Открытое письмо Борису Вишневскому

Андрей Карапетян
2012

Для справки:
Борис Лазаревич Вишневский— российский политолог, публицист, общественный деятель, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга V созыва.
Обозреватель «Новой газеты» (с 2001), лауреат премии Союза журналистов «Золотое перо России».

А кто ж ты такой, Андрей Карапетян, чтобы писать такой торжественный документ известному и очень уважаемому человеку? Да, никто – отвечу – собственно… Провинциал какой-то, какой-то гражданин России, полу-русский, полу-армянин, инженер и (вы будете смеяться) – православный человек. То есть, даже и не никто, а просто – чёрт знает кто!
Да я, собственно, и не думаю, что Борис Лазаревич когда-нибудь прочтёт это.
Ну, и почему тогда – открытое письмо? Однако, написать хочется – отвечу. Назову это жанром прозы… эдаким… И пусть кто-нибудь попробует мне доказать, что это – поэзия.

Предупрежу только тех, кому до синих поросят надоело дело ПУССИ, – не читайте, ради всего святого!

Итак – к делу.

Уважаемый Борис Лазаревич!
14 июля сего года, на сайте «Эха Москвы» опубликована Ваша статья «Что бы сказал Плевако?»
Статья начинается так:

«Обвинительное заключение по делу группы Pussy Riot за их акцию «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя заставляет вспомнить пастернаковское «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?».
Оказывается, обвиняемые «нанесли значительный урон священным ценностям христианского служения», «посягнули на сакраментальность церковного таинства», «не отреагировали на призывы прекратить святотатство», «незаконно проникли в огороженную часть храма, предназначенную для священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои Русской православной церкви»…
Таким абзацем начинается статья.

Первый вопрос, Борис Лазаревич: почему Вы оборвали свою мысль именно здесь, на самом интересном месте? Почему Вы не продолжили: «…и тем самым нанесли публичное оскорбление нескольким миллионам граждан России, исповедующим православие»?
(Извинив, разумеется малограмотность авторов этих напыщенных слов…)
Я изложу своё понимание этого казуса, а Вы, надеюсь, меня поправите.
Потому что при полном варианте изложения Ваш язвительный тон в адрес смешных для Вас понятий приобрёл бы несколько фарсовый характер, а Ваше возмущение то ли судьями, то ли церковью выглядело бы крайне искусственным. При полном варианте изложения пришлось бы говорить только о том, насколько злостным было это ХУЛИГАНСТВО и насколько дееспособен российский суд. Но, может быть, я ошибаюсь?
Я был бы благодарен Вам, если бы Вы указали на то, в чём я ошибаюсь.

Второй вопрос: Нынешняя Германия, в которой два месяца искали и таки нашли, и таки уволокли в застенки вольного художника, устроившего инсталляцию возле мечети в виде свиной головы, эта Германия вызывает у Вас пастернаковский вопрос?

«Что за средневековый бред, уместный разве что в делах инквизиции?»
Это была следующая цитата из Вашей статьи. И она не вызывает у меня вопросов. Это – просто голые эмоции. Передача чувства, а не факта.

Дальше я должен буду сказать, что Ваш вопрос (цитирую) «С каких пор в российском уголовном праве присутствуют термины «священные ценности», «таинства», «святотатство» и «кощунство» – повисает в пустоте. За очевидностью своей. В законодательстве гражданском категорически не должны присутствовать, и, на мой взгляд тоже, вероисповедальные термины. И они там отсутствуют. И никем не вводятся. Но в процессе определения степени тяжести совершённого в ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ хулиганства эти термины обязательны к рассмотрению. И они рассматриваются. Позвольте сказать, что я не верю в то, что Вы, законодатель, этого не понимаете. Но тогда, прошу меня извинить, конечно, как говорят культурные люди: то, что Вы сказали – не совсем правда.

Позвольте мне усомниться также в том, что Вы не знаете всех обстоятельств этого дела. Что девицы Пусси до эпохального своего выступления в Храме Христа Спасителя совершенно безнаказанно тренировались в задирании ног и выпячивании ягодиц (без криков, правда) перед иконами Благовещенского собора (вытерпели православные – не откажитесь признать этот факт). Думаю, что это Вам известно. Думаю, что Вы знаете о том, что проорали они в Храме Христа Спасителя совсем не то, что потом было наложено на видиозапись неизвестными организаторами этой ИННОВАЦИИ. Что, кроме «Срань господня», они успели ПРОПЕТЬ только непристойный куплетик (…Черная ряса, золотые погоны. Все прихожане ползут на поклоны...), никак Путина не касающийся, а, опять-таки, ТОЛЬКО оскорбляющий православных людей. За что и были задержаны охранниками, слегка пострадавшими от ногтей хрупких барышень. Охранники не могли разумеется знать, что подсунут под видиозапись хай-тек-интеллигенты, и задержали девиц отнюдь не из верноподданических чувств.

Позвольте мне не поверить тому, что Вы не знаете о том, что Россию захлёстывает волна хамства, наркомании и насилия. В том числе – юношеского и подросткового. В том числе – под видом креативных инсталляций и инноваций. Позвольте мне также не поверить тому, что Вы, политик и законодатель, не понимаете того, что произойдёт в том случае, если исполнители и организаторы публичного оскорбления православных в их храме останутся безнаказанными. Я, например, человек необразованный, думаю, что на следующий же день православные храмы будут подвергнуты нашествию одетых и голых, матерящихся и плюющих в иконы творческих личностей. Из тех же самых побуждений, что подвигли на танцы девиц ПУССИ, – из финансовых. Сделать пиар и прославиться. А может, из соображения – просто безнаказано оттянуться. Подобно группе идиотов, бегавших нагишом по музею.
А Вы, человек образованный, как думаете?

В связи с этим мне хотелось бы задать третий вопрос:
Включает ли в себя понятие свободы вероисповедания ещё и право граждан не подвергаться публичным оскорблениям по религиозному признаку?
Могу ли я надеяться, что завтра или послезавтра мне не плюнут в лицо из творческих, политических, финансовых или иных соображений, ввиду того, что я – православный, а не буддист? И арестованный по моему заявлению свободомыслящий инсталлятор не будет защищаем Вами вплоть, до обращения в ООН?

Уважаемый Борис Лазаревич! В письме деятелей культуры в защиту ПУССИ от 27 июня сего года говорится в частности следующее:
«Мы считаем, что действия Pussy Riot не являются уголовным преступлением.
Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожали и не похищали чужого имущества. Россия – светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования»

Четвёртый вопрос к Вам, если позволите:
Оскорбление чувств верующих можно ли назвать «антиклерикальными действиями»? Если бы дамы ПУССИ помочились на амвоне, можно ли было назвать это «антиклерикальным действом»?
На мой взгляд «антиклерикальные действия» могут выражаться только в активном переубеждении верующих, в доказательстве неправоты их веры. Мы не будем рассматривать варианты «антиклерикальных действий» радикально-большевистского характера, с Вашего позволения. На мой взгляд, оскорбления имеют некоторую возможность стать только «про-клерикальными (извините за жуткое словообразование) действиями», укрепляя верующих в их вере – от обратного. Вера не пострадает, хотелось бы мне сказать и Вам, и всем, кто иронизирует по поводу ничтожности той веры, что пострадала от простого… и тут почему-то употребляется термин «хулиганства», а не говорится «от простого антиклерикального действия».
Вера не пострадает. Пострадают верующие люди.
А как на Ваш взгляд? На взгляд человека, работающего по поручению избирателей в области законодательства и возглавляющего в ЗАКСе Редакционную комиссию? Является ли оскорбление верующих «антиклерикальным действием»?
Должен сказать, что я опять-таки не поверю, что лучшим гуманитарным умам России не под силу было сразу правильно оценить творческий выплеск креативных дам. Но лучшие умы (и Вы в том числе) употребили негодный термин. Почему?
Видимо (думаю я), для того, чтобы не назвать произошедшее своим именем. Тем, которое употребляется, когда надо поиронизировать над ничтожностью веры.
Но тогда всё это опять – не совсем правда.

В письме указывается на то, что содержание девиц ПУССИ под стражей порождает волну ненависти в России. Но ведь это тоже – не совсем правда. Волна ненависти в России (а не в кругах интеллигенции) поднялась ПОСЛЕ появления злополучного письма.

Скажите, Вы не согласны с тем, что нынешняя анти-христианская кампания в России уже носит идеологический характер? Характер общего бездоказательного отрицания и общего бездоказательного осуждения.

Уважаемый Борис Лазаревич!
Вы пишете в своей статье: «Все это было бы смешно – если бы не было грустно. Потому что все четыре месяца, что мы наблюдаем «дело Pussy Riot», мы видим нарастающую волну очевидно поддерживаемого государством мракобесия, и нарастающее издевательство над конституционным принципом светского государства. И видим, как религиозные ценности и традиции (причем, относящиеся только к одной конфессии, да еще и в крайнем «фундаменталистском» варианте) пытаются облечь в форму светского закона, обязательного для всего общества. Яркий пример – шествие по регионам чудовищных законов о наказании за «пропаганду гомосексуализма», под которой в Петербурге уже понимают даже знаменитые фразы великой Фаины Раневской»

Я понял так, Борис Лазаревич, что Вы возмущены тем, что православные воспользовались своим правом обратиться к власти за юридической защитой, и не прислушались к советам тех, кто настоятельно рекомендовал им не делать этого? И, тем самым совершили акт издевательства?
Так, что ли?

Уважаемый Борис Лазаревич! «Мракобесие» с давних времён у нас в языке, к сожалению, сопровождалось скобочками, в которых читалось слово «религиозное» или слово «церковное». Таким образом «нарастающая волна очевидно поддерживаемого государством мракобесия» требует, на мой взгляд, на взгляд гражданина России, исповедующего православие, подтверждения фактами. Потому что она, эта фраза, является, при наличии фактов, обвинением, а в отсутствие оных – оскорблением. Я знаю только об одной форме участия православной церкви в делах государства. Эта форма – открытая дискуссия. Скорее всего, Вы не сможете отказать определённой группе граждан России в праве на открытую дискуссию.
Или, всё-таки, отказываете?
Если Вы располагаете сведениями о фактах, указывающих на нелегитимное участие православной церкви в государственных делах России, то не откажите в любезности обнародовать их. Не скрывайте эти факты, в том числе и от нас, от православных!

Вы, разумеется, можете привести цитаты полуграмотных и озлоблённых людей из интернета, и я могу привести цитаты полуграмотных, грамотных и очень грамотных, и тоже – очень озлоблённых, людей из интернета. Одни цитаты будут возмущать Вас. Другие – меня. Но, с таким же правом, я могу сказать (и говорю – увы!) о нарастающей (и исподволь, как я думаю, поддерживаемой государством) волне АНТИХРИСТИАНСКОГО МРАКОБЕСИЯ полуобразованной толпы. Такие сильные утверждения, на мой взгляд, должны быть поддержаны такими же сильными доказательствами. Вы их не приводите. Как и я, впрочем. Но Вы – человек известный, в отличие от меня. Ваши БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНЫЕ утверждения публикуются и направляют мысли читателей в определённую сторону. На мой взгляд, это называется пропагандой. То есть опять – не совсем правдой.
И не «пропагандой гомосексуализма», а пропагандой нетерпимости по религиозному признаку.
В чём бы Вы меня поправили здесь?

Но я должен Вам сообщить, что располагаю одним документом, в подлинности которого Вы сомневаться не будете. Документ, по наивности или недомыслию подписанный лучшими гуманитарными умами России. Это – то самое письмо в защиту ПУССИ. Письмо это, если Вы дадите себе труд прочесть его спокойно и профессионально, написано в тоне руководящего указания. Из этого письма, может быть сделан вывод, что подписавшие его считают себя вправе определять состав преступления и само наличие состава преступления, тяжесть совершённого и возможность содержания или освобождения от стражи. То есть считают себя наделёнными гораздо большими правами, нежели все остальные граждане России, вроде меня. Более того, они считают себя вправе определять границы допустимого в той сфере жизни человеческой, в которую, как следует из «Письма в защиту…», не входят – в религиозной сфере. И я бы указал Вам на восторженную ТОЛПУ, не дающую себе труда самостоятельно оценить ситуацию, а читающую этот документ, как некий святой текст, не нуждающийся в приведении доказательств своей правдивости. На толпу, не стесняющуюся в матерщине и непристойностях в адрес православия.
Я бы тоже назвал всё это вместе с письмом формой мракобесия. Но я не буду спрашивать Вас, согласны ли Вы. Догадываюсь, что – будете возмущены. Догадываюсь, что этим я обижу Вас примерно так же, как Вы обидели меня. Поскольку Вы, как мне кажется, поддерживаете обряд КУМИРОТВОРЕНИЯ по признаку принадлежания к писательству, актёрству, композиторству и т.д.

Я прекрасно понимаю, Борис Лазаревич, что Вам смешны ценности «конфессии крайнего фундаменталистского варианта». У Вас, как я сказал, – скорее всего, иные ценности, и святые у Вас иные. Я не буду говорить, что мне смешны Ваши. Не смешны, конечно. Каждый имеет право на свои «таинства» и «священные ценности». Я уважаю Ваши ценности. Я не заметил, правда, уважения Вашего к моим ценностям, но надеюсь всё-таки, что Вы о них слышали. Во всяком случае, у Вас к ним выработано отношение. Ироническое.

Уже в другой своей статье – «Список нерукопожатых» от 30 июля сего года – Вы призываете НЕ ПОЖИМАТЬ РУКИ другим интеллигентам, ПЛОХИМ. На Руси святой нерукопожатие означает: «чтоб земля горела под их ногами». За что Вы призываете такое наказание на головы ПЛОХИХ интеллигентов?
Вот цитата:
«Во «внутренней антихристианской сущности», «агрессивно-безнравственной природе» и «русофобской направленности своей лжекультурной деятельности» они обвиняют таких людей, как Борис Стругацкий и Олег Басилашвили, Чулпан Хаматова и Людмила Улицкая, Борис Акунин и Юрий Шевчук, Владимир Войнович и Борис Гребенщиков, Евгений Миронов и Юрий Норштейн, Алексей Девотченко и Михаил Жванецкий, Андрей Макаревич и Наталья Тенякова, Диана Арбенина и Виктор Шендерович, Павел Чухрай и Андрей Звягинцев, и многих других. Они, с их точки зрения, «циничные деятели бескультурья, не имеющие за душой ни любви к России, ни уважения к ее тысячелетней истории» и «соучастники грязного ритуального преступления». И «адвокаты моральной мерзости», которые «войдут в русскую историю в качестве ненавистников нашей веры и нашей духовной основы»…
Спасибо «православным деятелям»» – подписавшись под этим мракобесным бредом, они составили для приличных людей «список нерукопожатых».
Конец цитаты.
То есть эти ПЛОХИЕ люди покусились на Ваши «священные ценности». Я так это понял.

А почему, собственно, Борис Лазаревич, Вы так на них обиделись? Девочки ПУССИ в знак протеста пропели похабень в Храме, построенном когда-то в честь победы над Наполеоном. В знак БЕЗАДРЕСНОГО протеста они подрыгали ногами и повертели задами. Эти же ПЛОХИЕ люди не показывали задницу свою Чулпан Хаматовой или Владимиру Войновичу, они не плевали им в лицо, а просто попытались обругать их погаже! Вот такая у них была ИННОВАЦИЯ В ЗНАК ПРОТЕСТА. Всего-то делов! Не правда ли? Но они, эти НЕГОДНИКИ, в отличие от девиц ПУССИ, имели основание для своего протеста, и это, конечно, несколько снизило творческую составляющую их арт-проекта. Осудите их, но только за это.
Вы правильно сделали, что не обратились в суд. Мировая общественность и ООН запутались бы в этих всех протестах. Они просто бы не знали, кого защищать сначала, а кого потом. Девочек ПУССИ или ПЛОХИХ интеллигентов. Вы грамотно разобрались в этой ситуации. Вы просто призывали народ подвергнуть их очень серьёзной экзекуции. Суду Линча по-русски.
Но Ваше возмущение мне всё-таки не понятно. Так можно ли КОЩУНСТВОВАТЬ в знак протеста?

Задам этот вопрос иначе: плевать можно только в душу православного человека, или плевание разрешено и в душу агностика, как любят называть себя нынешние наши язычники?
Как демократ, Вы должны были бы, на мой взгляд, принимать постулат о равенстве прав на плевание. Но у меня возникает впечатление, что равные права Вы оставляете только за теми, кто разделяет Вашу идеологию.
Если я не прав, то хотел бы узнать – в чём?

Уважаемый Борис Лазаревич! Как политологу, депутату, журналисту и просто умному человеку, позвольте мне задать Вам и такой вопрос:
Неужели Вы не заметили, как, действительно дельное движение за честные выборы, просто – за честность, хотя бы относительную, плавно переведено в рельсы антиправославной истерии? «Черносотенные банды» и «фундаменталисты» – не самые сильные эпитеты, затопившие средства массовой информации. Патриарх упоминается только в уничижительном контексте. На ура проходят провокации с какими-то «постыдно дорогими» часами. Вырываются из контекста и перетолковываются наизнанку слова протоирея Чаплина. Всё шире по умам гуляет дикая сказка о том, что Патриарх православной церкви управляет делами государства, а священники только что не взымают поборы с автомобилистов. Как-то ушёл на второй план тщательно осуждаемый дотоле Президент, в бедах России найден иной, гораздо более страшный, виновник – православная церковь. Неужели Вы этого не заметили? А если заметили, то по какой причине поддерживаете эту версию? Вам не приходит в голову мысль, что борьба с «церковным мракобесием» не возникла сама собой и как-то уж очень сильно смахивает на манипуляцию с общественным сознанием?

В Россию прибыла Мадонна. Защищать ПУССИ, разумеется. А заодно защитить геев и порадовать нас своим искусством. И заявила: «Я приехала из Америки, где мы свободны в выражениях своего мнения, даже если другие с ним не согласны, даже если со мной не согласно правительство. Это и есть демократия»

Как Вы думаете, Борис Лазаревич, если бы ПУССИ станцевали свой канкан и проорали бы «Срань господня!» на амвоне одной из евангелических церквей Бостона или Филадельфии, сочли бы власти и население Соединённых Штатов это за свободное выражение собственного мнения? Или девицам припаяли бы в тот же день срок по сумме совершённого? Не учитывая даже того, что кто-то потом наложил на видиозапись крик «Богородице Дево, избави нас от Обамы!»
Как Вы думаете, если бы подобное устроили в православном храме Греции или Румынии, встала бы на защиту уже этих «инсталляторов» г-жа Мадонна?

Скажите, Борис Лазаревич, почему ни один интеллигент не протестовал против осуждения на два года женщины, где-то укравшей какие-то продукты питания? Укравшей потому, что ей не чем было кормить своих детей. Почему такое сочувствие и у Вас, и у остальных деятелей культуры, вызывают только антихристианская выходка достаточно сытых шоу-сатанисток?

Вы заканчиваете свою статью так:
«Если сегодня мы смолчим, видя, как расправляются с Pussy Riot, и не заступимся за них – обязательно настанет день, когда заступиться за нас будет уже некому»

Когда бы я сказал Вам:
«Если мы сегодня поддадимся на провокацию, то завтра очередной диктатор будет с удовольствием направлять толпы погромщиков то на православные церкви, то на бидонвили таджиков, то на евреев, то на армян» – Вы бы согласились со мной?

Я выловил одну Вашу фразу в интернете, Борис Лазаревич. Извините за то, что я её здесь приведу.
«Интересно, сколько бы лет судья Сырова впаяла Иисусу, если бы он с амвона ХХС попросил маму прогнать Путина, предварительно выгнав из ХХС торговцев?»

Я не знаю, что бы сделала судейская женщина с Христом – от наших судей всего можно ожидать – я знаю, что Христос никогда не сказал бы этого.
Потому что Он сказал: «Богу – Богово, а кесарю – кесарево». А также потому, что Его учение постулирует закон ВСЯКАЯ ВЛАСТЬ – ОТ БОГА. Что, в переводе на гражданский язык, означает: КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЕТ ТО ПРАВИТЕЛЬСТВО, КОТОРОГО ЗАСЛУЖИВАЕТ.
Почему мы с Вами должны иметь честного Президента, если мы с Вами постоянно говорим «не совсем правду»?
Почему мы с Вами должны иметь Президента, блюдущего наши с Вами права, если мы с Вами отказываем в элементарных правах людям, которые нам не нравятся? Может быть, и мы с Вами не нравимся нашему Президенту?

Суворин приводит в своём дневнике один разговор с Фёдором Михайловичем Достоевским. После очередного покушения на царя Фёдор Михайлович спросил Суворина о том, пошёл бы он в охранку, если бы узнал, что готовится покушение и при этом погибнет множество людей. Суворин ответил, что не пошёл бы. «И я не пошёл бы» – сказал Достоевский. И добавил: «Свои затравят»

Я не думаю, Борис Лазаревич, что и Вы, и множество иных прекрасно образованных людей, говорят и подписывают «не совсем правду» из корыстных соображений. Мне кажется, что они это делают из страха.
Свои затравят.

июль 2012 года


ПРИМЕЧАНИЕ
Это письмо я послал на официальный электронный адрес депутата Б.Л.Вишневского и на официальный электронный адрес "Эха Москвы". Сейчас - август 2013 года. Я так и не получил ответа ни оттуда, ни оттуда. Хотя бы ругательного. Хотя бы формальной отписки - мол, получили, спасибо - не надо.
Невоспитанность не противоречит либеральным и антиклерикальным воззрениям - делаю я вывод. Правильно?