1991 г 30 мая. На пороховой бочке

Вячеслав Вячеславов
      Всё же решили поехать на огород и высадить переросшие саженцы томатов. Благо, воду дали, и мы со спокойной, и даже с повеселевшей душой, высадили и хорошо полили. Тем более с утра шел небольшой дождь, но через два часа небо уже полностью было синим и начало парить. Высадили 23 куста, но за следующий день более ста. Свободного места 1/4 осталась.

Ст. Говорухин сказал, что самым недоступным местом является архив Ленина в Москве, куда можно попасть лишь шантажом и подкупом, а попав, ничего не увидеть, то есть  не дадут никаких документов, чтобы окончательно не развеять миф.

Мих. Боярский в интервью нашей многотиражке сказал:

"Для меня человек не существует, если он коммунист. Потому что тогда он либо дурак, либо подлец. Коммунисты — это мои враги".
 Смело заявлено.

За обедом порезал белый хлеб кирпичиком за 64 копеек и с удивлением увидел, что вся мякоть прилипла к ножу. Кажется, это называется картофельная болезнь. Знакомая история и знакомый запах 1964 года, когда в армии нам давали такой хлеб, что невозможно было есть, и все молчали, никто не выразил недовольство командованию.  Мы были приучены и не к такому, большая половина из нас знала, что такое голод. А пока его нет, нечего и бузить.
И вот история повторяется. Что бы это значило?

По радио опровержение, что обновляются концлагеря. Кто-то даже говорил, что закуплена огромная партия наручников.

Буквально  через неделю сообщение, что определенное ведомство снова возвращают бывшие места заключения, уже пришедшие в упадок, и  выражена надежда, что ведомство приведет их в порядок. Без сомнения это и произойдет.

28 марта оккупация Москвы войсками с бронежилетами и щитами против безоружного народа. Всё закончилось мирно, но демонстрация силы произошла. Генерал Макашов рвется к власти и обещает вернуть прежний порядок, если изберут президентом России. Бедная Россия, коль приходится выбирать из таких. 

3 июня БТР подъехали к таможенно-пропускным пунктам Литвы и остановились: мы приехали вас охранять от повторного нападения, когда погибло 14 человек литовских таможенников от омоновцев. Заняли удобную позицию: при достижении определенного срока ликвидировать таможенников и показать, кому принадлежит власть. А этот срок наступит после 12 апреля, если выберут Ельцина.

И мне стало страшно. Может начаться новый виток диктатуры.

Поражает, что многие безразличны к предстоящим выборам, готовы покорно подставить шею под новое ярмо, им всё равно, кого везти. Другие готовы голосовать за Рыжкова, Жириновского, Макашова. Где наш Разум, которым мы так гордимся, если не в состоянии сообразить, кого надо выбрать?

Начали ходить слухи, что грядет новое повышение цен. Даже Комсомолка не удержалась, предрекла, что с июня повысятся цены на бензин, а власти не подняли. Глядя на перенасыщенный западный рынок, я не могу представить, как это нам удается держать магазины оголенными? Это же надо так управлять! И при этом, беззастенчиво вешать ордена    себе на грудь и уверять народ, что облагодетельствовали своим правлением, и народ этому верит. А кто не верит, не в силах перекричать верующих, их слишком много.

Стоит ли писать, если уже обо всем написано? Так много повестей в журналах, что не в состоянии всё перечитать, да и неинтересно, то ли устал от чтения, всё одно и то же, то ли хочется новой информации.

6 июня встал вместе с Викой и поехал поливать огород. Можно было не приезжать, земля сырая. Значит, дождь прошел и здесь. Но, чтобы поездка прошла не впустую, поливал 70 минут. Собрал Нике раннюю клубнику. В автобусе, сидящий рядом мужчина, заметил про трактор с дисковыми ножами:

— Лишь портит траву, так сильно измельчая.

Я откликнулся, а потом полюбопытствовал:

— За кого будете голосовать.
— Наверное, за Ельцина, — не сразу ответил он.
— Почему такая неуверенность?
— А в кого можно сейчас верить?
— Все-таки он лучшая кандидатура из всех. Другие могут завести неведомо куда.

Но он не поддержал разговор, и я тоже замолчал. Он в руках держал толстый портфель, старый, мятый костюм, похож на типичного снабженца.

Рейтинг Ельцина день ото дня снижается, я с удивлением и со страхом думаю, неужели наш народ до сих пор ничего не понял, что не в состоянии решить, за кого голосовать и против кого? Неужели выберут Макашова или Рыжкова? Выбрали же Гитлера в 33 году. Вероятно, народ не способен накапливать опыт, мудрость с веками. Каждое поколение учится на своих ошибках. Похоже, мы долго будем барахтаться в дерьме,  и не выберемся до тех пор, пока Союз не развалится.

Маленькая страна мобильнее, она вынуждена шустрить,  не ждать десятилетия, когда нервный сигнал от периферии дойдет до центра, и там среагируют, а могут и не обратить внимания. Что часто и происходит. Поэтому противно слушать драматурга Розова, которому жалко распадающейся империи, мол, великая страна, создавалась тысячелетия. Он-то живет припеваючи, что ему до сотни миллионов, которые живут за порогом бедности, только потому, что кому-то хочется жить в великой империи, а не в маленькой стране?

Действительно, из народа можно сделать всё что угодно, если слона дрессируют, тигра, то с человеком и подавно, можно заставить даже задницу лизать. Только что показали фильм "Рука Сталина", где стариков настойчиво спрашивают:

— Кто виноват в том, что с вами сотворили, с вашими родителями, выслали в Сибирь, раскулачили?

И ни один не сказал. Мямлили невразумительное, мол, тот, кому это было выгодно, враги пробрались туда и делали всё, чтобы народу хуже жилось.

Вполне вероятно, они боялись сказать правду, то, что думали. Телевизионщики уедут, а жить им с председателем, который отыграется, припомнит каждое неосторожное словечко.  Он уже ученый, лучше промолчит,  под старость спокойно умереть хочется.

Я Нику окрестил — "квартирный пуп"— самый главный человек в квартире. Но называю "агуськой", так Игорек ее зовет "агу". Разговаривает плохо, пытается произносить односложные слова, отстает в развитии от Светы из Ростова. Ника любит ходить, сама ведет, куда ей хочется. Часто поет. Полная противоположность Игорю, который не понимает слово "нельзя", продолжает делать то, что ему хочется.

Ника же робко тронет и тут же посмотрит на твою реакцию. После молчания действует смелее. Но если повысить тон, она оставляет обследуемый объект и забывает о нем до следующего раза. Такой подход мне больше нравится. Он более жизнеспособен. Осторожность всегда лучше непомерного любопытства, и я опасаюсь за Игоря, что ему удастся ничего не повредить до того времени, пока он поумнеет. Говорил Власте, а она обижается, мол, ничего с ним не случится, вечно ты преувеличиваешь.

Оказывается, уже в таком возрасте заложен характер, он в генах. Остальное доделает воспитание.

Ника с удовольствием купается. Игорь ненавидит, орет благим матом. Полностью мамкин, к чужим не идет, много капризничает и чуть что, начинает плакать. Пробовал ударить Нику, довольно настойчиво, даже после неоднократного запрета. Колотил рукой по стеклу, хотя каждый раз ему говорили "нельзя". Как-то подошел ко мне и плюнул.  После "нельзя" снова плюнул. Пришлось мне уйти.

Такое воспитание испортит его. Сказал Власте об этом, а она обиделась, мол, зря ты каркаешь, нормальным вырастет. Не уверен.  Мне хочется, чтобы он был хорошим человеком, а не просто вырос. Конечно, понятие хороший — относительное. Хотя бы не стал преступником, уголовником. Но ими становятся и хорошие, и плохие. Какая судьба у человека. Если судьба быть ему преступником, то, как не уворачивайся, все равно им станешь, каким бы хорошим ты ни был.

Мне жалко моих детей, которым нечего вспомнить, по сравнению со мной. Я поколесил по свету, благодаря непоседе матери.  Как странно все устроено. Если бы она была хорошей, мы бы не уехали из Батуми, прижились бы там, получили квартиру, а с приходом Гамсахурдиа стали бы ломать голову, как вырваться в Россию, и легко ли это на старости лет? Но, была бы она хорошей, она бы не очутилась в Грузии, а спокойно жила бы с первым мужем. Хороших жен не бросают, им не изменяют. Всё тесно связано друг с другом.

Поневоле поверишь в фатальность. Отсюда недалеко и до высшего Разума, который так всё причудливо замешал. Не зря же говорят, скорей ураган, пролетевший над кучей металлолома, соберет новейший истребитель, чем природа самопроизвольно возродит молекулу ДНК. Значит, нас посеяли, и кто-то смотрит, что из всего этого выйдет? Странно. Если он такой умный, то он должен знать, а не ждать миллионы лет результата эксперимента. Кто бы сказал, как оно на самом деле?

В Казани произошел многотысячетонный выброс фекальных отходов в Волгу. Через несколько дней это всё будет у нас. Из года в год всё это повторяется, народ привык и по привычке молчит.

4 июня в 8 ч утра таджикский кишлак возле афганской границы подвергся бомбардировке СУ-22 пятью бомбами. Одна не взорвалась. Четыре убитых. Сначала афганцы отрицали, что это их самолет, потом признали и принесли извинение и готовность выплатить компенсацию семьям погибших и пострадавшим. Мол, пилот перепутал афганский поселок с советским. Хороши летчики, которые свой народ бомбят новейшими бомбардировщиками.

5 июня Горбачев в Осло прочел, наконец-то, свою нобелевскую лекцию, в которой призвал правительства разных государств помочь, иначе перестройка погибнет и тогда ситуация станет непредсказуемой, и им же хуже будет.

Буш не спешит с помощью и прямо говорит, что новые кредиты уйдут в песок и никакого оздоровления экономике Союза не принесут, и он прав, потому что радикальных реформ у нас нет. Коммунисты всё ещё находятся у власти, они не заинтересованы уступать её.

6 июня российское телевидение показало встречу журналистов с Жириновским. Это был великолепный спектакль. Наглый краснобай, уверенный, что ради спасения русских они будут терпеть его хамство. Он позор для России, которая позволила демократическим путем выставить такую кандидатуру. Теперь могут нас упрекать, что и у вас новый Гитлер почти дорвался до власти. Очень многим его программа понравится, и он наберет достаточно много голосов.

Похоже, понадобится второй тур. Коммунистам удалось растянуть голоса по кандидатам. Вслед за Ельциным будет Рыжков, потом Бакатин. Мне хочется, чтобы с первого захода Ельцин набрал голоса. Это означало бы, что в России живут нормальные люди и есть надежда на лучшее будущее.

Вика купила мне осенние туфли за 160 рублей. С ума сойти от таких цен. Никогда мне в голову не приходило, что я буду носить туфли по такой цене. Но не босиком же ходить? Если Макашов проведет реформу денег, то новая цена туфлей будет – 16 рублей. Как раз такие, как я привык носить. Можно рассматривать и с такой точки зрения. Утешить себя.

Единственный выход против таких цен вижу во всенародном бойкоте: перестать покупать товары, хотя бы один месяц. Пусть приток денег сократится и они увидят, что так нельзя грабить народ. Впрочем, это нереально. Все спешат сбыть деньги, так как понимают, что они ещё больше обесцениваются, и на следующий год этот же товар будет стоить дороже. Сумасшедший круг, из которого трудно вырваться. Вика подсчитала, что в этом году на меня истрачено 751 рублей, а на нее всего 300 рублей.

Мать, после прочтения двух напечатанных рассказов, пришла к выводу, что может оказать мне серьёзную помощь в правке рассказов. Она заметила некоторые недостатки, но в напечатанных уже поздно что-либо изменять, а в новых она может, для этой цели попросила дать мои новые рассказы. Я  вспылил. В молодости, когда мне действительно нужна была помощь, она была не в состоянии что-либо посоветовать, а сейчас, когда наступило старческое слабоумие, готова оказать мне ее. Сказал:

— Что ты мне можешь посоветовать, когда сама ничего не умеешь? Ты была плохой учительницей литературы.
— Что ты! Я была референтом. Помогала. У тебя корректор плохой.
— Корректор исправляет ошибки. А редактор — стиль.
—  Ты делаешь слишком длинные предложения, начинаешь читать и невозможно уследить за мыслью.

Чтобы она сказала, узнав про Житинского, который предложение развернул на 33 страницы? Я не могу с ней спокойно разговаривать, объяснять, что творческий процесс — это творчество одного, и ему лучше знать, где и как поставить определенное слово. Она,  как и я, большая фантазерка, любит мечтать. Ей пригрезилось: как будет хорошо, если она будет мне подсказывать, как правильно писать, а потом в разговоре с подругами, как бы невзначай, похвастаться, что без нее сын не смог бы этого написать. Она признала, что мои рассказы интересные, но вот у другого стиль намного лучше, предложения короткие. Ей явно легче уследить за мыслью, чем в длинном,  на несколько строчек. Однако это не значит, что я должен писать иначе.

11 июня. Можно предсказать, что в ближайшие годы Горбачев будет вынужден уйти в отставку. Его ожидает участь Хрущева с одной разницей; если про того старались не упоминать, словно его никогда не было, то этого будут проклинать на чем свет стоит. Избрания на второй срок не будет.

Появляется опасение, что коммунисты пойдут на всё, чтобы устранить Ельцина.  Недавно в "Сов. России" напечатали дискредитирующую статью о связях Ельцина с итальянской мафией, вспоминают о 140 миллиардах рублей. Горбачев понимает, если президентом станет Ельцин, то его роль существенно ограничится и может превратиться в фикцию.

На претендентов противно смотреть. Даже Бакатин ничего не понял в реалиях сегодняшнего положения. Значит, и он не достоин быть президентом. Вся наша беда, что мы, как всегда разобщены, нет единого мнения. Женщинам нравится Рыжков — лицо симпатичное. Словно мужа себе выбирают.

За 13 лет уровень Каспия повысился на 1,5 м. За январь сего года на 42 см. Затоплены огромные площади береговой зоны городов и с/х угодий. Потом напечатают статью, что уровень Каспия циклично меняется, и не зависит от втекающих рек.

По радио передают интервью с поклонником книги Муни. "Жизнь после смерти". Просят слушателей, кто пережил подобное, сообщить в редакцию. Мол, умирая, человек чувствует, как он мчится по тоннелю со светлым выходом, где его встречают родственники, утешают, одобряют.

И никому в голову не придет, что всё это рождено в мозгу умирающего, которого удалось вытащить с того света.  При галлюцинациях   тоже, кажется, что это все происходит на самом деле. Лишь здравый смысл может поставить всё на место. Но никто не заинтересован рассуждать здраво. С одной стороны это попытка отвлечь от политики, чем бы дитя ни тешилось.

Вика второй раз делает замечание, что видит на моих руках белые пятна.

— Значит, скоро умру, — говорю я. Больше сказать нечего.

Иногда кажется, что я умру от сердца, инфаркт, инсульт. Уже сейчас на мгновение иногда становится дурно, до секунды к потере сознания.

Забыл Колю поздравить с днем рождения, а ему 50 исполнилось. Замотался, а когда вспомнил, срок прошел. Получил от него письмо, похожее на отписку. Прежних чувств нет. Возможно, в этом и я виноват.

13 июня зашел в "Русь" к Кудряшову и Фонфоре, надеясь, что, может быть, купили бумагу или ленту.  Но нет. Поговорили о прошедших выборах и сложной ситуации, которая ожидает Ельцина и народ: нации перемешаны Сталиным, и это может родить новый Карабах, хотя бы в Татарии. Кудряшов сказал:

— Без этого было нельзя. Существовала угроза пятой колонны.
— Откуда у тебя сведения о пятой колонне? — удивился я, так как нигде не встречал свидетельств о ее существовании.
— Должна была быть. Тогда такое творилось!
— Колонны не было. Были единицы.  Не без этого.

Он не стал спорить. Вошла бухгалтер, спрашивая у них, сколько рублей выписать в аванс. 80 рублей. Рассказала о стычке Арндта с Валей, он опоздал на 15 минут, ей пришлось ждать, и на проходной, при посторонних грубо начала высказывать ему. Он обиделся и тоже сказал:

— Можно и по-другому было сказать.
— Какой обидчивый, могу вообще, с тобой не разговаривать.
— Ой, гадюшник у нас! Ты видишь? — сказал Володя, обращаясь ко мне.

Но я не поддержал его — рассматривал "Огонек", надеясь в нем найти свой рассказ. Но пора мне стать пессимистом, а я всё продолжаю на что-то надеяться. Володя составлял калькуляцию.

— Сценарий напишем, сами? Художник нам нужен? Пишем.

Решил не мешать, им неловко сказать об этом, и так проговорили порядочно.
В торговых залах "Руси" по-прежнему товаров нет. Только по спецприглашениям. Много отделов закрыты. Полки пустые.  Зашел в комиссионный, выбрал брюки за 12 рублей. На фоне бешеных цен, это совсем задаром, а мне будет, в чем ходить, и не тратиться зря. Прием вещей в комиссионном прекращен из-за переполненности, но этого не видно, то есть выбор товаров незначителен.

В Израиль уехали актеры: Каневский, Михаил Казаков, Максим Леонидов.

В Норильске палка колбасы "салями" стоит 1300 рублей. Пуховик — 300 рублей. У шахтера заработок 700 рублей. Сможет ли он купить такую колбасу?

Я ожидал, что Бакатин займет третье место после Рыжкова, а Жириновский последнее. Но всё оказалось наоборот. Это говорит о том, что в России много фашистов, которым по душе программа Жириновского. Вполне возможно, что через несколько лет Ж.  составит конкуренцию, особенно, если у Ельцина дела пойдут плохо.

 22 июня выборы президента России. Убили Раджива Ганди.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/20/813