Об отношении веры и разума

Нина Мелодина
Что пишут в настоящее время об отношении веры и знания, веры и разума? (Думаю, что вопрос об отношении религии и науки или церкви и науки - это другой вопрос).
"Многие современные богословы рассуждают о квантовой физике, о красном смещении, о теории относительности, пытаясь выжать из этих научных теорий какие-нибудь основания для религиозной веры. Потому что современный человек не желает верить без всяких оснований, и теологи пытаются найти эти основания в фальсифицированных данных естествознания".

Цитата неизвестного автора взята из Интернета, потому что примерно то же самое утверждают все современные атеисты. Сразу хотелось бы заметить, что, на мой взгляд, не надо так высоко оценивать разум современного человека. Современный человек к научным открытиям имеет такое же отношение, как и человек средневековый, т.е. никакого: чему научили, то и знает. А вопрос об отношении веры и знания, религии и философии - главная проблема схоластической философии средневековья. Исследования же природы знания начались еще в античной философии.

Теперь по поводу фразы "не желает верить без всяких оснований". Вера - это эмоциональный способ освоения мира, предлагающий принятие информации о нем без теоретических и практических доказательств. Объектами веры могут быть аксиомы, результаты чужих исследований, философские концепции и т.п. Знания от веры отличаются требованием ясности, достоверности, доказательств. Как ни странно, доказательства искали и в средние века, но тогда речь шла и о доказательстве религиозных догматов, религиозной картины мира.  Если не ошибаюсь, то именно в средние века был сформулирован вопрос: верить, чтобы понимать или понимать, чтобы верить? Знаменитый философ средневековья Фома Аквинский сформулировал доказательства существования Бога. Например: всякая вещь во Вселенной имеет причину вне себя, а значит, Вселенная, состоящая из этих вещей, также должна иметь причину вне себя. Наличие в мире всеобщей целесообразности может быть объяснено только деятельностью Бога. На мой взгляд, эти доказательства справедливы для любого исторического периода.

Изобрести велосипед нужен разум, а создать растение, животное, человека разум не нужен? По законам природы эволюционным путем? А почему велосипед не создается из куска металла? Что такое природа? Почему она имеет такие разумные законы? И очевидно, что если нет доказательств существования Бога, то нет и доказательств Его несуществования. "В мире есть непознанное, но нет непознаваемого"? По этому поводу можно сказать следующее. Во-первых, речь идет лишь о познании, о познании кем-то созданного, об открытии кем-то установленных законов. И второе. Та цивилизация, которая решила все познать, для начала должна обеспечить себе возможность выживания до того момента, когда она все познает.

Но современная наука, как утверждается, располагает доказательствами существования Бога и правильности основных религиозных истин. На сегодняшний день накоплено много научных фактов, дающих объективные основания говорить о существовании Бога. Перечислять их я, конечно же, не буду. Вот лишь некоторые из книги известного петербургского философа Владимира Вестника. Все факты являются общеизвестными в научной среде и достаточно широко освещены в прессе. Например, о том, что любое плотноматериальное тело имеет тонкоматериальную составляющую, которую современные технологии позволяют видеть и измерять ее физические характеристики. Тонкоматериальную составляющую называют эсконом - энергоинформационный структурный комплекс, поскольку классические обозначения "астральное тело", "биополе" лишь частично отражают его суть. Эскон объекта является его управителем. Он контролирует не только состояние и жизнедеятельность организма, но и прилегающее пространство. Между любыми объектами существует информационно-событийная взаимосвязь. Совокупность эсконов объектов проявляет свойства единого эскона. Следовательно, мир управляется единым организующим разумным началом - Вселенной - Богом - Вседержителем.
 
А если говорить о вопросе средневековья - верить, чтобы понимать или понимать, чтобы верить, на который теперь уже каждый человек отвечает самостоятельно, - то я думаю, что первична вера. Ум - это способность понимать, но не гарантия понимания. Правильно понять что-либо помогают вера, молитва.