Встреча с удивительным человеком

Надежда Байнова
         ВСТРЕЧА С УДИВИТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Я хочу поделиться с вами той радостью, которую испытала при общении с замечательным человеком - протоиереем Николаем Винокуровым. Это произошло в конце мая 2000 года.
         Моего сына отправили служить в город Иваново, и я, как и все родители новобранцев, была приглашена командованием части  на присягу. Мои родители сказали, что там, в Иваново, я могу остановиться у моего дяди - священника отца Николая (Николая Макаровича Винокурова). Я уже много лет проживаю в Адыгее, поэтому личной встречи до этого с ним не было. И,  конечно, я побаивалась, как меня встретят, не стану ли помехой в доме больного человека (он перенёс инсульт). Но очень хотелось встретиться и пообщаться. Всё, что я о нем знала, это то, что он воспитывался в глубоко религиозной семье, как и моя мама, а его наставником был его дядя - архимандрит Никодим.
         Воспитывался он в строгости. Окончил семилетку  и поступил в Киевскую духовную семинарию, а через год был призван на военную службу. Проходил службу в рядах Советской армии. После службы  исполнял обязанности псаломщика в Троицком храме (моя мама навещала его там),  поступил в Московскую духовную семинарию, а после окончания учебы был направлен для прохождения пастырского служения  в Ивановскую епархию. Его наставником был архимандрит Амвросий. Он выбрал путь монашества и служения Богу, но не уединился, а всего себя посвятил церкви.
         Где бы ни проходило его служение, везде  верующие отзывались о нём с теплом. В 1977 году он был назначен настоятелем Преображенского кафедрального собора города Иваново, а в 1980 - секретарём Ивановского епархиального управления, оба послушания он нёс до момента болезни.
         И вот я с трепетом ожидала эту встречу.
         Небольшой аккуратный деревянный домик, калиточка... Нас (я была с сестрой) встречает женщина в монашеской одежде. Всё очень скромно, только самое необходимое, а ведь я ожидала увидеть совсем не это. Отец Николай полулежал на кровати, но, увидев нас, улыбнулся: надо видеть радушную улыбку этого светлого человека! Он с помощью сиделки приподнялся, и куда делась вся моя робость! Мне стало хорошо и спокойно, как будто я у себя дома.
        Чуть отдохнув с дороги, мы сели за стол (он с трудом ходил, но присоединился к нам) и помолились перед трапезой. Я опять  была приятно удивлена простоте общения и исходящей от него любви. Тепло исходившее от него и природное обаяние сблизили нас, было ощущение, что мы давно знаем друг друга, а ведь я видела их с Александрой Макаровной впервые. Его сестра, моя тетя, тоже посвятила свою жизнь служению Богу и охраняла быт своего горячо любимого брата. Отец Николай был необыкновенно чуткий и внимательный человек. Божий человек!
         Ближе к обеду к дому стали собираться люди - оказывается, в определённое время из монастыря привозили еду для бедных и неимущих, волей судьбы оказавшихся в тяжелых условиях. А эта женщина, что нас встретила, и моя тётя раздавали обеды собравшимся. Поймав мой удивленный взгляд, Александра Макаровна сказала:
         - Нуждаются они очень, вот церковь и помогает, чем может.
         Одни сутки, всего одни сутки  мы находились в обществе этих гостеприимных людей. Много разговаривали. Я боялась утомить дядю, но он успокоил меня, сказав, что чувствует себя хорошо, и всё говорил и говорил, а я слушала, впитывая, как губка, всё сказанное...
         Я не особо верующий человек: сказывалось  воспитание нашего времени. Помню, мы маленькими детьми бегали и кричали: «Бога нет, а есть наука», а старики грозили нам пальцем. Но всё-таки я спросила о Вере у отца Николая, и вот что мне было сказано им: «Если Господь не коснётся Сам Вашего сердца, если Вы не переживёте этой встречи с Богом, то все мои слова о Вере будут напрасны».
         Даже будучи больным, отец Николай принимал каждого просящего и никогда не брал плату за совершенную им требу. Жаль, мне не удалось послушать его проповеди, говорят, когда он вел службу, из глаз его текли слёзы... Он плакал! Мне запомнились его слова, что нельзя никого обижать, даже словом. Мой сын постоянно общался с отцом Николаем во время прохождения армейской службы, батюшка молился за него. Его ждали и были ему рады.    
         Но 8 марта 2001 года его не стало. Это большая утрата для всех верующих. Я не могла поехать на похороны, но мой муж и сын провожали отца Николая в последний путь. Отпевание было в Преображенском кафедральном соборе города Иваново. Божественную литургию и отпевание по священническому чину совершил архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий в сослужении с большим собором духовенства. Читая молитву, Владыка плакал.
         Весь город вышел проститься со своим пастырем! Похоронили отца Николая на кладбище в местечке Балино, где похоронена его мама, глубоко им любимая. Верующие люди по-прежнему ходят к нему, как и ходили на его служение, и свидетельствуют, что после посещения могилки батюшки получают помощь и облегчение.
 Я благодарна Богу, что суждено было случиться этой встрече с отцом Николаем.