брешь, в которую устремилась океанская вода. Корабль накренился, крысы сбежали, но он ещё на плаву, воду можно выкачать, пробоину заделать и снова пойти в плавание. Все можно с нашим народом, который из инстинкта самосохранения готов пойти на рабство, лишь бы выжить, не быть уничтоженным, не все могут бросаться телом на амбразуру.

На следующий день состояние улучшилось. Легко перенес ограничение в питании, настроение настолько хорошее, что даже мурлыкал под нос, это бывает все реже.

Вслед за святыми отцами, которые считали, что им сам Бог надиктовал священные писания,  могу сказать, что и я начал считать так же. Иначе как можно понять, что неделями не можешь ничего писать, а потом вдруг как прорвало, Бог обратил на тебя внимание и начал диктовать, дошла до тебя очередь. Потом даже сам удивляешься, неужели это я написал? Связь организма с Космосом. Какое-то пятно на Солнце влияет на тебя, на твое самочувствие, воображение, мысли, а может и подтолкнуть на безрассудные действия. Так ли это? От человека ничего не зависит? Пешка? Когда-нибудь люди это узнают.

27 ноября арест российской прокуратурой рукописи и документов, доказывающих вывоз долларов из Союза для поддержки компартий различных стран.

1 декабря референдум Украины о независимости, выборы Кравчука. Написал рассказ «Ловушка».
http://www.proza.ru/2011/05/28/547

3 декабря выдалось свободное время, когда не знал, как быстрей его провести, и пошел к Ямпольцу, хотя каждый раз даю зарок — не навещать его, не стоит он того, но любопытство, или просто желание хоть с кем-то пообщаться, перевесило. На этот раз он был более свободен, охотно разговаривал, но как всегда, очень раздраженно против всего мира, особенно против тех, кто скупает продукты, поэтому в магазинах ничего нет.

— Дали бы мне автомат, всех бы расстрелял.
— Да ты убийца! Надо быть добрее, нельзя так.
— Вот с такими, как ты, мы и дошли до такой жизни. Я к знакомому пришел, так у него всюду мешки, в прихожей повернуться невозможно. Была бы моя воля, я бы всех их к стенке.
— А может, надо начать с акул, с миллионеров?

— С ними надо разобраться, а этих к стенке, — недовольно говорил он, не слушая меня.

Я скоро с ним распростился и ушел с желанием, больше никогда не приходить к нему.  Это не человек.  Хорошо, что у него нет власти — расстреливать, а то бы он так и поступал, как говорит. Некоторые и убеждены, что надо расстреливать, только так и можно исправить человеческие нравы, а я же начинаю приходить к мысли, что нужно проявлять доброту, только она может изменить мир к лучшему. Зло откликается злом же на нас. Неоднократно убеждался в этом. Конечно, бывает, и на добро откликаются злом, но позже, доброта всё же побеждает, а не исчезает бесследно, оставляет ростки в любой душе.

Конечно, трудно говорить о доброте людоеда, которого арестовали в Узбекистане, съел шесть человек минимум, а его судили за элементарную кражу, каннибализм не смогли доказать.  Маразм нашего судейства, юриспруденции.

По радио открыто говорят о саботаже номенклатурных работников, которые и год назад сидели на этом же месте. Но почему же не принимают против них мер. На свалки выбрасывают нормальные продукты, на складах гноят продукты. За круглым столом рассуждают, что нельзя было предоставлять суверенитет республикам, рвутся связи, которые отрицательно скажутся на всех нас. Рвутся экономические связи. Но все молчали об истинной причине, почему это делалось? Из страха перед сохранением коммунистической системы, которая мыслилась оплотом Центра, поэтому все и бежали из центра.

А потом случилось непредвиденное — в Центре тоже рухнула ком. система, но стремление к суверенитету уже набрало обороты. Было бы умное правительство, оно бы предоставило большие права республикам, но в составе Союза,  без выхода. А сейчас уже не соберешь в бутылку выпущенный дым. Большинству уже ясно, что Ельцин не справится с выводом России из кризиса. Нужен другой человек, я бы голосовал за Ст. Федорова, он знает, как в кратчайшие сроки сделать страну богатой, и та же номенклатура не путалась бы под ногами, ей бы это было невыгодно. Но Ельцин избран на пять лет. И все эти пять лет, а потом ещё столько же, мы будем барахтаться в болоте, может быть, увязая ещё больше. Кто-то и потонет.

5 декабря подписан указ о либерализации цен, не проставлена лишь дата, республики ее подготовлены и просят Ельцина подождать хотя бы до 15 января. Снова отыгрываются на России. Почему мы должны идти у них на поводу? Простому народу не нужен Союз,  ему нужны хорошие условия для проживания. Пока же Союз дал нам нищету. Может быть, по отдельности мы сможем жить лучше? В маленьком доме быстрей можно навести порядок, чем в большом.

Если бы я не прошел школу закалки житья с матерью, я бы не вытерпел проживания с зятем.

Сейчас понимаю, что надо быть терпимее даже через силу. Этого понимания не было у моей матери, нет его и сейчас. Ведет себя бесцеремонно, ни с кем не считаясь. Трезвонит в дверь к Власте. Та упрекает её, что не надо так сильно звонить, мол, Игорешка спит.

— А почему он днем спит?
— Болен.
— Ничего ему не будет.

И в сапогах проходит на кухню.

— Ты бы хоть сняла сапоги, мне же трудно с большим животом мыть полы.
— Игорь помоет, — находится с ответом бабка.

Ей невдомек, что Игорь работает и тоже нуждается в отдыхе. Она просит у Власты сахар, чтобы сделать яблочное вино. Власта отказывает. Тогда она проходит к Игорю, тихо протягивает ему пакет и шепчет: насыпь сахарку. Ему трудно отказать.  Месяц назад Вика насыпала ей пакет сахара в 5 килограммов.  На следующий визит она сказала, что там и было всего два килограмма.

Вику это взбесило. Каждый её визит приносит нервотрепку. Я стараюсь настроить себя к спокойствию, не реагировать на нее, терплю ее бесцеремонность. Услышала, что мне дали вторую премию, прибежала просить почитать, за что мне дали. Я отказал.

— Другие читают, почему мне нельзя?
— Никто не читает. Пока не напечатано.

Уверяет, что ее будут печатать в газете, там, где и меня.   Это ей предсказалось, она же пророк, и она уверяет, что и здесь в Тольятти будут страшные последствия.

— Вот и уезжай отсюда, меняй свою квартиру.
— Я же не за себя волнуюсь.

Ее сильно задевает, что меня начали печатать, а чем она хуже, с высшим образованием? Принесла мне обрывок своего рассказа. Вроде бы, наивно говорит:

— Это не твой рассказ? А-то понесу в редакцию, а мне скажут, что они уже печатали его, будет неловко.
— Нет, — говорю я, сдерживая себя.

Надо ли больному человеку говорить, что он неизлечимо болен, тем более я не в силах ничего сделать. Психику у нас не лечат, у нас ничего не лечат, врачей нет.  К ним обращаются, когда нужен бюллетень, что самому выздороветь.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/20/1297