В бредовом сне такое не приснится

Сара Ямполь
В бредовом сне такое не приснится)
Или просто – Ирен, она же ляля, то есть Ляля….

Это было года три или четыре назад, поехала я на побережье самого черного, но синего моря, в так называемую южную столицу России.
Правда, по дороге дважды это звание отдавалось разным городам, сначала Ростову, а уж потом Сочи. И главное оба лозунга звучали в одном поезде. Мне даже показалось, что время пошло вспять, но потом я вспомнила, что я уже почти на юге, хоть и в поезде и удивляться нужно забыть.
Иначе лечение пойдет насмарку.
Главное – решить и сделать! Я так и постаралась.
Но, увы…
В первый же день моему удивлению не было предела, второй день превзошел все мои ожидания.
Но начну с самого начала.
Нет.
Со второй половины первого дня.
Про то, как я сошла с поезда, торговалась с таксистом о пятиминутной поездке, и его словоблудии не буду распространяться, так как всякий, кто хоть раз был на юге, знает этот люд и без моих описаний, а кто не знает, лучше поберечь нервы.
И вот я прошла все необходимые заполнения бланков и с ключами, бирками и бумажками для прохода иду вслед за медсестрой.
На проходной меня встретили с улыбкой, не спросив пропуска, кивнули головой на моё «Добрый день», и через десять минут я стояла под душем, мечтая о том, как развалюсь на пляже под ласковыми лучами весеннего солнца.
Прежде чем плюхнуться на полотенце и умаститься на мелкой гальке, уже прогретой весенним, но теплым солнцем, я решила помочить лодыжки. Плюс 25 не означало, что вода будет плюс двадцать или выше, но – тут сработала прибалтийская закалка – местные плюс пятнадцать показались мне теплой ванной и я с тихим «ой-ё»  окунулась в воды Черного моря.
Мечта поэта или идиотки, неважно кого, сбылась!
Я сразу вспомнила «198х-не помню какой» год, посиделки с одноклассниками на берегу моря, с двумя-тремя пятилитровыми канистрами сухого и кислого, после которого самые смелые шли в воду и открывали сезон.
Но я-то не пила, более того, менее двадцати минут назад, стояла под горячим душем!
Я выскочила из воды как ошпаренная, вот уж сравнение, и дрожащими руками пыталась развернуть полотенце…
- Бааа! Какие люди!! Ты-ли это?
Я точно знала, что знакомых на территории санатория не могло быть! Все мои одноклассники бесплатно могут валяться на берегу моря в любом доступном им месте. Это я, уехавшая за личным счастьем в Прибалтийские просторы, потеряла право лежать, где вздумается, потому что потеряла ориентиры или нюх на злачные места. И потому, «как белый человек», решила отдохнуть, а заодно и подлечить разбушевавшиеся нервы – они-то южные, несмотря на то, что за двадцать лет я научилась мыслить и ходить как с берегов холодного Балтийского моря – не сообщая никому, что посетила родные пенаты.
Некто говоривший ко мне, приспустил очки на кончик носа и, окинув меня внимательным взглядом, произнес:
- Вот если бы сама, - это была особь женского рода! – не увидела, то ни за что не поверила бы! Ну, вылитая Ляля! И ноги, и живот, и глаза! Боже мой! Ты даже молчишь как Ляля! Как тебя звать-то?
- Я….. А………. О………
- Ясно, значит Ляля, а я – Лёля!
И Лёля скинула с себя некое подобие пледа и, подскочив, выхватила из моих дрожащих рук полотенце и стала быстро меня растирать. А я в это время, озираясь по сторонам, молча, вопила о помощи! Какие мысли неслись в моей голове, я и сама толком не запомнила, разве что пара-тройка обычных фраз запомнилась ввиду их банальности: и «какого рожна я…», и «на кой она……..», и «хорошо, что сумка в номере….», и «только бы про нас не подумали, что мы….», и, конечно же «……..» …
А Лёля продолжала совершать различные манипуляции с моим телом, при этом продолжая что-то рассказывать о своей Ляле и том, как мы с ней похожи. Она укутала меня в свой плед и усадила на топчан, а я почти опьянела от холода и тепла, которые боролись в моем теле, от ее настоящего местного диалекта, на котором говорят только местные жители Черноморского Побережья Северного Кавказа!
В каждом слове петь две противоречащие  друг другу мелодии могут только «местные»: переливы всех песен Кавказа с гортанными звуками Одессы. Ни казачьего говора, ни крымского наречия, ни одесской мелодии, ни придыхания южных народов.
Краснодар, Ставрополь, Ростов – и их близлежащие территории полны своего языкового колорита, но население побережья, без условной национальной принадлежности, то есть говорящие «только на русском», отличается умением петь и тарахтеть как из пулемета одновременно!
Повторюсь: я почти опьянела от холода и тепла, воюющих в моем теле, от неугомонной Лёли с её рассказами о Ляле, от воспоминаний, нахлынувших на меня.
- Давай, согревайся. А то заболеешь на лечении!
«Вот, узнаю, юмор, который понимают лишь те, кто его выдает!» – я почти улыбнулась.
- Нет! Ну, правда, если бы мне кто сказал, то не поверила бы ни за что! Это же надо так быть похожей! У вас даже рост один, и такие же тонкие кости! Вот и не верь, что на свете бывают двойники!
- Меня зовут …..
- Да, поняла я, не из глупых – Ляля это для легкости, а уж как там твое имя, мне все равно! Ты для меня – Ляля, и точка! Думаешь Лялю как звать? А-а-а! Людмилой! Да. Меня Леной кличут, а по паспорту я …, неважно. Так вот мы с Лялей с детства подруги, за одной партой сидели. Придумали себе эти имена, так и кличим друг друга – Ляля и Лёля. Ты так на неё похожа, как близняшка, вот и будешь Лялей, у меня язык не повернется назвать тебя иначе, уж не обессудь!
Лёля уселась на свой топчан, достала термос, и налив в крышку чай – горячий, зараза – протянула мне:
- Пей, давай, а то не дай Бог, заболеешь! Не боись, ничего не подсыпано, для себя делала. Пришла рисовать, но сегодня уже не судьба! Я буду тебя оберегать! Уж коли ты так похожа на Лялю, то видимо и натурой такая же – доверчивая до тупости.
И тут Лёля поведала мне историю, которую можно услышать либо в поезде, в темном тамбуре, либо увидеть в полубредовом сне, но, по словам Лёли, это было сущей правдой.

- Пару лет назад Ляля вдруг заявила мне, она тогда приехала в отпуск в конце августа, чтобы я звала её Ирен. И объяснила мне это тем, что она познакомилась с мужчиной по интернету, представившись немкой из Риги. Она тогда жила в Москве, ухаживала за каким-то очередным умирающим родственником, по причине своего безбрачия. Это ж надо, бабе за сорок, а она все никак замуж не выйдет, даже не жила толком ни с кем! И тут – на те! – знакомство через сайт знакомств! Некий Александр – тоже мне завоеватель мира! – такой обалдуй, каких свет не видывал! Ляля тихая безропотная овечка, но когда ей в голову что-то втемяшится – это у неё ещё со школьной скамьи – становится непредсказуемым бульдозером. Она приехала втайне от всех родственников и друзей и поселилась у меня под видом отдыхающей, а я как старый верный пёс должна была жить две недели по её сценарию, потому что «желала подруге  счастья».
… Я в тот миг подумала, что ничего не бывает просто так, ведь и я не сообщила никому о том, что буду две недели прятаться за стенами санатория. Я разомлела то ли от чая, то ли от солнечных лучей, и не стесняясь, развалилась на топчане, подставив лицо ласковым лучам, закрыв глаза – чтобы не было морщин и чтобы, уж если случится такое, уснув не обидеть собеседницу, что громко сказано..

- Я и не подозревала, что моя Ляля, которая боится сказать соседу, что его музыка мешает спать в половине третьего ночи, способна на аферы с документами! Что только не делает с женщинами страсть! Ляля влюбилась в какого-то работягу, который работал на стройке, по вахтенному набору в нашем городе, и она, представившись этакой интеллигенткой из Латвии, решила сыграть свою роль до конца и приехала посмотреть на героя своего романа, как есть!
Она дня два не вылезала из интернет-кафе, ночами сочиняла историю своего приезда, изучала сайты о Риге, и прибалтийских замках и культурных особенностях.
И вот, решив, что готова к встрече, написала своему возлюбленному, что едет в Сочи, по курсовке. Реакция возлюбленного была, по меньшей мере, странной! Ведь судя по переписке, он звал её замуж, а тут написал, что не готов принять её. Ляля, она же Ирен, написала, что жить будет в съёмной квартире и что целыми днями будет на процедурах, а вот вечерами они смогут видеться и познакомиться ближе, чтобы понять истинные у них чувства или нет. Все как-будто бы разумно, но я не поверила в эту сказку о принце из интернета, возможно, по причине того, что убеждена, что простой рабочий парень не способен на подвиг ради прелестной дамы. Два вечера Ирен приходила домой около одиннадцати вечера, а на третий не пришла ночевать. Я забеспокоилась, как за дочь, которой уже почти тридцать. Я рано вышла замуж, сразу после школы, почти сразу после свадьбы и родила. Через два года – когда муж вернулся из армии – развелась, с тех пор не верю ни одному носителю штанов, что не мешает мне крутить с ними романы, но и только. А Ляля романтична, как Наташа Ростова! Всякий раз она влюблялась на всю жизнь, была на всю жизнь обижена при очередном расставании и всю жизнь переживала потери - потери и романы, романы и неудачную любовь. Ляля неисправимый романтик. А вот в образе Ирен она немного изменилась. Даже слишком!
Когда очередной роман подходил к концу, она это как-то чувствовала заранее, Ляля тускнела и теряла силы, неделями сидела дома, не отвечала на звонки и, как мне кажется, тем самым ускоряла разлад в отношениях, бороться за «остывшие чувства», по ее разумению, не было ни какой надобности, и она тихо умирала для своей неудавшейся любви. Став Ирен она, как я считаю, совершила подвиг в битве с собой! Хотя всё одно – глупо закончилось…….

…………. Я шла по тенистым улочкам Старого Города и всматривалась в окна кафе. Там, в глубине, за стеклянными огромными витринами сидели люди, они что-то пили из маленьких чашечек, о чем-то говорили и смотрели друг на друга добрыми внимательными глазами. Я не видела их глаз, но я знала, что у всех людей, там за окнами были добрые и внимательные глаза. Вдруг меня кто-то окликнул, я не успела понять по голосу, кто это был – мужчина или женщина. Я оглянулась на звук и увидела миловидную блондинку, которая почти присела или прислонилась к ограде одного из домов, и внимательно смотрела на меня. Я поняла, что это она звала меня. Но подойти или ответить ей не решалась. Женщина приподнялась и, развернувшись, пошла в сторону Здания Народного Суда, из дверей которого выходил мой муж. Они тепло так обнялись, больше как друзья, но что-то неуловимое, романтичное сквозило в этих объятиях, и так полуобнявшись, они пошли вдаль, от меня. Женщина оглянулась в мою сторону, поправив свои волосы цвета зрелой пшеницы и положив голову на плечо моего мужа, обняла его как-то иначе. Не знаю как, но иначе, что вызвало во мне бурю эмоций, которые стали наполнять меня, кипеть, как вода в чайнике, я стала задыхаться.
Вскрикнув, я проснулась.  Лёля в полном недоумении смотрела на меня и что-то шептала, по её лицу я почти догадалась – она молилась.
- Ты припадочная?
- Нет. А что случилось?
- Как что?! Ты стала кричать, если это можно назвать криком, я бы сказала – выть, и потом просто стала задыхаться! Ну-ка, давай, одевайся и иди в номер, прими ванну и сходи в медпункт, пусть тебя осмотрят, вдруг простудилась! Давай, одевайся. Я тебя провожу!


…….. Медсестра измерила мне давление и спокойным, почти сонным, голосом сказала:
- Это от перемены климата, такое бывает часто, Вам лучше отдохнуть в номере, примите успокоительное или снотворное и поспите больше обычного, тем самым Вы поможете организму адаптироваться, - она вытащила какие-то препараты и стала их рассматривать, видимо решая, какой из них мне дать.
- Спасибо, у меня есть своё снотворное, я послушаюсь Вашего совета и побуду остаток дня в номере.
А в номере меня ждал сюрприз – ненавижу сюрпризы – чемоданы неизвестного происхождения. Пришлось выйти из номера и искать дежурную по этажу и выяснять, чьи чемоданы, неужели мне подселили соседку и вновь обсуждать оплату номера. К счастью мы быстро разобрались и я, приняв ванну с йодобромной солью, выпив снотворное, завалилась спать!
Утром меня разбудил какой-то шум – это гудела косилка! А на часах только 7 утра!
Пришлось вставать, делать зарядку, принимать душ и идти на завтрак в 8 утра, что совершенно не соответствовало моему графику жизни, если ещё учесть, что разница во времени была в один час. Завтрак в 7 утра – это точно не мой график жизни!
Я выпила кофе, на большее у меня не было ни сил, ни желания в столь ранний час, завернула бутерброды и печенье в салфетку и пошла прогуляться по берегу моря, так как прием у невролога мне был назначен на 11 утра, ведь я рассчитывала спать до половины десятого, чтобы до закрытия столовой успеть выпить утренний кофе.  Гуляя по берегу и жуя запасы завтрака, я жалела о том, что не имею привычки брать с собой воду. Но, в общем, утренняя прогулка по берегу мне понравилась, на всем моем прогулочном «марш-броске» не было ни одного человека – то-ли все были на процедурах, то-ли спали, то-ли не было ни одного любителя утренних прогулок, но в это утро я была на берегу моря одна! Что для меня было неким моментом свидания – я люблю море, люблю как друга, как воспоминание о детско-юношеской любви из прошлого, как живое существо.
Подойдя к самому краю, к самой кромке воды, я сказала:
- Привет! Вчера я не была готова. Привет! Вот мы опять встретились, – хорошо, что никого рядом не было.
Со стороны это было похоже на сумасшествие, или я просто слишком много анализирую свои поступки.
– Море! Ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать……
Что мне приготовлено здесь? Что я хочу найти или понять?

С этими мыслями я вошла в лечебное здание санатория. И первое, что я увидела, точнее кого я увидела – да! это Лёля – она подскочила с дивана и пошла мне навстречу с раскрытыми для объятий руками, быстро тараторя слова приветствия и, как мне показалось, даже любви:
- Ляля! Сегодня ты выглядишь гораздо лучше! Где ты была? Я жду тебя битый час! У тебя сейчас невролог, - она сгребла меня в свои сильные объятия, а я опять испугалась, что про нас не то подумают, - а потом я тебя украду на весь остаток дня, я уже выяснила, что все процедуры у тебя начинаются завтра! Так что я тут на диване и жду тебя, давай особо не задерживайся там!

В кабинете врача, а так же гуляя по другим кабинетам и кабинам, иначе и назвать нельзя те комнаты, в которых меня измеряли или проверяли, я провела  около двух часов, с легкой надеждой, что Лёля устанет ждать и уйдёт.
Но, увы! Когда я вышла в холл,  она сидела на диване и что-то рисовала на обрывке бумаги, увидев меня, она быстро собрала «свои манатки» и, подхватив меня под руку, чего я вообще не люблю, почти вывела меня на «свежий воздух». Слушая Лёлю, и почти безропотно подчиняясь её властным движениям, я вспомнила на каком-то клеточном уровне своё детство, свою жизнь в родительском доме, этот невыносимый момент, когда нужно было перед сном поцеловать маму…….
- Ты чего насупилась? А, видимо как Ляля, не любишь ходить под руку, ясно, даже в этом вы одинаковы.
- Вы умеете читать мысли? – почти обалдев от точности реакции Лёли, спросила я.
- Я? Нет! Я художник и чувствовать людей – моя профессия, что, в общем-то, скорее всего и есть умение читать их мысли. Хорошо, телесные контакты закончились, - и надо отдать должное Лёле, она больше не тискала меня и не брала под руку, - и я приглашаю тебя в другой санаторий, где ты получишь такое удовольствие от увиденного, что..., да, кстати, перестань говорить мне «Вы», иначе заставлю выпить на брудершафт!
 
По дороге в другой санаторий Лёля рассказала мне о себе и потом, пристально заглянув в мои глаза, спросила:
- А ты ведь отсюда родом, ведь так?
Я не была готова к этому вопросу, не была готова к прогулке, всю дорогу думала о том, как я согласилась на все эти странные общения с Лёлей, что она, по всей видимости, обладает какими-то параномальными способностями, раз так быстро – уже во второй раз! – меня уговорила на общение и, что меня крайне удивило, на прогулку за пределы санатория! А я ведь твердо решила, что не выйду из него все две недели пребывания! И тут вопрос о моем «местном происхождении»!
- Я? Эээмм, как сказать….
- А и не говори, я и так вижу! И сдаётся мне, что причина твоего затворничества крайне схожа с Лялиным приездом, о котором я тебе рассказывала! Уж очень взгляд у тебя сейчас похож на её…. Может расскажешь?
- Нет.
- Ну, как знаешь, Ирен!
- А откуда Вы…??? ..
- Как откуда?! Ты ж вошла в корпус, а я спросила у дежурной. Ты вчера совсем была на автопилоте! Да-а, тебя даже зовут так, как она придумала! Мне это не нравится! Уж слишком всё сходится! Таких как вы с Лялей надо спасать заранее, задолго до того, как вы что-нибудь натворите! Я тебе расскажу её историю, глядишь, это спасет тебя от безумного поступка!
- Я уже совершила свой безумный поступок.
- Неужели? Интересно! Так, на проходной просто улыбайся и кивай головой, всё остальное я беру на себя!
Мы подошли к центральной проходной в санаторий и Лёля, улыбаясь, достала какие-то бумажки, показала их мельком в окошко и мы прошли на территорию Санатория под названием «Сочи», как потом выяснилось, в этом Санатории отдыхает сам президент России и, «отдыхая, лечатся или лечась, отдыхают», все из «состава». Каким образом удалось Лёле, как потом, спустя две недели выяснилось, обычными карточками для заполнения данных, дурить всех вахтёров на проходной, я так и не поняла, видимо, она всё же обладала сверхспособностями, о которых даже и не подозревала сама! Мне даже не приходилось улыбаться и кивать головой, на меня ни разу не обратили внимания ни один из вахтёров, им было достаточно кивка головы Лёли и её движения руки со сложенными незаполненными карточками.
В тот день, когда мы первый раз вошли на территорию «президентского санатория»,  я была удивлена и восторженна одновременно!
- Так вот где прячется истинный облик города! Вот где эти живописные поляны и строения «сталинского ампира»! А я пыталась их найти в других закоулках города….
- Та-а-ак, ты не сочинка, понятно, а откуда? Из Новороссийска? Из Геленджика? Неужели из Анапы? Значит из Анапы, - Лёля, как доктор Лайтман из моего любимого сериала, читала все мои мысли, разглядывая моё лицо. Это было похоже на сон после пятичасового просмотра нескольких серий! Тогда мне приснилось, что меня читают прямо по лицу!
- О, Боже! Это «дэжавю»! Я это уже видела и чувствовала!
- Точно – Ляля! Небось, и  сериал  «Теория лжи» любишь?

Всё в этой странной женщине напоминало мне детство, отрочество, да так, что все мои переживания прошлого выпрыгивали из глубин памяти и заполняли моё тело! Я стала задыхаться от полноты чувств во мне  и присела на скамейку, обхватив голову руками.
- Я для тебя как кнопка, видимо тебя переполняют воспоминания. Интересно, что заставило тебя прятаться в этом городе, и не сообщать родным, что ты здесь? Любовь? Обида? Ясно, сейчас не расскажешь. А я и не тороплю! Всему своё время и каждому событию своё место на земле……
- Да ты философ!
- Ба-а-а! Да ты заговорила! Спасибо! Стена отчуждения пала, и мы можем это дело отметить! Идем, здесь есть маленькое кафе, там «не наливают», но у них вкуснейший чай – Ройбуш, тебе должен понравиться и Гинко, что в твоем состоянии просто как живая вода! Пошли!

Мы сидели и пили чай. Лёля рассказывала мне о своей Ляле, а я парила в каких-то странных воспоминаниях.

……….. Берег моря, мы сидим с одноклассниками и пьём сухое вино, все смеются и о чем-то говорят. Я чувствую себя не просто неловко, мне слегка противно, потому, что мне не смешно, но я улыбаюсь, даже смеюсь «в голос», потому, что не хочу – надоело! – выглядеть «белой вороной»! То, что смешно мне, не смешно никому, и то над чем смеются мои одноклассники, мне кажется глупым, даже вульгарным, немного пошлым, но ведь не могу же я всю жизнь быть одна! Меня и так называют странной, «не от мира сего»! И что? Так всю жизнь и быть «с другой планеты»? Тогда, именно на том берегу, я решила, что буду как все. Не получилось. Хотя я долго играла эту роль, я выучила её досконально. Я вжилась в неё, так, что когда хотела быть собой, мне окружающие говорили: «Не верю!»……
Я потеряла себя, свои ощущения, своё мировоззрение, свои ценности……, это случилось тогда, на том берегу, когда мне было 17. ….

……. Так вот, представляешь, моя Ляля, пришла после очередной любовной ночи, и, усевшись в угол кухонного диванчика, выпустила наружу это свой знаменитый взгляд в одну точку! Я поняла – надо девку спасать! Ведь она ж в таком состоянии может быть месяцы! А ей нужно возвращаться в Москву, за родственником ухаживать! И я давай её возвращать к жизни! Она в таком состоянии ест и пьет все что предложат и я ей налила красненького, да покрепче! Выпила и уснула! Утром я ей опять, в чай вина, да в еду успокоительных покрошила, съела ничего не подозревая, милая. И спать легла – и так два дня я её кормила пилюлями в котлетах. На третий день она заговорила! Правда в состоянии легкой эйфории, но рассказала мне всё, всё, что почувствовала! Хахаль её стал «заглядываться» на других интернетных красавиц, с неё-то он уже свое получил! А Ляля, это сразу заприметила, как изменился его тон, как стал на работе задерживаться, что ей приходилось в парке больше часа его ждать. Стал спрашивать, не будет ли хозяйка беспокоиться, что она ночами пропадает.
Ну и конечно про то, что она старая дура, которая так и не научилась видеть людей.

Разозлилась я не на шутку тогда! И на Лялю, и на этого «завоевателя»!!!! влезла в интернет и стала искать хакера. Просто набирала разные слова, которые приходили на ум, и кликала на поисковик. Помню однажды всю ночь так у компьютера и просидела! И нашла! Некий Лёня. Видимо мне его имя понравилось! Лёля. Ляля, Лёня – так созвучно получилось. И я ему написала, что хочу взломать сайт знакомств, точнее войти к одному гаду на страницу, пока не знаю зачем, но хочу отомстить за подругу. Лёня оказался не только догадливым, джентльменом, но и рыцарем старой закалки, он решил помочь в «ентом деле» ради удовольствия, сам ненавидит таких «разводил». Обещался развести гада «по полной», да так, чтобы «мало не показалось»! Лёня жил в Риге, что меня не удивило, и решил историю Ирен довести до полного ажура.
Когда он написал, я уже знала не только об обманутых надеждах подруги, но и о том, что она все эти десять дней кормила «любимого», так как ему по каким-то причинам не выдали зарплату! Я просто взбесилась этой гадкой альфонской уловки, на которую клюнула моя Ляля, бессребреница, коих мало на этой грешной земле! 
Я добавила «масла в огонь» страстей при очередной переписке с Лёней. И этот пройдоха совершил невероятное! Мало того, что он приехал через пять дней, но перед приездом набросал план действий, который понравился не только мне, но и Ляле. Мы – как в молодости – заразились азартом, не думая о том, что всё в любой момент может открыться, и нас могут привлечь за подделку документов.
Но, видимо, план был слишком хорош, и Небеса были к нам благосклонны………
Да ты меня не слушаешь!

Но именно последние фразы и привлекли моё внимание! Что за такой план мести придумал этот Лёня, что смог «вылечить» Лялю из ее – как я поняла – обычного затяжного безумного депрессивного состояния. Я уже представила молодого парня, лет так 25-30, с сильным чувством справедливости, мотивированным желанием отомстить конкретному альфонсу.

- Допивай свой чай и пошли к берегу, вместо тебя меня слушают те, кому это совершенно не нужно! – Лёля, взяла мои причиндалы для пляжа, и мы отправились на берег. Солнце уже вовсю грело, да так, что можно было, если бы не ветерок с моря, закрыв глаза ощутить себя как летом.
- Нужно найти место, где нет ветра, и тогда мы вкусим все прелести летнего отдыха, невзирая на то, что сейчас «глубокая весна».

Так выражаются только на юге. Эти странные обороты речи, незафиксированные ни одним словарем, устойчивые словосочетания звучат на всем Черноморском Побережье Северного Кавказа. Их невозможно объяснить, расшифровать или опровергнуть, они вылетают из уст местного люда, чтобы стать летучими или прожить только миг, но меня они затрагивали всякий раз и возвращали в воспоминания давно забытых дней.

- Шоб у тебя повылазило! – так кричали соседки с балконов на своих детей или мужей в момент ярости. Я так и не знаю до сего дня, что именно должно было «вылазить» и откуда, но  выражение несло такой заряд ярости, что получатель оного сразу «приходил в себя» и выполнял всё, что до этого отказывался.