Равнодушие как нравственная гибель человечества

Эдуард Лощицкий
      Жизнь, заботы, суета! Домашние дела, работа, и постоянная мысль: Как быть? Что сделать? Где достать деньги на квартиру, лечение, обучение детей? Как решить проблемы? Или вот, самые жизненные моменты: „Где мой красавец задержался вчера так допоздна? Врет, что на совещании! Кобель!”. Или: Как не стареть? Как поесть, чтобы вкусно и не дорого, да еще и не потолстеть при этом? Почему она смотрит на меня безразличным взглядом, а эта, та что прохода не дает – так надоела… И вообще: что сделать, чтобы ко мне никто не приставал с просьбами, но исполнял все мои потребности. Ах, если бы найти волшебную лампу Аладдина, И почему все улыбаются, ведь у меня так болит голова и пропал кот, такой красивый.
      Знакомо? Да, это наша жизнь. Наивный эгоизм, когда все что хочу – можно, остается в романтике далекого детства, которое чем дальше, тем меньше трогает наше сердце. Мы черствеем под ударами судьбы и превращаемся в «нечто», что трудно охарактеризовать. И вот, уже от некогда наивной, теплой улыбки не остается и следа. Озабоченность, хмурость и оно – безразличие, граничащее с равнодушием – две сестры отравляющие нашу жизнь. Друг просит помочь: болен близкий человек, или того хуже – умер: необходима сумма денег до получки или машина для ритуальных приготовлений. А в наших глазах равнодушие, и, зачастую, отказ со ссылкой на массу причин. Не у всех, конечно: некоторые искренне помогут, а некоторые просто не могут отказать и скрепя сердце с деланным радушием или сочувствием оказывают помощь.
      Что же такое РАВНОДУШИЕ? Что за чувство такое, чувство, которое овладевает нами в определенный момент нашей жизни. Что за психологическое состояние и почему оно охватывает общество эпидемией массового безразличия к чужим проблемам? «Моя хата с краю – ничего не знаю» – эта поговорка возникла, подозреваю, давно с момента появления первого разумного существа на нашей маленькой планете под названием Земля. Но как тогда выжили люди? И не только выжили, но и развились в высокотехническую цивилизацию. Говорю – высокотехническую, так как сказать высокоразвитую – значит подразумевать и высокодуховную, а этого я как раз говорить и не хочу. Так, как же мы выжили и не погибли? Думаю, на этот вопрос даст ответ любой школьник. Ну, например, он может прозвучать так: коллективные действия давали возможность в поисках еды убить мамонта и противостоять враждебному племени, а одинокий житель почти всегда погибал. И школьник будет прав. Ведь цивилизованное первобытное общество, лишенное высоких христианских и других учений формирующих нашу духовность и мораль, выжило в сложных природных условиях. Выжило и развилось в высокотехническую цивилизацию. Развивалось за счет сплоченности, чувства плеча товарища, то есть соплеменника, а взаимовыручка была основным фактором, который позволил, если верить ученым мужам, первобытному человеку стать «Homo sapiens», то есть «Человеком разумным». Каждый член общины знал: равнодушие к ближнему, безразличие к общим интересам племени – стоили жизни в первом же бою тому, кто их проявлял. И вот цивилизация, набирая обороты и пройдя непростой путь через рабовладельческий и феодальный строй, пришла к апогею своего бытия, так сказать вершине… Вершине, которая оказалась дном. И тут уже школьник не даст ответ: почему так случилось? На это не могут дать однозначный ответ лучшие умы человечества. Расцвела бездуховность, появились изощренные технологии массового уничтожения людей – каждый забился в свои жилища и квартиры с одной мыслью: Как выжить? Власть захватили очень непорядочные люди. Соседа в тюрьму бросили!.. Хорошо, что не меня! Ага, еще одного власть упрятала!.. Ну что ж… пронесло и слава Богу! И вот… и вот наступил момент, когда позвонили в вашу дверь!.. Впрочем, все по порядку.
«Зло проистекает не от дьявола, оно коренится в банальности. Зло состоит в том, что мир равнодушен. Ты идешь по улице, видишь бездомных, умирающих от голода людей, и тебе все равно. В каком-то смысле ты становишься носителем зла. С моей точки зрения, равнодушие эквивалентно злу»
Так считает Вуди Ален. Не одинок ли он в своей оценке современного человека и общества, в котором мы провозглашаем истины, которым не следуем.
«Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX начала XX веков, резню в Константинополе. Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которыми они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, – трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом».
А так писал в 1894-5 годах соратник Сталина по голодомору на Украине, Максим Горький. Жаль только что эти слова относились только к армянскому народу, но не к «братскому» украинскому. В отношении украинцев Пешков проявил именно то «гнусное равнодушие» и даже оказывал идеологическую помощь в обосновании и оправдании политики геноцида против народа Украины. Он говорил: «…сельских единоличников, тяготеющих к собственничеству, нужно уничтожить как класс». Правда, это было уже в 1932 году, и погибло тогда не 10 тысяч армян, а 10 миллионов украинцев. От высказывания «народного» писателя до фразы: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость», принадлежащей  Митчеллу Уилсону – и вовсе рукой подать.
      И так: кажется мы раскрыли суть, что же такое РАВНОДУШИЕ… Раскрыли ли?
В самом деле, наши дни, казалось бы, нисколько не повлияли на смысл этого понятия. Мы едем в метро, равнодушно взирая на соседей – у каждого свои заботы. Едем молча, может в этом причина? Но давайте обратимся к соседу, например, на работе. Попросим поучаствовать в акции поддержки Юлии Тимошенко. Ведь так много говорим друг другу правильных слов о неправильных, мягко говоря, действиях власти. Сочувствуем борцу за свободу и народной избраннице, возмущаемся вопиющим нарушениям законов и откровенно политической подоплёкой процесса над ней – и вот тут происходит сбой. Печерский суд рядом, идти пять-десять минут, но у каждого появляется масса причин избежать своего гражданского долга. В глазах большинства вижу то страшное равнодушие, которое превращает наших людей в стадо потребителей материальной жизни – идеалы уходят прочь. Откровенно говоря, на такую реакцию хочется ответить резко, но знаешь ,– тебя не поймут. Не поймут и осудят. Принцип «Моя хата с краю…» работает четко и бесперебойно. Недавно я смотрел телепередачу о тюрьмах на Украине. Человеку со слабыми нервами смотреть подобное не рекомендую. Эпидемия туберкулеза косит людей независимо от срока отбывания. Человек, попавший за незначительные нарушения закона на несколько лет, имеет полный шанс угодить прямо на кладбище. Все тюрьмы нужно поставить на карантин, потому что заболевание, с выходом больных на свободу, охватывает все больше и больше людей!  Вдумайтесь в это! Не нужно смотреть фильмы ужасов: они в нашей украинской тюрьме! Это происходит в XXI веке, причем не при феодальном строе. Медикаментов нет никаких. Разве что вам дадут «Цитрамон» от головы и активированный уголь от проблем с желудком. Это все!!!.. От питания, которое дают заключенным, этих самых желудочных проблем масса. В беседе с одним из бывших узников слышу: „Каждый день в тюрьме умирает человек;. Пишу не узник, а именно человек. Потому что никто не давал право забирать у людей их гражданские права, а главное жизнь!.. Но власть не думает о лучшей доле для заключенных, а урезают и так мизерные субсидии. Урезают почти в половину, а то и более. Ну как же, ведь нужно пополнять бюджет для содержания Верховной Рады, например, купить 500 компьютеров. Стоимость компьютера – это относительно нормальное питание и содержание десятка заключенных около 4-5 месяцев. Но что же общество? Да ничего! Оно молчит, а те, кто не молчат – борются за свои права, но не за тех, кому в данный момент хуже их в десятки раз. Тоскливо наблюдать за благотворительной деятельностью толстосумов. Как-то, Кучму показывали в телепрограммах: по причине помощи талантливому мальчику – виртуозу скрипки. Слезы умиления отнюдь меня не прошибают, глядя на самодовольную физиономию экс-президента, зная, что все то, что сей господин «снял с общества», хватило бы построить в каждом областном центре больницу для онкобольных, открыть новые учебные заведения и значительно улучшить содержание, хотя бы тех же заключенных… а тут один мальчик, пусть и гений. Тема бесконечная и неблагодарная! Известные пиарщики, сделав на копейку, трубят в СМИ об этом мизере, раздувая его и прикрывая глобальные проблемы общества. Кризис и политическая нестабильность в Украине еще более ожесточают людей. Равнодушие захлестывает наше общество. Взаимовыручка и дружеское плечо становятся дикими понятиями и отторгаются, как ненужный отживший элемент модифицированной, точнее суррогатной духовности. Но в стране, да и во всем мире есть люди, которым плохо, очень плохо, значительно хуже, чем нам. В Средние века, в период феодализма, у каждого барона кубки, подносы и миски (тарелок, как и ложек, тогда еще не было), имели надписи. Вот они: «Пока ты ешь –  кто-то голодает!», «Ты ешь мясо, а у кого-то нет куска хлеба на обед!». «Ты пьешь и ешь, но есть те, кто умирают от голода!». Надписи разные, произвольной формы, но все имели одну суть: напоминать власть имущим о том, что они обязаны заботиться о ближнем и о народе. Сейчас таких надписей нет, никому и в голову не прейдет написать что-либо подобное. «Мрачное» Средневековье, которое нам подают историки, точнее фантасты от истории, оказалось намного гуманнее нашего развитого компьютеризированного века. Нам все равно, что происходит в обществе, нам безразлично кто придет к власти, нам абсолютно все равно, что творится в соседнем доме. Даже если там умирает соседка от голода, мы сохраняем спокойствие. Был случай у нас в Одессе, произошел он в 1995 году. Пожилая женщина, живущая на четвертом этаже, умерла от голода.  Из-за болезни старенькая не могла ходить. Ни в сберкассу, ни в магазин за продуктами она дойти не могла, в следствие чего  телефон отключили за неуплату, продукты закончились. Соседи по лестничной клетке забыли о ее существовании, как забыли и собственные внуки. Конечно, потом всколыхнулась вся Одесса, но это было потом. Равнодушие – что это? Как с этим живет человек и человек ли он? Может мы на этой планете давно уже бездуховные мутанты? Нам дела нет до того, что родители-пьяницы, по соседству издеваются над своим ребенком, калеча ему жизнь морально и физически. Нам все равно, даже если разгоряченный водкой папаша убивает жену и ребенка. Мы пожмем плечами и для видимости немного повозмущаемся, узнав, что власть опять арестовала очередного политического противника, и опасливо будем оглядываться при очередной информации от дворовых сплетниц, что у соседа бандиты забрали бизнес или закатали того в асфальт, когда он воспротивился его отдать. Правда, при последнем известии, на всякий случай проверим охотничье ружье, купим лишнюю пачку патронов и заведем собаку больше размером. Если так будет продолжаться, и каждый будет жить только для себя, мы проиграем. Проиграем, потому что власть – это государство, последнее – «организованный аппарат насилия», как писал К.Маркс. Бандиты же всегда приходят группой и с оружием. Равнодушие делает нас соучастниками преступлений, происходящих в обществе. Кто-то это сказал и думаю, не один раз. Вот свежий пример. Международная амнистия (Amnesty international) ежегодно проводит МАРАФОН по сбору писем главам государств и прокурорам в поддержку узников совести, людей незаконно осужденных, людей над которыми власть издевается и попирает человеческие нормы и законы. Сидят они по сфабрикованным делам. Самая распространенная форма привлечения человека к уголовной ответственности – это пакетик наркотиков, который, поднаторевшие в этом деле милиционеры, подбрасывают в карман жертве. Реальность происходящего поражает и возмущает каждого нормального человека, и эта реальность – суть нашего бытия в обществе с хромой демократией. Международная общественность подключается к массовым протестам против нарушения прав человека и требует освобождения таких узников. Разговаривая с близкими, товарищами по работе и просто знакомыми, обмениваешься информацией о подобных правонарушениях со стороны государственных силовых структур и ощущаешь: тебя понимают. Но это обманчивое ощущение, потому что, когда возникает необходимость в письменном протесте против содержания узников совести в тюремном заключении, происходит трансформация людей. Пряча глаза, многие отказываются, ссылаясь на занятость и массу других причин. Нет, они не боятся писать, им просто все равно, то есть они равнодушны к чужому горю, к чужой несправедливости. Любое письмо может изменить судьбу человека неправедно осужденного на тюремное заключение. Но ведь как сложно взять ручку и от руки написать письмо главе государства или Генеральному прокурору страны. И что интересно, в разговоре с таким человеком можно несколько часов говорить о справедливости, но двадцать минут конкретных действий вызывают у него обратную реакцию. Я не могу сказать, что перед нами люди черствые: они проявляют себя в жизни иногда очень по доброму. Многие просто не задумываются над тем, что кроме личных забот, в стране кипит жизнь, в которой часто погибают не только незнакомые нам люди, но и близкие, и в которой можем погибнуть и мы. В годы войны массовый патриотизм и небезразличие к общей цели – победе над врагом, были консолидирующей силой. Равнодушных не было, потому что обстановка заставила определиться каждого гражданина страны. В годы возрождения из руин и пепла, эта же консолидирующая сила опять закрыла дорогу безразличию к окружающему миру и не дала отдельным проявлениям перерасти в глобальные масштабы. После распада СССР, так называемый «дикий капитализм» уничтожил духовность и мораль минувших поколений, не воспитав в новом ни чувства взаимовыручки, ни чувства ответственности за свое дело, ни чувства элементарного добрососедства. Хуже того, эта эпидемия охватила не только Восточную Европу, но и разлагает духовность более здоровых, демократически настроенных наций. Наркомания захлестнула весь мир не только из-за огромных прибылей наркоторговцев, но и из-за нашего равнодушия. Мы взираем на своих детей, мысленно и вслух благодаря Бога за то, что именно они не подвержены этому смертельному недугу, но нам дела нет до соседского мальчишки или девчонки, погибающих от этой заразы. Но равнодушие наказуемо, так как уже наши внуки попадают в сети наркоторговцев. Разврат, проституция, пьянство, умственная деградация – все это следствие нашего безразличия к происходящему вокруг нас. Сосед сидит в тюрьме и страдает – нам все равно, не важно, что он знакомый или даже друг. Ну, посочувствуем, сделаем трагическое лицо, чтобы уже через минуту смеяться над чем-то очень забавным и посторонним. Что уж говорить о людях, которых мы и в глаза не видели. МАРАФОН проводимый Международной амнистией (Amnesty international), наглядно показал: почти каждое письмо писалось, как подвиг, как нечто столь значимое. Да и пусть! Это и есть подвиг души, когда человек, пусть даже и неискренне, но чиркнул несколько строчек. Справедливости ради нужно сказать, что были люди искренне сочувствующие узникам совести и близко принимавшие их страдания и проблемы, но как их мало! Поражаешься, как далеко зашло наше общество в своем безразличии к окружающему миру. В наше время в нашем государстве и других развивающихся странах, где демократия борется с тоталитарными режимами уходящего прошлого, любой из нас может оказаться в числе тех, нам неизвестных, что томятся без суда и следствия или по сфабрикованным делам в тюрьме. И тогда каждое письмо будет для нас надеждой на справедливость, и тогда мы начинаем понимать, что: РАВНОДУШИЕ – ЭТО ПАРАЛИЧ ДУШИ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ, – так пишет величайший драматург Антон Павлович Чехов, и тогда мы начнем осознавать: РАВНОДУШИЕ – ЭТО САМАЯ СТРАШНАЯ БОЛЕЗНЬ, – так говорил А. Токвиль. Вспомним слова Р. Эберхарда: НЕ БОЙСЯ ВРАГОВ, В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ УБИТЬ, НЕ БОЙСЯ ДРУЗЕЙ, В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ ПРЕДАТЬ. БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ – ОНИ НЕ УБИВАЮТ И НЕ ПРЕДАЮТ, НО ТОЛЬКО С ИХ МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ЗЕМЛЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВА И УБИЙСТВА. А когда придет наш час уходить в мир иной, горько пожалеем, вспоминая слова Э. Севруса: ТЕМ, КТО НА ВСЕ ЗАКРЫВАЕТ ГЛАЗА ПРИ ЖИЗНИ – НЕКОМУ ЗАКРЫТЬ ИХ ПРИ СМЕРТИ.
       Я же хочу закончить следующим: РАВНОДУШИЕ – ЭТО НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОСЛЕ ЭТОГО – МЫ ПОПАДАЕМ В ЖАЛКОЕ НИЧТО.
    Само собой в голове сложилось к моим словам стихи-резюме:
                РАВНОДУШИЕ.
                Я равнодушен к повседневной суете,
                Я равнодушен к этой власти и народу!
                Я равнодушен к тем, кто в киевской тюрьме,
                Сидит за вас, и за мою с тобой свободу.
                Я равнодушен к злой улыбке палача,
                Того, кто приготовил нам колоду,
                Что б голову отсечь, я не боюсь меча,
                Но своему я не хочу служить народу!
                Я равнодушен, к своре злобной, я с плеча,
                Не буду им переходить дорогу,
                Зачем мне это, я равнодушен как всегда,
                Нет дела мне до вас, до тех, кто потерял свободу,
                Я равнодушен, если вдруг София упадет,
                А в Межигорье поселится злой диктатор,
                Я равнодушен, если кто Михайловский собор взорвет,
                А моих деток монстрам сопровадят в рабство,
                Я равнодушен, если Украина вдруг падёт,
                Я равнодушен к окружающему миру.
                И так живу я, равнодушным весь свой век,
                Я равнодушен, Я – УЖЕ НЕ ЧЕЛОВЕК!