Одесский театр оперы и балета - часть 7

Юрий Литвак
                ОДЕССА  –  СВАДЬБА  –  ЧАСТЬ  7


     Около 18  часов,  Рахиль  с  букетом  цветов  встречает  женщин  у  входа  в  одесский  национальный академический театр оперы и балета.  Оказывается, спектакль начинается на пол часа позже, объявленного накануне Рахиль  -  в 18-30.  Девушки удивились цветам, но Рахиль быстро всё объяснила.  Без цветов  в театры Одессы – люди не ходят, особенно в оперный.  Если у тебя цветы, значит, ты знаешь артистов, ты – поклонница, ты будешь дарить букет лучшему солисту, как будто ты, от всего зала.…В этот момент чувствуешь себя замечательно! Как будто ты, действительно, знакома с труппой и заранее готовилась их приветствовать и благодарить за их искусство!

     Женщины  тоже  купили  около театра  несколько  букетов, и все  такие разнаряженные, красивые  и  с цветами,  зашли в фойе знаменитого Театра.  Билеты – у  Рахиль, она на плане зрительного зала нашла свои места, и повела гостей в зал. Решили познакомиться с другими помещениями театра – в антракте. Время  до начала спектакля оставалось уже не много.

     Зрители, уже сидевшие в зале, удивлённо разглядывали группу туристов.  Кто-то прошептал: - Сорок женщин и ни одного мужчины. Где они?  - Мужчины – в цирке,- парировала Рахиль,- каждому - своё.  Все вокруг улыбались.  Видимо, они подумали, что Рахиль пошутила. Как  можно променять оперу  на  цирк?

     Каждый зритель при входе получил программку спектакля.  Сегодня в театре показывают -  «Феерия балета» - фрагменты из балетов в классической и современной хореографии. Гала – Концерт.  Главныйбалетмейстер – Заслуженный Артист России Юрий Васюченко.  Длительность спектакля  1 час 40 минут.

     Во время антракта женщины разделились на мобильные группы, чтоб больше увидеть и рассказать друг другу после спектакля обо всей увиденной прелести!  Увиденное в помещениях театра оказало большее впечатление, чем увиденное на сцене. Женщины побывали в «Сказке»!  Это было -  неописуемо красиво!

     После антракта показали одноактный балет «Шопениана».  Музыка Фредерика Шопена.  Балет в одном действии, длительность 35 минут.

     Сразу, после этого спектакля, артисты театра отправляются  на гастроли в Испанию.  Коллектив только что вернулся из отпусков.  Закончился очередной театральный сезон.

     В репертуаре театра всего 36 спектаклей, в том числе: 19 – оперных и 17 – балетных, в т.ч. 5 – детских.

     По окончанию спектакля, вся труппа солистов вышла на сцену, держась за руки, и низко поклонилась зрителям, присутствующим в зале, на балконах и галёрке  Зрители, не переставая аплодировать, вставали с мест и подходили к рампе сцены. Женщины вручили артистам цветы. Те, у кого с собой были фото и видео камеры,- снимали как спектакль, так и встречу с артистами после спектакля.  Всё было очень торжественно и красиво! Оркестр поднялся и тоже стоя приветствовал артистов балета.

     От группы поэтесс и писательниц – авторов сайта «Проза. Ру» - солистов балета приветствовала  Майя Уздина. Поздравила артистов с большим творческим успехом и пожелала  удачных  гастролей в Испании. На память о встрече, артисты балета позволили сделать несколько общих снимков всей труппы совместно с присутствующими на спектакле женщинами – писателями и поэтами.

     Теперь, о  театре. Одесский Национальный Академический Театр оперы и балета создан по образцу Парижской Оперы.  Один, из самых великих архитектурных памятников Мира!  Это – первый театр в Одессе. Он был открыт 10 февраля  1810 года. Театр вмещал 800 зрителей и ещё 700 зрителей смотрели спектакли, стоя в партере.

     Здание театра постоянно переделывалось и перестраивалось.  Все доработки закончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2-е января 1873 года – театр полностью сгорел. Жертв, правда,- не было. Пожар возник из-за утечки газа из рожка, освещающего в ночное время театральные часы.

     Образцом для строительства нового здания оперного театра послужила Дрезденская Опера. Строили театр из местного ракушечника. Новый театр открылся через четыре года – 1 октября 1887 года.

     В мае 1925 года в театре снова возник пожар. Полностью сгорела сцена и часть зала.  За год театр отремонтировали. Сцена получила новое техническое оборудование. Были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала.

     Во время войны при отступлении немцы хотели взорвать оперный театр (уже были заложены бомбы), но – не успели. Слишком быстро наступала Красная Армия. 10 апреля 1944 года на балконе театра было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.

     В 1926 году театру присвоили звание «Академический».  В 2007 году одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

     У центрального входа в театр на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие комедию и трагедию.
     По фронтону здания, в круглых нишах верхнего этажа, установлены бюсты: Пушкина, Глинки, Гоголя, Грибоедова.

     В зрительном зале зрители располагаются в партере, ложах бенуара, бельэтажа 1 и 2-го ярусов и на галёрке.  Среди лож выделяется «Царская ложа» - в центре бельэтажа, прямо напротив сцены.

     Площадь сцены – пол гектара (500 кв.м.). Ширина портала 15 метров, высота – 12. Для освещения зала впервые было применено электричество.

     Гордость театра – это уникальная акустика подковообразного зала, способная доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зрительного зала. Во время оперных спектаклей не используется никакая техника звукоусиления.  Шум зала легко глушится. Позвать кого-то через весь зал – не получится.

     Уникальный занавес ручной работы. В центре потолка висит огромная роскошная хрустальная праздничная люстра  весом 2,5 тонны, высотой – 9 метров, в диаметре – 4 метра.  На сцене имеется  встроенный орган. В зале 1664 зрительских места.

     Трижды за историю театра – здание, буквально, трещало по швам. Шла активная осадка всего здания.
     Решили укрепить фундамент здания заливкой в него жидкого стекла. Через специальные шурфы в фундамент было закачено 6 миллионов литров жидкого стекла.  Но, осадка здания - продолжалась.
     Второй этап – укрепление фундамента заливкой бетона. Осадка – продолжалась. У города заканчивались средства на восстановления «Храма культуры».

     Театр стоял на непрочном грунте и мог в любое время разрушиться. Для его окончательного укрепления необходимо было по периметру здания забить в грунт сотню железобетонных свай, но средств – не было.
     Городская власть пошла на уникальный шаг. Одесским бизнесменам была предложена покупка «Именных свай». После окончания работ имя жертвователя должно было быть увековечено на специальной табличке, вмурованной в тротуар.

     Сваи  вбиты!  Театр – спасён! Но, акция до конца, к сожалению, так и не доведена!!!

     Сегодня одесский оперный театр включён в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы!

     В театре дерижировали: Чайковский П.И., Н.А. Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов.
     В театре пели: Ф.Шаляпин, Э.Карузо, А.Нежданова, Л.Сабинов
     В театре танцевали: Анна Павлова, Эйседора Дункан.
     Лучшие постановки: Кармен, Травиата, Трубадур, Жизель, Щелкунчик, Чио-чио-сан, Спящая красавица.


     В 2007 году реставрация театра полностью закончена.

     Фасад театра смотрит на перекрёсток улиц Ланжероновской и Ришельевской (театральная площадь). Тыльная сторона  - на переулок Чайковского.
     Если стоять лицом к фасаду, то слева – исторический сквер Пале-Рояль, справа – лужайка с музыкальным фонтаном и здание Музея морского флота Украины.

     Из книги отзывов: Фёдор Шаляпин. «Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты
театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее".

                Елена Образцова. «Ваш театр – жемчужина! Я пела практически на всех сценах Мира, и я отдаю предпочтение Вашему театру даже перед венской Оперой,сооружённой по проекту тех же архитекторов". 


     Женщины так увлеклись историей этого бесподобного сооружения, что совсем забыли про мужчин и про заказанный ужин в кафе-шашлычной у отеля…

     Татьяна схватилась за голову. – Ой, что будет?!  Меня наши мужики убьют или съедят вместо шашлыка,- причитает стюардесса,- девочки, побежали…


     Встреча была не такой радостной, как днём после возвращения с Дерибасовской. Не стали мужчины никого ругать. Они уже всё сказали про женщин, пока их ещё не было.

     Молча двинулись в сторону кафе. Ребята, всё - таки, сообразили послать гонца в кафе и предупредить: задерживаемся!

     Шли быстрым шагом, и через минуту уже рассаживались по столикам. Девчонки силой усаживали парней за свои столики. В конце концов, все столы – сдвинули. И, тут началось…Мужчины высказывали женщинам своё негодование. Женщины – на Татьяну, что не смотрела на часы. Долго цветы вручали, зачем - то фотографировались. Слушали рассказ о театре, смотрели музыкальный фонтан и зачем-то слушали его…

     А мы стоим возле отеля, здесь даже скамеек нет, не подыматься же в номера. Вот так, целый час на ногах.

     Хозяин кафе (не украинец, потемнее) слушал своих клиентов, слушал и, наконец, спросил: - А у вас в России сотовых телефонов ещё нет? Не появились? Или у вас, их на таможне изъяли?

     Пауза. Все замолкли. У каждого во рту застрял кусок уже остывшего постного мяса (сала у них нет).


                (Продолжение – Одесса – СВАДЬБА - Часть 8)

                http://www.proza.ru/2012/08/13/67