Просон

Сара Ямполь
                ... Театр Меерхольда…
                Просто цирк и балаган. Меерхольд назвал свой метод
                биомеханикой. От актёров он требовал владения
                телом. Угрожал проштрафившихся актёров застрелить,
                вынимая револьвер. Жена Меерхольда, потрясающе
                красивая женщина Зина Райх ушла к нему от поэта
                Есенина. Была примой его театра. Он воспроизвел в
                России двадцатых годов, стиль Италии 18-го века.
                Там же играли так - только намеченный сюжет и
                картины, остальное итальянцы импровизировали прямо
                на сцене.  А люди валили на спектакль гурьбой, 
                истосковавшись по истинным человеческим чувствам.
                Шли на Зинаиду Райх. Из тишины зала доносились
                всхлипывания и сморкания. Она разрывалась между
                чувством и моралью, между страстью и               
                нравственностью.
                И лишь Мейерхольд знал, что он ставил - несмотря на   
                суровое время, он должен был поставить Дюма, чтобы 
                дать возможность Зинаиде пережить и отпустить на
                волю свою прежнюю страсть к Есенину. …               
                … из интернетной заметки …



Этим сном я поделилась на сеансе терапии.
Ответ, точнее расшифровка сна, меня озадачила, сдвинула ракурс понимания совершенно в другую сторону.
Мне предложили подумать об умершей матери, точнее о её вкладе в мою жизнь или об его отсутствии.
Неужели всё так «просто» и «запущенно»?

Сон.
… я в театре, не в том, что мы привыкли называть и считать театром…
В театре жизни, но в ней есть режиссер и он мне не знаком…

Сцена – и она же часть парка на берегу пруда или реки, возможно озера – почти у меня «под носом», я сижу – то ли на стуле, то ли на скамье (подсудимых?)…
Актёры – что-то среднее между лицедеями и парнями из Comedy Club – с очень знакомыми лицами, но в гриме («Что-то я Вас в гриме не узнаю»).
Они бегают в странных одеждах, виляют бёдрами друг перед другом и кокетничают с публикой.
Для меня странным оказывается то, что «зрительный зал» оказался частью корабля (скорее, парусника), и я нахожусь за бортом, но стою на каком-то выступе и могу, держась за верхнюю часть борта довольно таки неплохо смотреть, и даже комфортно (не боясь упасть) себя чувствовать!

Надо заметить, что палуба парусника выше воды – на много - и противоположный берег (на котором происходят действия) довольно таки высок, но действия и мои глаза на одном уровне!
Наблюдая за происходящим, я понимаю, что (по замыслу режиссера) меня рано или поздно задействуют в спектакле. А надо сказать их игра меня не привлекала!!!
(Сказалось моё театральное детство – помимо балета и эстрадных танцев, я занималась в студии ТЮЗа)

И вот, откуда-то – выросший из досчатой палубы – появляется пират, он оказался толстым и рыжим немцем (а откуда я знаю, почему  немцем, да ещё рыжим и толстым???), в белой (???) рваной рубахе, в чёрной жилетке, в чёрной пиратской шляпе и с перевязанным глазом. Всё в его внешности было пиратское – возможно он и вонял как грязный пират.
Я испугалась! И стрельнула в него! Прямо из собственного пальца! На его рубахе появилось красное пятно, и он протянул свою руку в мою сторону, а в ней был пистолет (какое-то мгновение), который превратился в палец и немец-пират стрельнул в меня!
Не попал!

Я понимаю, что втянута в игру, которая мне не по душе, но подыгрываю, чтобы собраться с мыслями:
- Теперь, сэр, Вы должны на мне жениться!
А этот грязный и рыжий и волосатый немец с довольной ухмылкой говорит мне, почти в унисон:
- Теперь я на Вас женюсь!
И он направляется ко мне, чтобы исполнить обещанное!

Я почти разворачиваюсь на том месте, где стою, и вижу, что «зрительный зал» - это я одна! И справа и вниз и вдаль от меня – водное пространство!
Но я не хочу за него замуж! Даже играя эту дурацкую роль! Хотя внутри себя понимаю, что для немца это действие уже не игра.

Ничего умнее не смогла придумать, как прыгнуть вниз! В воду!
Ведь это же театр! Не может быть слишком глубоко! Главное пятки не отбить!
Я лечу вниз – очень спокойно разглядывая то, что происходит внизу:

… плывёт бревно, на котором сидит человек (кажется мужчина), иногда он помогает бревну руками, использует их вместо вёсел!
Проплыл – а я всё лечу!
Но не ощущаю чувства полёта!
А вот проплывает что-то похожее на кусок коры дерева платан, но какая большая кора! И люди на ней такие маленькие, что можно построить целое село городского типа или деревню с пастушьими угодьями!
А я всё лечу вниз, но полёта не ощущаю, как будто стою на том же выступе корабля!

И вот я в воде!
Сразу – почти мгновенно выныриваю.
(странно раньше мне приходилось применять больше усилий, чтобы вырваться на поверхность и иногда я так и не могла всплыть и просыпалась с криками или, задыхаясь, с сильнейшим сердцебиением, и со страхом умереть – мысль проявилась почти параллельно сну, но я не проснулась!)
Осознанно работаю ногами – шевелю ими быстро-быстро, чтобы удержаться на воде «солдатиком».

В руках у меня моя Библия, я прижимаю её к груди.
Библия вместе с какой-то тоненькой дощечкой.
Возможно, если положить их – дощечку и на неё Библию – в воду,
они будут держаться на воде!
Но я не могу их выпустить из рук!
Это моя единственная связь – с реальностью, возможно, с миром!
И я понимаю, что работаю ногами для того, чтобы Библию не замочить, я даже не пробую лечь на дощечку, так как замочу Библию, и она утонет, да и дощечка не выдержит меня!

И я начинаю кричать в небо:
- Господи, спаси!!!!

Кричу много раз! Вижу небо – тучи расходятся, но белые облака не дают увидеть синеву чистого неба!

И вдруг – я ощущаю всем своим существом – вокруг меня что-то стало происходить! Кто-то – именно кто-то – плавает вокруг меня!
Такое ощущение странное: я косяк рыбы или планктона, который киты загоняют в центр круга, чтобы потом заглатывать вместе с водой!
Я не рыба!!!
Да и вокруг меня не кашалоты!
Я увидела плавник акулы – слишком большой!
АКУЛА!!!!
Я не успеваю ничего сообразить и продолжаю кричать:
- Господи, спаси!

Акула выныривает и, раскрыв пасть – которая оказалась больше меня раз в несколько, зубы почти моего размера – заглатывает меня вместе с волной! Я почти в её пасти, вижу зубы, ощущаю силу волны – мне не выбраться!

И слышу слова:
- Не будет как с Ионой!


Я просыпаюсь….

Я спокойна, нет сердцебиения жуткого и быстрого.
Меня волнуют только слова «Не будет как с Ионой!» 
Потом я вспоминаю акулу, испытываю чувство лёгкого (разве бывает такое?) ужаса и одновременно облегчения (это только сон!)…


Не будет как с Ионой?
Не понятно!
Неужели меня проглотят, и, не выплюнут?