Конкурс Копирайта -К2
1. Помощник палача. Исповедь
История – 4
Литература – 4
Неплохо написанный рассказ в форме исповеди, рассказывающий о муках совести бывшего палача. Только он не трогает за душу, страдая некоторым недостатком психологизма. Страдания героя больше декларативны, поверхностны, ибо автор не может (или не хочет) проникнуть к нему в душу, в результате чего форма исповеди оказывается излишней. Может, удачнее было бы ограничиться простым повествованием?
2. Раритет
История – 4
Литература – 3,5
Любопытные исторические (или же фолк-хистори?) факты насчёт магов в окружении Сталина не дополнены увлекательной формой. Возможно, автор вдохновлялся романом Стивена Кинга «Долорес Клейборн», построенный как рассказ главной героини о своей жизни, а может, просто совпадение. В любом случае, рассказ был бы более удачным, если бы в нём была зримее показана связь между отдельными маленькими событиями и большими историческими процессами. А так мистическая составляющая рассказа выглядит довольно надуманной, а амбивалентно воспринимать происходящее невозможно – автор с самого начала заявляет свою историю как мистическую. И без всякой иронии.
3. К чему нам восторги и жалость?
История – 4,5
Литература – 3,5
Много исторических фактов и мало литературы. Всё изложено сухо, излишне рационально, словно бухгалтерский отчёт или строительная смета. Композиция рассказа в точности повторяет предыдущий, где пожилая женщина рассказывает молодому поколению дела давно минувших дней. Пожалуй, этим двум рассказам не хватает сюжетного конфликта. Читателя вряд ли может заинтересовать простое перечисление фактов, переплетённых с выдуманной биографией героинь.
4. Золотое кольцо с голубым камушком
История – 4
Литература - 4
Хорошо написанный рассказ, в центре которого одно из самых трагических событий, - Вторая мировая война. Именно благодаря своему фону и конфликту, высвобождению из плена одной из героинь, рассказ держит в напряжении. Возможно лишь, что он излишне оптимистичный. Ужасы войны как-то плохо ощущаются, а катарсиса нет и в помине.
5. Мрак разгонявшие
История – 3,5
Литература – 4
Интересный рассказ, но, увы, бесконфликтный. Как встретились, поговорили и разошлись два исторических персонажа. И, может, не стоило вводить в сюжет несуществующий апокриф Андрея Первозванного? Ведь есть с аналогичным содержанием, но сохранившийся – Евангелие от Фомы. Даже и фильм есть на эту антиклерикальную тему – «Стигматы», где говорится, что церковь придумана людьми. Хотя на автора рассказа влияние, возможно, оказал Дэн Браун со своим романом «Код да Винчи».
6. На дальних островах
История – 4,5
Литература – 4,5
Увлекательный рассказ на тему русского человека на рандеву. Бытописательные моменты смотрятся вполне естественно в насыщенном малоизвестными историческими фактами и экзотикой рассказе.
7. Гленн и Юрий
История – 4
Литература – 4,5
Довольно любопытный рассказ, где повествование удачно ведётся от первого лица. Своей циничной, но в большей степени иронической манерой повествования, автор заставляет вспомнить отличный роман Стивена Кинга «Долорес Клейборн». Причём это кажется скорее творческим соревнованием, а вовсе не подражанием.
8. Разорванные страницы
История – 4,5
Литература – 5
Профессионально написанный рассказ, в котором ощущаются отголоски прозы Юрия Трифонова, умевшего увидеть в частных судьбах и бытовых, вроде бы малозначительных, деталях приметы эпохи. Атмосфера зарождающегося тоталитаризма своеобразно преломилась в судьбе крестьянского поэта Сергея Есенина, который острее остальных чувствовал и переживал кризисный период в жизни страны. 1920-е гг. – словно затишье перед бурей, которая сметёт многих людей, искренне поверивших в обновление страны после революции. Есенин был одной из первых жертв, и его судьба – словно предвестие насильственной коллективизации деревни, произошедшей в 1930-е гг.
9. Чтоб ты жил в эпоху перемен
История – 4
Литература – 4
Поначалу рассказ кажется очень интересным. Автор не побоялся обратиться к теме насильственного крещения Руси, которое почему-то принято считать великим благом. Однако с этим историческим событием не очень вяжется частная история молодого человека, который пробует найти себя в жизни в новую эпоху. Для того чтобы подчеркнуть влияние перемен на судьбу отдельных людей можно было бы изначально ограничиться частной судьбой одного героя и через призму его сознания показать окружающий героя мир, подобно тому, как это сделал Борис Пастернак в своём романе-эпопее «Доктор Живаго» или Валерий Рубинчик в своей картине «Нанкинский пейзаж», в центре которой, тоже, кстати, находится аналогичная мудрость из «Книги перемен».
10. Уйти красиво
История – 3,5
Литература – 3,5
Вроде бы, какая связь между олимпийским мишкой и президентом Ельциным? На первый взгляд, совершенно никакой. Только и Мишка, и Борька - оба важные снаружи и полые внутри, надутые людьми, которым выгодно, оставаясь в тени, дёргать за верёвочки. Оба они должны были быть символами красивой жизни и успешной страны, а оказались символами распада. И наш народ, в который раз поддавшись обещаниям безбедной жизни, потерпел сокрушительное фиаско. Ну а после, расчувствовавшись под Новый год, искренне простил своего начальника, чтобы через несколько месяцев ввериться очередному авантюристу во власти.
11. Мужчины не плачут, или исповедь поручика Р.
История - 4
Литература – 4
Неплохой рассказ, в котором удачно сочетаются два мира – мир прошлого, представляющий собой повесть главного героя, и мир настоящего, где этот герой живёт. Возможно, не хватает больше связи с реальной жизнью героя, которая находит отражение в его повести, и больше связи между его настоящим отцом и отцом придуманного им персонажа. Но в целом довольно интересная и удачная работа.
12. Точки и многоточия
История - 4
Литература - 3
Интересная идея связать события 1950-х гг., в которых главный герой непосредственно участвовал, с событиями сегодняшних волнений. Вот только сам рассказ кажется излишне многословным и сухо написанным, словно лекция. Да и заявленная связь между событиями минувшими и сегодняшними кажется лишь декларативной.
13. Окурок из прошлого
История – 4,5
Литература – 3,5
Более удачный рассказ, также посвящённый советскому прошлому и связи его с настоящим. Много характерных деталей эпохи, интересные сочно выписанные бытовые подробности, вот только рассказу опять же не хватает более чёткой связи с настоящим. За всеми этими очеркового плана зарисовками не стоит, увы, никакой особенной идеи, а в финале так и вовсе всё сведено к ностальгии главной героини по своей молодости и давно прошедшим временам.
14. Пуговица
История – 4
Литература – 5
Единственный рассказ, где форма соответствует содержанию. Пожалуй, автор мудро поступил, что позволил увидеть дуэль Пушкина глазами вольтеровского простодушного. В связи с этим и несколько наивный рассказ воспринимается как очень личная, можно даже сказать интимная история, поведанная вечером у камина.
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2012
Свидетельство о публикации №21206291370
Рецензии
http://www.proza.ru/comments.html?2012/06/29/1370