Судьба или свобода?

Аркадий Костерин
   Однажды я гостил в рабочем поселке под Петербургом. И там у меня во время исповеди вышел спор с тамошним батюшкой. Ну, не спор, конечно, но несогласие я проявил. – Он мне сказал: «Вы не должны каяться в том, что не можете изменить. Есть судьба, и то, что должно произойти – произойдет с нами, независимо от нашей воли». Я возразил что судьба, может и есть, но и свобода тоже, так что всегда найдется, в чем покаяться. Прочитав надо мной разрешительную молитву, батюшка сказал, что мы еще поговорим об этом.

   А после службы мы пошли с ним крестить одного моего родственника, который сильно болел. Полгода назад он потерял правую ногу, а теперь ему грозила новая ампутация. По дороге батюшка мне сказал: «Вот смотрите, человек потерял ногу. Значит судьба его такая, он не может тут ничего изменить, как бы не каялся, нога не отрастет». Я ответил, что это так, но это не значит, что у него не было выбора. Бог давал ему возможность выбора раньше. Если бы он не курил столько всю свою жизнь, то наверное, не потерял бы ногу. Об этом мне с уверенностью сказали врачи.

   А потом я стал говорить, что человек сам во многом выбирает свою реальность – своими поступками, мыслями и словами. Мой родственник в этой, казалось бы безвыходной ситуации, принял хорошее решение – покреститься. Не бывает такого, чтобы человек совсем ничего не мог сделать для своего спасения! В любой ситуации он может вести себя хуже или лучше. И его выбор во многом определяет дальнейшее развитие событий. Так что человек свободен всегда! Главное, чтобы он сам это чувствовал и знал. Тогда он сможет вовремя покаяться и повернуть в нужном направлении. Все может сложиться иначе – не здесь, так на том свете. Батюшка не согласился со мной, но все равно мы подружились.

   Но все-таки, я после этого продолжал размышлять о судьбе. Даже спросил знакомого иеромонаха – «Есть ли судьба? Что нам предопределено свыше, а за что надо каяться?» Он подумал и сказал: «Не знаю… Что за судьба? – Есть Промысел Божий, если следуешь ему, то спасаешь душу, если нет – губишь. А судьбы не знаю!» Я задал тот же вопрос ученому богослову. – Он ответил: «Судьба есть и связь между ней и грехом существует. Но она очень неясна, и для меня является сомнительным, должны ли мы пытаться её познать. Вспомните, что говорил Господь: «Или вы думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее всех были в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4,5)»

   В тот же день, когда я решил записать эти размышления, на Литургии читали об исцелении слепорожденного, который был слеп не за свои грехи или за грехи родителей, но «… для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9). Вот, подумал я, ведь это та самая «судьба» о которой мне говорил батюшка! А я с ним спорил… Но дальше, в этой довольно длинной истории рассказывается, как бывший слепец, еще не видевши Христа, исповедал Его пророком перед фарисеями, за что был ими изруган и выгнан. А увидев Спасителя, слепорожденный тотчас уверовал, что Он – Сын Божий. И вышло так, что бывший слепец прозрел и телом и духом, а зрячие от рождения фарисеи остались душевно слепы. «Дела Божии» они не узрели.

   Если бы тогда на прозревшего слепца и на фарисеев рухнула башня Силоам и погребла их, то разве одинаковые последствия были бы для них? – «Судьба» была бы у них одна, а последствия совершенно разные, ведь душа слепца была уже зрячей, а души фарисеев оставались ослеплены гордыней и лукавством. И это было результатом их выбора. То, что башня задавила их  всех вместе, не имеет решающего значения. Это не может упразднить их свободу и личную ответственность. Надо было вовремя каяться фарисеям, если бы они осознали свой грех! Об этом и говорил Господь – о  том, как необходимо покаяние, ведь ты не знаешь, какое мгновение будет последним!

   По-моему, люди чувствуют себя несвободными, беспомощными, гонимыми судьбой, если не имеют крепкой веры. Да, мы далеко не всегда вольны в обстоятельствах нашего существования. Но в одинаковых условиях мы можем работать для спасения души, а можем губить её своими мыслями и поступками. Люди попадали в концлагерь и вели себя там совершенно по-разному. Одни любой ценой, старались спасти свою шкуру, а другие спасали первых встречных. На войне – одни закрывали грудью товарищей, а другие прятались за чужие спины. Так что судьба не отменяет нашу ответственность за состояние души. Оно определяется и судьбой и свободой. В жизни всегда все перемешано, а нам надо выбирать. Насущно необходимо понимать в каждый момент, с кем ты сейчас – с Богом или с сатаной. А чтобы сознавать это, есть единственное средство – никогда не забывать о покаянии.

Нюрнберг, июнь 2008 года.