Моя ближневосточная дача

Александр Железногоров
Еще в  восьмидесятых годах на просторах  страны,которой уже нет на
картах мира, было модно заводить земельные участки. Движение это
поощрялось  сверху и ширилось на местах.

      Вот и у нас на предприятии  организовалось садово-огородническое товарищество. 
 Земельные наделы находились в двадцати километрах   от городской черты у Черной речки.  Надо откровенно сказать,что речушка оправдывала свое название при первом же знакомстве,а летом  она совсем пересыхала. Добирались  энтузиасты дачного движения до своих  наделов  совсем не  просто: надо было ехать  на трамвае, потом  автобусом минут сорок, ну и километра три-четыре пешком к заветным шести соткам.

  И вот на распаханном поле  расставлены  флажки, и каждый землепашец  уже официально почувствовал себя землевладельцем.
  Интеллигенция  строила свое будущее на шести сотках  в болотисто-комарином раю. Росло самосознание  и крепла уверенность в завтрашнем дне.

     Ох и напахался я  на этих шести сотках:ни суббот,ни воскресений, с комарами и дикими пчелами,медведкой и колорадским жуком. Наши  операционные сестры  и оперирующие хирурги стеснительно прятали руки в карманы и принимали таблетки  от боли в спине, идя в   в операционную.

      И что характерно- всем нравилось. Вместо  книжных новинок-рассада болгарского перца, вместо поездок заграницу- беспощадная борьба с вредителями.

  В августе-сентябре начиналось  самое страшное -  это сбор урожая и закрутка всего,что есть. Помню освободили мой
личный кабинет и библиотеку под "стеклотару". Закаточный станок работал по три смены,без перерыва на обед.
 До сих пор одно воспоминание о непосильном и непроизводительном труде  вводит меня в изумление.


Недавно смотрел  шоу молодых ребят с Урала, так это все про нас:

"А тачка -тачечка, с навозом тачечка,
И лишь одна на всех  есть водокачечка.
Кругом собачий вой,
И вот над головой
Жара и комарье...
Зато блин все свое..."

Uralskie Pelmeni.Ot tomata do zakata.


Я много раз пытался объяснить своим детям, что такое дача и  зачем надо было выращивать
столько много картошки,моркови и свеклы. Они не понимают, почему врачу или инженеру надо было  так пахать все лето и от этого получать удовольствие, когда существуют овощные лавки или на худой конец рынок.

 Да  и  рынок это поколение фэсбуков и айподов не очень-то
признает,предпочитая делать покупки через интернет: одно движение по
кнопкам и тебе все принесут домой в назначенный час.

... А  я  обожаю рынок с его изобилием,многоголосицей, с запахом
наконец. Может это остаточные явления или, как принято сейчас
говорить, постсоветский синдром.
  Лет двадцать назад одно осознание того, что ты можешь себе позволить купить все,что ты хочешь и при этом не пострадает  твой домашний бюджет,приводило меня в состояние трепетного  возбуждения.

Для меня рынок - это живое существо: он кричит,ругается,шумит,бурлит из-за постоянного движения людей, машин и маленьких  лавчонок на колесиках. Пахнет восточными пряностями и готовящейся  тут же  на каждом углу едой,мимо которой пройти просто невозможно.


Раз в неделю я въезжаю на стоянку,выкатываю  свою  " базарную" коляску
из багажника и начинается  удивительное шоу, в котором я главный герой, а моя ближневосточная дача, как стали называть  рынок у нас в семье,
это огромная массовка, натура, грандиозная постановка.

Готовый сценарий у меня на двух страницах перечислен "в лицах",начиная
от картофеля и кончая персиками,черешней и  клубникой. Продавцы
-статисты очень агрессивны:кричат,зазывают,хватают в буквальном
смысле за рукава...

-То,что тебя обманут ,ты об этом даже не переживай,-объяснял мне один
бывший торговец на рынке, который  теперь  гордо  носит  больничную форму и  перевозит  больных на каталках из приемного покоя по отделениям.

  Но мне плевать! Я хочу быть обманутым,но как? Красиво! С улыбкой!
 И чтобы весь товар,который я приобрел у торговца по имени Сасон (он по
виду тянет на второго секретаря райкома:седые виски, вальяжный вид),
аккуратно донесли до моего автомобиля и с уважением разложили в
багажном отделении.

  Все они мне до боли знакомы за много лет.   Вот крашенная блондинка с
Кавказа , а черные  сросшиеся брови сразу выдают ее происхождение. У нее совершенно изумительный мучной лоток, а запах свежеиспеченного хлеба с орехами и изюмом  встречает тебя задолго   до торговой точки.
    Вот Коби- страстный любитель восточной музыки,выходец из Месопотамии: он так разложит красиво  товар ,что ты только дома обнаружишь у себя  неконвенциальные  овощи или  зеленые  недозрелые киви.
    А что творит с картошкой глухонемой  эфиоп Моше?   Обычно  он использует весы с особой градуировкой, ловкость рук, мимику и взгляд.Настоящий  "мастер"!

      У черновицкого парня по имени Борис всегда много пенсионеров из России, они жалуются ему за жизнь,рассуждают о плохой медицине и вспоминают  диспансеризацию как один из реальных методов предотвращения заболеваний.

-Ты не представляешь, какой я бил богатый человэк, в Черновцах менья
знала каждая собака.
Нет, ты не  знаешь,что  значит бить завбазой в Черновцах,-рассказывал
 Борис окружившим его  сострадальцам.

Никогда не забуду случай, который меня потряс. Это было в самом начале
нашей  абсорбции, когда собачий период( ты понимаешь,но ответить  не
можешь) одолевал не только нас ,но и тех, с кем нам приходилось
общаться в общественных местах.
   Был я безлошадный ,но с большим запасом оптимизма. Прикупив  на рынке  фруктов и овощей,я стал медленно пробиваться  к выходу.
...И вдруг я чувствую, как  огромный полиэтиленовый пакет  с яблоками и
грушами разрывается   посреди дороги.
 В тот же миг мои фрукты посыпались на проезжую часть и покатились  назад в сторону
рынка.

Я, как бывший советский человек, подумал,что п-ц  пришел  моим фруктам. Но
 не тут  то было.Огромное количество людей выбежало из лавок, магазинчиков,
лотков  и дружно со смехом  стали подбирать мои несчастные фрукты. Кто-то принес
огромный пакет,другой усадил мена  на скамейку и принес воды.

 Через  пару минут я был упакован полностью. Слов благодарности я тогда ещё
не знал, но  по виду окружившим меня людей я понял,что они от самого
факта помощи получили  удовлетворение. 

С тех пор моя рутинная поездка  на городской рынок превратилась в грандиозное шоу, где  мне заготовлена была главная роль  в спектакле под названием "Моя ближневосточная дача".