И в гости к дому своему

Елена Чекина Лисса Ларссон
На фасаде дома надпись - HOTEL "Forums"
................так и хочется сказать - НЕ ПРАВДА -  это мой дом


  улица Вальню дом 45 кв 5а, по винтовой узкой леснице, между последним этажом и чердаком - я здесь родилась и повзрослела
 
   Наш дом закладывался в то же время , что и ремесленные цеха фабрики по производству фарфора братьев Кузнецовых. Это теперь продукция фабрики является антиквариатом и предметом коллекционирования. Тогда это задумывалось как  "Ширпотреб"……
   В то время такие простые бытовые вещи как  канализация, водопровод и тем более, центральное отоплении было из области фантастики. В 19 веке "удобство" -  это колонка на улице, большие выгребные ямы под домом для туалета и печки.
    После войны в тех домах, которые сильно пострадали от бомбежки в процессе восстановительных работ были проведены и водопровод, и канализация, и даже теплоцентраль.
    Но наш дом «не сильно» пострадал – ему бомбой снесло Парадный фасад и ту часть, в которой должны были находиться залы и комнаты. Остался черный вход для прислуги и  хозяйственная часть дома.
    Именно поэтому в нашей квартире комнаты располагались «паровозиком», так как раньше это были просто  широкие коридоры      
    Стену наскоро зашпаклевали и заштукатурили. Эта уличная стена как раз и была нашей спальней, из которой в «жилую» часть вела большая резная двустворчатая дверь. Так она и осталась по середине стены - дверь в никуда. Её любовно завесили персидским ковром, и только когда мы играли в прятки о ней вспоминалось
   Крыша когда-то была покрыта черепицей – это было практично, но в советское время ее перетянули жестью. И поэтому по скромной лепнине нашего потолка каждый год весело проступала весенняя капель. Нос фавна над печкой от этого был такой красочный.
  Сарай для дров тоже было решено перенести на квартал подальше, чтобы не портить вид улицы. Снежные зимы были в радость – можно было тянуть огромный мешок с дровами на санках.
   Как-то в январе – в папином летном ватном «комбезе» и старом пуховом платке, в валенках (со стороны – типичная «блокадница» ) я умудрилась споткнуться о какого-то иностранца. Бедный ошалел когда на его «Sorry» - я, как прилежная ученица 40 средней школы, отрапортовала - «That's all right. Just don't mind»
  И тем не менее, когда мне снится, что я возвращаюсь домой - я возвращаюсь именно сюда.
  Атмосфера бывает разной: то он пустой и холодный, то насыщенный какой-то своей жизнью…
  Я начинаю понимать эмиграцию, людей, которые покинули свою страну в поисках благополучия и самореализации, много достигшие, и все равно испытывающие ностальгию по своему дому.
  Помню, после нашего  переезда, дом стоял заброшенным ещё лет пять, и я частенько ходила к нему в гости.... Я пролезала через заколоченные крест-на-крест доски на двери парадной и поднималась по нашей крутой лестнице на  самый верх. Дверь как и раньше была за замке, и послушно открывалась ключом. Я открывала окна, садилась на широкий подоконник и мы «разговаривали»… обо всем

   Несколько лет назад Мэрия города задумала проект - вылить из старых ключей горожан Ключ города Риги
   На Домской Площади был выставлен огромный сундук. Туда я и отнесла свой ключ. Теперь я смело могу открывать мой город своим друзьям и близким…