Как я не встретился с Вознесенским

Владимир Емельяненко
Данная миниатюра написана вослед миниатюре Андрея Дятлова: http://www.stihi.ru/2012/07/12/7603


   Андрея Андреевича я ценил с самого начала.
   Господи, при чём здесь "я"? Мы его ценили, студенты физики, но сразу,
едва Вовка нам указал на него пальцем. В журнале, то ли толстом, то ли
"Юности". Вознесенский был - "наш человек". Мы многое, сделанное им
понимали, но мне представляется, что все до сих пор до конца не понимаем,
что жили в одно время с гением.
   Объясняю. Что привычно понимается под поэзией? Регулярно собранные
строки, чаще всего двухсложным размером (ямб/хорей). Некая форма
симметрии. Эти строки сложены в строфы, большей частью по четыре.
Так удобно для восприятия. Ещё раз, симметрия. Четыре - симметрия
по двум координатам (геометрический аналог - плоскость, разделённая
осями координат). Стихотворная симметрия = "абаб", "абба", "аабб", и
т.п. с учетом мужских и женских окончаний. Фень-шуй, машу вашу. Эти
организаторы поднебесной были настолько уверены в полной
симметричности вселенной, что даже сумели уговорить французсских
математиков (я имею в виду Декарта). Симметрия и - 8, два катрена
(ось z добавим). И, вот уж прелесть - 16, добавляется ось времён. А вот
тут, ребята, вы не угадали. Временная ось несимметрична. На этот счёт
есть фраза из уст гуманитариев: "История сослагательного наклонения
не имеет".
   Нет, есть и некий аналог симметрии относительно времени = законы
сохранения. Но они всё же имеют скалярный, и обобщающий характер.
Фраза "Всё из чего-то берётся, ничто ниоткуда не может появиться, ничто
никуда не исчезает". Формула довольно сомнительная, никто же до сих
пор уверенно не скажет, что такое чёрные дыры. Но следы их вполне
наблюдаемы.
   Всё вышеизложенное предназначено для того, чтобы посеять сомнение
в симметричном устроении мира. Мы всегда упрощаем для того, чтобы
понять характер, поведение многообразного и многовариантного мира. И общий
случай - несимметрия. Если же вслушаться в стихотворения Вознесенского,
то обнаруживается, что слова пульсируют, причём неравномерно. И сам
он их так читал на зал. Так вот, многовариантность, импульсивность мира
и есть открытие, сделанное Андреем Андреевичем. Если не ошибаюсь, он
себя позиционировал последователем Маяковского. Мне же кажется, что
ближе к этому языковому подходу логический оппонент В.В. - Мандельштам.
   Мы часто оцениваем развитие событий, как цепочку случайных событий.
В основе математического моделирования такого рода процессов (случайных)
лежит простое, неделимое число. Ваш корреспондент одно время изучал на
практике статистическую радиотехнику. Так вот, смею сказать, что внешнее
проявление неслучайных, наперёд в компьютере заданных процессов
(ПСП - псевдослучайные последовательности) одинаково с проявлениями
в природе. Пуля - в пулю. Только положения пиков и впадин различны.
Например, математическая ПСП точно моделирует пословицу: "Пришла беда,
отворяй ворота". И эта неслучайная, поэтически (техникой) доказанная,
последовательность как бы случайных событий есть у Вознесенского. Хоть
те же Хоакино или Юнона.
   Поэт 21-го века.

   О, Господи, разболтался, зафилософствовался. Пает. Я же хотел рассказать
о невстрече с Вознесенским.
   Захожу в студию к Лёше. Да, да, именно - штудию. В тот момент
переходящую из формального статуса ДДТ к мастер-классу. (Несколько ныне
известных художников Воронежа - Лёшины ученики.) И там, в студии Лёша
мне говорит:
   - Принеси свои стихи.
   - Зачем?
   - Вознесенский приезжает.
   - Знаю. А где будет?
   - В выставочном зале.
   - Приду.
   - Он ещё и ко мне придёт, картины посмотреть. Вот готовлюсь, так что
долго мы разговаривать не будем.
   - Поздравляю, а стихи тебе зачем?
   - Ему покажу, пусть почитает.
   Конечно, серце у меня затрепыхалось, но я уже был учён и спросил:
   - Лёш, а нужно это?
   - Неси, неси. Конечно, ничего не гарантирую, но про "крейсерочек" надо
спрашивать всегда.
   Ох, слышал я удручённые вдохи-выдохи редакторов: "Стихи?", - но всё же
потратил вечер на то, чтобы подобрать тексты, да на работе набрал штук
десять и распечатал. (Ну, не было у меня тогда дома компьютера.) Отдал
распечатки Лёше.
   Естественно, на встречу-выставку я пришёл. По залу кружил бомонд.
Местный. Люди то подходили друг к ругу, то отталкивались. Водоворот
такой. А.А. показывал свои стихографические работы. Это мне было
интересно, так как я всегда считал стихотворения аналогом графики
в визуальном искусстве. Но был немного разочарован, стихографика
была чересчур регулярной, что (ссылаюсь на вышеописанное) я не
считал подходом Вознесенского. Вероятно, ваш корреспондент ошибался...
Теперь мне понятнее, что та стихографика - посыл новым поколениям:
ребята, разбирайтесь, в этом очень много существенного.
   Подошёл Лёша, извинился, мол не получилось показать мои стихи,
пересказал разговор:
   - У меня есть знакомый, неплохо пишет.
   - Стихи?
   - И стихи тоже.
   - Лёша, если вас это не обидит, то поберегите меня. Я очень устал.

   Об усталости мне не надо было рассказывать. В зале непрерывно
теребили, представляя ему новых и новых людей, немолодого человека, А.А.
Вознесенский двигался небыстро, плавно. Была видна некоторая асимметрия
глаз. Такое случается с человеком, перенёсшим серьезную болезнь сосудов
мозга. А прежде, судя по телевизионным картинкам, это был порывистый,
энергичный поэт и задира. Стихи, слова пулемётными очередями вылетали в
те залы. В этом зале была другая картина.
   Мне указали глазами на одну девицу, действительно, необычную для сего
собрания: "Это, наверное, его молодая любовница?" Володька (другой)
предположил: "Или эскорт?". Я посмотрел. По залу ходила со скучающим
взглядом молодая... судя по всему, незамужняя девушка. Высокая, со
вкусом одета. Левым локтем прижимала небольшую сумку (?) в тон нижней
половине одежды (забыл, какой). Сама одежда была лёгкой, не стесняющей
движений, и в глазах было что-то секьюрное. Ещё раз глянув, я понял,
что сумка была довольно вместительной, если учесть рост девушки. Про-
рентгенил глазами "дамский атрибут" и понял: там лежали шприцы и ампулы.
   И мне захотелось заорать: "Да оставьте же вы в покое немолодого и
нездорового человека. Да! Он приветливо беседует с каждым, кого ему
представили. Но Андрею Андреевичу хватило бы бесед с двумя-тремя
умными людьми. А в этом месиве он может просто упасть."
   "Бомонд, твою дивизию."
   Я вышел из зала, покурил на ступеньках и отправился к остановке.