Подземелья Истины. Ч. 1. Библиотека Иоанна. Гг1-7

Александр Аве
Подземелья Истины. Часть 1-я. Библиотека Иоанна. Приключения начинаются. Главы с 1 по 7 (2 дополн.ред.)

Библиотека Иоанна. Глава 1-я. Начало начал.

- Ну, ты, красава, и приоделся, - скептически хмыкнув осмотрел меня со всех сторон диггер... 

Мы стояли с ним на какой-то мистически зеленой поляне в самом центре одного из центральных московских парков. Все вокруг нас перешептывалось, посвитстывало и таинственно постукивало...
Мир замер на мгновение и это мгновение длилось вечность... Птицы и те испуганно затаились в синеющих под светом Луны кустах , а может по-простому просто дрыхли без задних ног в своих гнездах, или в гнездах подруг...

Моего проводника диггера звали Тригер... Как говорили мне знакомые пацаны имечко это нареченное в подвалах подмосковных получил он неспроста... Ох, как неспроста! Говорят еще, что брат у него то ли есть, то ли был... Так тот на федералов работает... С обратной стороны баррикады стало быть... Вроде как, были они сначала вместе... Охраняли мир и спокойствие подземной Москвы... А потом судьбина-лещ развела их по разным рекам своим... Даже мостков не оставила для переправы... Сгорели те мосты, шумно сгорели... Да, впрочем, к нам эта история никакого настоящего дела не имела...

Ну, ка прыгни... - приказал неожиданно Тригер.

Я подпрыгнул... В рюкзаке за плечами что-то совсем предательски зазвенело... Кружка металлическая об термосок грохнулась, скорее всего...

- Ну, и что? Как это понимать?! - нахмурился Тригер, - ты ж мне говорил, что знаешь как... что хаживал уже... А это что?У нас там времени с тобой на принятие решения не будет... Понимаешь ты меня! Сапер ошибается однажды, а дигер - в последний раз- зазвенишь там, как очередь дадут из АКМа и поминай, как звали. Там тоже не дураки сидят. Спецы ихние... - Тригер все больше распалялся... 

На самом деле  бывал я с группой журналистов в подземных аномалиях Москвы и... ничего! Поснимали-поснимали ... Да, и поминай как звали, это если словами Тригера гутарить. Вывалились из катакомб подземных  где-то под Китай-городом... Но приключеньице было еще то, романтическое... Да, и девчонки с нами были чертовки - смешливые красивые... Альпинистка ты моя скалалазочка...

- Ну, ладно, собрались идти,- так собрались, - наконец смилостивился Тригер... 

Сам он производил на меня впечатление какого-то гигантского черного паука: небольшого росточка, в танковых перчатках, гермошлем "растегнут на ходу...", с вьетнамской еще что ли? Возраст был какой-то неопределенный... Но лет песят было точно. Говорят он еще при Андропове работал... Тогда еще на той стороне..  Это потом, когда его взвод весь порешили там, в кромешной тьме, он одиночкой стал...

Тут Тригер встал на колени прямо перед недавним раскопом и с одного чирка об подошву ботинка зажег свечу... Свеча эта была какая-то большая очень, оплавленная со всех сторон с фантастичекими наростами плавленного воска... Я такие бочонки восковые у себя на Калининском как-то перед самым Новым годом видел в магазине книжном. Только те раскрашенные все были...

Фитиль полыхнул и пламя свечи закачалося в разные стороны... Как будто выражая сомнение... Тригер нахмурился:

 - Не пускает он нас... Попробуем еще раз.... 

- Попробуем то, попробуем. - подумал я про себя, - А вот кто "Он" то...

Полчаса как корова языком слизала. Над ночной Московй уже стала тускнуть ночь и появляться первые признаки рассвета... Мне сильно вдруг захотелось пожрать. Нервы!

Наконец пламя  свечи закачалось так, как надо... Тригер облегченно вздохнул и вытер капельки пота... :

- А я уж думал не пустит нас сегодня с тобой...Ну, что - давай, ползем, -  и сам, не дожидаясь моего формального согласия или не согласия, Тригер сиганул в пробитую саперскими лопаточками брешь туннеля первым. Как будто боялся что что-то в одну секунду может изменить мнение всего подземелья...

Я посмотрел, как он  ужом исчезает в темноте... Пока, наконец, последним не исчез даже его шнурованный тяжелый альпинистский ботинок и оттуда из тесноты  темного туннеля не раздалось его тяжелое сипловатое дыхание... 

- Легкие проверять надо,- подумал я, - а не жить в этоих сырых подземельях...Все равно не понимаю - чего они там, в темноте ползают. Чего ищут то... То же мне дигеры-тригеры... Кроты подземных корлевств!


Я последний раз оглянулся на Москву и, сплюнув, торопливо полез за героем подземелья...

Тишь ночи... Да нет, даже не ночи: сквозь тишь этой сырой неестественно черной мглы иногда пробивались  какие-то звуки... То слушались какие-то быстрые шаги вроде как человеческие, только полегче, в соседних смежных тоннелях. То вдруг что-то зашуршит уровнем выше - как будто там то же кто-то полезет по гальке сухонькой, как близнец твой, повторяя синхронно все твои движения...

А то  вдруг совсем вдалеке закапает вода: кап-кап...
А после зашумит заворочается подземная река, как гигантский питон. 
А потом опять все как стихнет и слышно только, как ползет вперед Тригер, лишь иногда подсвечивая мне легонько своим шахтерским фонарем местами сырой глянцевый туннель... 

Наконец, впереди вспыхнуло что-то совсем ослепительное, то Тригер, наконец, выбрался в большой переход и зажег маленький факел. Совсем такие, как у спелеологов.

Пещера по подземным меркам была просто шикарная. В центре ее лежал как обеденный стол невесть как сюда попавший большой плоский валун. Ледниковое здрасти...

Тут уже можно было стоять в полный рост... 

- Ну что, малый? Как? Освоился малость пацан..?

- Да, ничего, - пробормотал я, пытаясь сдуть земельную пыль с пересохших губ...- изо всех сил изображая на своем актерском лице небывалую "мужественность"... Ален Делон отдыхает на плече Бельмондо...

... Я было приложился к фляге. Однако Тригер сразу же остановил меня...

 - Не, помнишь, что говорил? Пить только в случае крайней необходимости. Воду беречь, как зеницу ока. Первый закон пустыни...
- А второй? - попытался пошутить я.

Видно шутка была совсем уж неудачная. Тригер осветил мое лицо так, что мне пришлось зажмурить глаза... - А второй - вернуться отсюда живым...

Только сейчас я отчетливо понял в какую опасную авантюру я ввязался. Историк по призванию, частный сыщик по духу. И далась мне эта библиотека!

Библиотека Ивана Грозного!


Библиотека Иоанна. Глава 2-я.  Соль московской глубинки.

- Ну, все привал, братец, - сказал Тригер... - До цели твоей заветной нам шагов пятьсот осталось...  Это если аккурат по прямой выйти... Но по прямой идти туда не сможем - в боковом туннеле у Спецов вроде снайпер работает... Так, что в обход пойдем... Уровнем ниже... Там, правда, воды по пузо в прошлый раз было, да побезопаснее все же... - продолжал задумчиво рассуждать вроде как, сам с собой, Тригер.

- Интересно, когда этот был, - прошлый раз! - сильно захотелось почему-то  съязвить мне, но я сдержался на этот раз...

- А под снайпера этого попасть никому не пожелал бы... - продолжал, не замечая моей внутренней борьбы, Тригер, - Говорят, глаз у него, как у орла. Афганский он! Пацаны еше рассказывают: кому уйти удалось, что прикован он там цепью стальной...  Как камикадзе японский, только русский.  Только не верю я в эти  байки дурацкие... Если б все время жил здесь, сгнил бы или демоны б заметили, так воще не поздоровилось бы - в лепешку скрутили б. С ними ведь не договоришься. Там амулеты только силу честную имеют... Так ведь...

- С кем, с кем не договоришься?- не расслышал его я, углубленный в свои мысли...

- Да, с демонами, - хмыкнул Тригер. А тут кроме них, духов и спецов, да таких залетных, как мы с тобой, и не бывает никого... Почти не бывает, -  он на секунду остановился...

- Ах, с демонами.. Ну да, ну да! - процедил я сквозь зубы, а сам уже в который раз  начал жалеть об этой всей авантюре. - Не, похоже он все же этого... Того! - помрачнел я...

- А то, что метко стреляют - то верно.. И пули у спецов специально меченными оказались... - разговорился, а вернее будет - расшептался, не замечая  моих "страданий", во всю Тригер. Его как повело буквально, хотя вроде и не пил он... 

- Был у меня напарник один, - продолжал он тихо после длинной паузы, - долго с ним ползали тут вместе... То карты выправляли, то попросит кто романтику, а кто и по делу какому, как ты, вон, обращалися... Пока не зацепило один раз пацана. Ну, вытащил я его из пекла этого и в Склиф... Так там, как пулю эту увидели, сразу их и вызвали... Говорят серых набралось на два этажа... Больше я пацана того не видел... 

Тут и мины местами стоят... - еще помолчав, будто искал повод поговорить, глухо шепнул он, - Конечно, там заложены, где совсем крепкие своды, чтоб не обрушить ничего тут.   Крысу там убьет, человеку руки оторвет...  Несильные мины - пехотные... Восьмого года... -  он опять помолчал, - А без рук отсюда только, верно, духи беспокойные выползают по ночам в Москву-старушку...

Я тут, по случаю, как то раз, парочку этих дур разоружил таки... Представляешь прям пузом и налез... И обе на одной недели... Еще пару дней назад все чисто было, экскурсию целую провел и ничего, а тут - на тебе. Зимой дело было. Температура минусовая вокруг, а мне жарко. Пот льет градом... Вот они - силы небесные! Энергия, когда так и прет... А жизнь на секунды растягиваешь, как сигаретку последнюю в пачечке.

Помолчали...

- Ща пройдем еще шагов сто до дырки в полу, там дальше их территория начинается, Спецов этих.. Самое главное - нам "периметр" их прорвать. Да, так, шобы окаянные не заметили... Вот это уж моя задачка будет, земляк... Ну, и решеньице у меня с собой есть, - и он заговорчески махнул на свою скромную амуницию, - авось сработает...

- Ничего себе, авось, - чуть было не сказал вслух я. А на самом деле только одобрительно гукнул. И спросил после минутного молчания:

- ...а "периметр" этот, что из себя представляет?

- "Периметр" то? - Тригер помолчал. Будто взвешивая, что можно сказать, а что надо бы опустить за скобки для такого чистоплюя, как я... - Наверняка это   никто из нас, диггеров, и не знает... Словом, если одним , сильная технология защиты замкнутых пространств. ..

- А если попроще то? - пошутил было я, перебивая его прямо на полуслове...

- Попроще? - Тригер почернел прямо таки, - А ты бы ключики прихватил бы свои от квартиры, может и подошли бы... К "периметру" то ихнему, спецову. Ну все! Шутки в сторону давай! Итак наболтался я уж с тобой...


Я кивнул с пониманием: - мол, ну, как скажешь, как скажешь...

- Ну, что - отдышался? - и, не дожидаясь моего подтверждения Тригер скомандовал, - тогда давай дальше ползем, историк обозный...

- Может, имел он в виду - "обузный". Только сейчас уже и не поймешь в каком контексте он тогда это словосочетание из себя выдавил...



Библиотека Иоанна. Глава 3-я. Подземный мост в старый Кремль.

Наконец, мокрая глинистая грязь закончилась и Тригер чуть приподнявшись на локте над дырой в пространстве туннеля сбросил вниз лучистую свтящуюся кеглю... 

 После, он, вроде  как оправдываясь, на взгляд мой неискушенный, облизал губы и произнес хрипловато:  - только такая подсветка и осталась, остальное все кончилось... Это у спецов только жгуты светящиеся есть. Говорят - нано технология заморская... А нам вот эти дуры приходится с собой таскать...

- Да уж, профессия у тебя. Не позавидуешь! Беспокойная больно! - подумалось мне, но вслух ничего не сказал.

Кегля тем временем достигла дна и, зашипев, стала отбрасывать неравномерный свет во все стороны нижнего коридора...

Из глубин его шел странный сладковатый запах... И еще что-то было в нем, в этом запахе, до боли  знакомое всем нам... Мне почему-то захотелось сравнить его с запахами  белых грибов. Ну, точно, грибами пахло... А они то здесь откуда? Во! В лес прям не ходи, теперь вон под Москву залезай и собирай шампиньоны корзинками...

- Шутки в стороны, археолог, - еще раз строго сказал Тригер, увидев, как на моем лице заиграла беспечная улыбка...

- Меня вообще то Пашей зовут, - вежливо напомнил я ему.

- Давай ка все ж посерьезней... - и он, глубоко вдохнув в себя воздух, расставил ноги совсем как лягушка и растянувшись крестом на сильных руках прямо над дырой, наконец  с громким грохотом исчез внизу.

- Пошел-пошел! - услышал я его сдавленный шепот, - быстрее давай, археолог-Паша!

Я оглянулся: метров в пятидесяти от меня что-то в темноте происходило... То ли тень кака мелькнула, то ли ветер дунул, аж мурашки поползли по лицу... Но времени рассматривать, что там в темноте затаилось, не было, и я последовал за своим проводником... Ему верно лучше знать, как периметры эти мифические Спецов обходить...

***
В нижнем "зазеркалье "- так окрестил его я, почему-то проводя аналогиии с зазеркальем Алисы, мы одно время шли достаточно быстрым шагом... 

Иногда Тригер склонялся над моей картой и что-то там свое сверял... Помычав-помычав что-то бессвязное он, не замечая моей усталости, продолжал как ни в чем не бывало топать дальше...

Время прошло больше чем достаточно... Я уже совсем измотался... Губы иссохлись... Нестерпимо хотелось пить... Здесь, глубоко под землей было очень жарко.. 

Увидев моей покрытое испариной лицо Тригер сказал понимающе: - ТЭЦ тут, первая рядом- вот, и жарко так...  Щас еще метров двести и получше будет...

Получше это у Тригера было - по пояс в воде...

Над нами явно слушались плески какой-то воды... 

-Может Москва-реку проходим, - сделал предположение я, но как всегда промолчал... Переход этот был сравни переходу по мосту, только подземному... Ла манш, да и только... Иногда сверху просачивалась холоднющая придонная речная вода. Хуже всего было, когда лило не дождем, пусть даже проливным, и по стенкам, а как из ведерка - вертикально сверху. Тогда вода пропитывала нас всюду и сразу - и за шиворот, и под теплый вязанный свитер, что Тригер приказал одеть на голое тело...

Наконец, мы выбырались из грязной тухлой воды и, привалившись к стенкам искуственной пещеры в которой оказались, немного отдышались... Воздухом это мессиво газов уже назвать, конечно, было нельзя... Но человек, видать, природой так устроен, матушкой, что ко всему в жизни своей привыкает...

- Ну что, оклемался малость?! Давай тогда, шаг в шаг за мной... Теперь совсем опасно! - скомандовал Тригер и, не дожидаясь моего согласия,  расстворился за углом поворота.

Прошло еще минут пять, а может с полчаса.

Мы стояли с Тригером у раздвоенного чистенького, как будто тут кто-то подметает регулярно, коридорчика, совершенно не понимая, где мы и что нам тут уже нужно...

Тригер посветил фонариком на карту, потом в один туннель, в другой...
Наконец,  был вынужден сконфуженно признать: -  не, не узнаю! Первый раз здесь... Так, что ты тоже можешь считать себя первопроходцем.

- Шутки шуткуем?- вопросил я про себя, а вслух сказал, - может по компасу как то.. "Север-юг" там, к примеру... - под "дурачка", ехидно напомнил я...

- Компаса тут, малый, не фурычат, - спокойно, не замечая моей "язвы", ответил Тригер. - железа больно много... ну, и поля там всякие,  -он посмотрел на меня внимательно... 

Понятное дело, лишку сболтнул мужик... Но я сразу сделал вид, что не заметил этой его оговорочки странной... Поля...

- Пойдем по левому рукаву.. А там глянем... - и он решительно почесал в выбранном им по одному только натию направлению...

Что-то гукнуло и окнуло в далеке, там где мы только что  оставили волноваться дно Москвы-реки...

***


Ну все, кажись, сориентировался, - Тригер остановился и, присев на корточки, внимательно посмотрел на три светящиеся полоски в самом низу туннеля... 

Тут туннель опять резко сужался, но судя по всему  и до нас с Тригером тут кто-то хаживал... Временами попадались  вскрытые консервные банки и пластиковые бутылки... Цивилизация и тут смешила укрепить свои потребительские бастионы...

Задумавшись я со всей силы налетел на Тригера, который как у него водится резко, не предупреждая, притормозил при очередном повороте коридора.

Он резко прижал меня к низу за рукав камуфляжной куртки, а сам вообще пал буквально на колени... Ну все дорогой. Дошли! 

Периметр!

Я глянул туда же , куда были устремлены его белесые в темноте глаза..

Дальше по коридору все казалось совершенно другим... Как будто здесь и был рубеж той самой жизни... Стены с той стороны фантастически переливались кварцевыми прожилками... На стенах пылали факелы... 

- Ну, щас мы посмотрим, может на чито и мы с тобой сгодимся, -серьезно сказал Тригер... И потянулся к своей амуниции...



- Слушай, а что это за порошок то был? -  спросил я его, когда мы уже вышагивали по той стороне Периметра...

Тригер ничего не сказал. Только странно как-то... Ну, очень странно глянул на меня... И... Ускорил свой и без того быстрый тихий  шаг...

Я сплюнул на грибы... И они, зашевелившись, как живые по липкой скользкой  стене, выбросили в воздух туннеля облако серых ядовитых спор... 

Вроде уже совсем скоро... Так было указано на карте, той из особняка старинного... Легкая лихорадка искателя охватила, наконец, меня полностью и я, забыв даже о своей усталости, на третьем дыхании ринулся за уже почти исчезнувшей впереди спиной Тригера...

Библиотека Иоанна. Глава 4-я. Все джины подземелий.

Началось это вообще странно... Сначала зацокало как-то, закачалось на стенах: то ли тени наши, то ли еще чьи... То ли мерещиться нам стало...

- Потом что-то захихикало, как кикимора болотная - как будто кому-то пятки щекотали... Вдруг все стихло, а когда пришла вторая волна, основная,  Тригер уже готов был... 

Вжавшись в секрет туннеля, он взглядом кивнул и мне: - мол, давай, парень, не высовывайся...

А чего тут высовываться если, по мне, ничего особенного и не происходило...

- Чего ждем то, - шепнул я заговорщически, пытаясь поддержать таинственность Тригера при этом еле сдерживая подступавший смех...

И тут прямо перед нами, шагов этак за тридцать из боковых туннелей вылилось свечение какое-то... Как холодильник кто-то приоткрыл и закрыл. Бац! И фонарики наши, как по команде отключились....

Три матовых светящихся пятна с разных сторон под совершенно правильными углами слились, наконец, в одно крутящееся и бормочущее тело...

Вдруг фигура эта фантастическая застыла на месте и вытянувшись метров на десять в нашу сторону как бы чутко прислушалась...  чутко, не чутко, но понятно было, что почуяло оно дух людской...

Тригер завозился чего-то во внутреннем кармане спецовки... Я посмотрел на него с удивлением - в его руке было зажато что-то очень и очень похожее на лапку курицу...

- Ага,  - прошептал он, увидев мой вопросительный взгляд, -  она и есть... Ща мы его завалим быстро... не дрейфь, пацан!

- Кого его то? -  также шепотом спросил я...

- Да, джина этого... Хотя, конечно, правильно лапку кролика, как оберег использовать в таких случаях...  Но, если честно, съел я его, кролика этого, еще утром съел. Жор вдруг напал. Так что не обессудь: что было, то и прихватили...

Мне вообще казалось,  что Тригер прикалывается... - ну-ну!

 Тут тень эта бесформенная вдруг стремительно шарахнула в нашу сторону...

- Берегись! -  крикнул мне Тригер и запустил куриной ногой прямо в центр этого бесформенного светящегося пятна... Попутно левой рукой выписывая какие-то магические треугольники...

Пятно вильнуло в сторону и с каким то нечеловеческим завыванием рвануло на нас... 

- Бежим, -Тригер рванул меня за рукав  и помчался в боковой низенький туннель...

Не успели мы пробежать метров двадцать, фонари наши вдруг как по команде включились и мы увидели, что впервые за все время нашего путешествия туннель не был сквозным , а заканчивался тупиком... 

- А где выход то? - спросил недоуменно я, еще не понимая, что очевидно наступает конец нашему маленькому детскому приключению...

- Тьфу ты! -  Тригер в сердцах сплюнул, - Ну, джин! ну насмешил...

 Мы прижались с ним в какую то небольшую ложбину и приготовились лицом к лицу встретить эту хрень, джина или еще как там его по батюшке...

В воздухе опять сильно запахло грибами...

Джин же теперь никуда не спешил... Размеры его тоже стали не такими растекаемыми... Вроде даже угадывались лицо, руки, восточные одежды, на ногах большие башмаки...

Увидев,  что шутка его удалась и загнал он нас, как и планировал в угол, джин удовлетворенно хмыкнул и остановился  раскачиваясь метрах в трех от нас бедолаг... 

- Выбирает с кого начать, -  невесело подумал я, нащупав на шее своей золотой крестик... И в тот момент  когда джин опять было собрался рвануть на нас, так сказать в последней смертельной для нас, людей не человечекской пляске, я рванул крест со своей шеи и, зажмурив от страха глаза,  читая скорговоркой "отче наш", со всей силы швырнул крест в сторону этой ненасытной натуры...

- Вас волной накрывало когда-нибудь? Да, без разниы какой...
Во, и нас тут, как волной накрыло, вдавило так, что ребра затрещали... А потом грохнуло прям над ухом.. Как колокол, только беззвучно на частоте какой-то высоко запредельной... 

Тригер откинулся как-то, не естественно совсем, назад , сильно стукнулся головой и из последних своих сил ударил куда-то в бок обеими  ногами.. Что-то обрушилось, осыпалось сверху земельным туманом сверху и мы прямиком ввалились, как в нору через открывшуюся внезапно, тяжелую, истошно скрипнувшую, дубовую низкую дверь внутрь какого-то помещения...

- А у тебя амулет то посильнее моего оказался, - хихикнул нервно Тригер..

Наши фонари вдруг сами собой  включились в полную силу  и мы огляделись...

- Мама родная, мы находились прямо в ней, в библиотеке Ивана Грозного...



Библиотека Иоанна. Глава 5-я. То самое... Книги и другие скелеты. Где наше не пропадало!
 
Я осветил стену. Блик моего фонаря потанцевал малость туда-сюда, поскользил чутко своим лимонным пятном, как солнечный зайчик, по гладкой расчерченной красно-синими фресками стене. Поскользил, пока, наконец, не зацепился за какой-то странный широкий уступ.

Уступ при ближайшем рассмотрении оказался до боли знакомой толстенной железной пластиной, вырезанной под острый угол и вмонтированной глубоко в стену. От пластины влево и вправо на равном расстоянии расходились по дуге по четыре белые метки в каждую сторону с указанием каких-то букв... Букворица, что ли? Я и раньше слышал об этом на одном из семинаров в Питере, что была якобы в древние времена у некоторых славянских племен нумерация буквами... Потом, правда, за ненадобностью позабылась та нумерация. Я присмотрелся: самым знакомым показался значочек сдвоенной буквы ять... Ну если это и не ять была, то похоже сильно... Остальные буквы вообще были из не известного алфавита, или как первернутые что ли? 

- Шутники дореволюционные, - сказал я, - Часы солнечные , что ли в подземелье засунули! То же мне Кулибины нашлись... Ты как думаешь,  они чего там, в средние, спятили что ли совсем?

- Нет, не спятили, - громко, пугнув тени на стенах, сказал Тригер. Он, вообще , как мне казалось ничего в жизни не боялся - ни привидений, ни людей... И, резко нагнувшись, подобрал вытянутую серую трубку  из рук скрюченного прямо тут у стены библиотеки скелета в круглой шапке и бордовых полу-истлевших одеждах...

Ну, да ладно. Чего тут голову то ломать. У богатых, ведь, свои причуды!

Но мы как-то сразу с Тригером отвлеклись от часов тех, искуственно-солнечных. Благо в библиотеке было на что еще взглянуть...

Свет фонарей от стен переметнулся прямо в центр этого странного помещения.

В старом кожаном кресле невесть как увенчанным в высь каким-то неровным бежевым скрученным хрупким рогом сидел, упершись руками о тяжелый дубовый стол, скелет... Вернее, его хорошо сохранившаяся мумия. Казалось, что время не было властным над его  телесной оболочкой.. Если бы не сама обстановочка, то его легко можно было принять за одну из фигур музея мадам Тюссо. 

Шею мертвеца облегал правильный не без элегантности кольчужный шарфик... Сама кольчуга имела три слоя в части которых то там, то сям виднелись рваные края... 

Под его правой рукой царственным жестом  был мощно зажат пыльный стеклянный шар... Я присмотрелся и присвистнул от изумления... Шар тот при ближайшем рассмотрении оказался стеклянным черепом... Только не такой, как я видел в документальных фильмах и в любимом фильме про Индиана, а сильно- клыкасто с изгибом вытянутый. Он был больше похож на гигантского кузнечика с сильно выдающимися раскосыми глазницами, но по размерам своим был крошечный... Поверьте, его при желании легко можно было сжать одной рукой...

Вот оно -  королевство хрустального черепа, -  нервно хихикнул про себя  я...

В другой руке человека была зажата большая серебрянная с зеленоватым отливом стрела с трезубцем на конце...  Как вилка в самом деле...

 - Ну, что, Царь, оттрапезничал  со свое...? - грустно подумалось почему-то мне... 

Десятки стрел, сломанные наконечники, какие то старые проржавевшие железки, колбы и пыльные вытянутые как кувшины глиняные горшки с тремя и более носиками неизвестного назначения где просто хламным ворохом, а где культурно сложенные веером лежали всюду, куда падал взгляд - на столах, да и вокруг на полу этого добра хватало...

В комнате помимо нас, живых человеческих особей, да этой запыленной мумии находилось еще несколько скелетов. Все они странным образом размещалась не хаотически, а были сложены как бы по спирали: от центра к стенам этого достаточно широкого овального помещения...

Веселые денечки были, - глядя на эту комнатную баталию подумал я. - Пиршество духа в самом деле... Во, действительно, тот самый случай, когда знания смертельно опасными становятся...

На центральном дубовом  столе с простеньким незатейливым резным орнаментом, скорее всего основном, лежало несколько тяжелых фолиантов...

 Один из них был открыт на первой странице...

- "Жития Ивана Разного..." - Прочитал я по едва угадывающимся буквам... И тут увидел еще чуть ниже на той же заглавной странице крупную цифру "один"... - Так вот оказывается, как звали тебя, братишка! Ваня-Разный! А Грозным ты ,стало быть, стал знамо апосля позже...

Рядом лежало еще три схожие в чем-то книги: "Смертие Ивана" в трех частях..

Я улыбнулся... Как это принято у нас на Руси: о жизни человеческой писан один том, а о смерти его же - аж целых три... Возвеличивание после смерти у нас прямо таки стало хорошей традицией...

На столах поменьше, что у стены и за большим столом, тоже вповалку между иным прочим лежали различной высоты стопки книг.. При попадании же лучей от наших фонариков то один, то другой фолиант вдруг вспыхивали разноцветным огнем- предательски выдавала себя обильная инкрустация драгоценными камнями...

- А это еще, что за книженция тут?! - прошептал в полном изумлении я. 

Передо мной на столе, свесившись одной своей половиной прямо посередине, находился в тяжелом переплете из потемневшего дерева с рыжей кожей "Свод основных правил государевых одна тыща... Дальше буквы прочитать нельзя было вовсе... Только под закопченной пленкой в самом внизу страницы угадывалась надпись "НовГрад"...

Да, и впрямь - сокровища! Мечта архивариуса!

Я оглянулся. На противоположной стене изящной витиеватой парной буквой было выписано красной охрой на достарославянском каком-то...

"Берег Исъ!" 

- Пристанище тьмы, что ли, - попытался перевести я...

Библиотека Иоанна. Глава 6-я. В апартаментах князей Шуйских. Всевидящее Око...

- Перековал ты, Царь, себя, а как Русь то всю перековать?Не по силам задачка! Да, не тебе одному, - вдруг подумалось мне...

На самом дальнем, у глухого замурованного оконца, пыльном - не то слово, столе у стены лежали сваленные вообще какие-то "глинянные" обожженные таблички с клиновидным письмом... Очень и очень похоже на египетские выдумки иль, воще, - "мессопатамия" какая-то. 

- Бр-р... Тьфу ты, что за чертовщина, - мне на секунду показалось, что человек в кресле пошевелился, золотой обруч с синим камнем на голове его сдвинулся немного вперед и в его глазах, направленных мимо меня в сторону блеснуло что-то осмысленное. - Да, нет - показалось все же... Мало чего тут казаться может, в этом царстве потерянного времени... Бр-р...

Тригер все это время стоял у стены молча, созерцая в наполеоновской позе настенные надписи... Освещая попеременно то один, то другой фрагмент надписи. Как будто читать умел... Письмена то еще докирилловские...

Многие слова были писаны в малых и больших кругах: часть, словно арабский текст, начиналась сверху вниз и обрывалась совсем низко у пола.. Пыль, да плесень ссохшаяся мешала что-то увидеть ниже... Но местами угадывались продолжения писаний и на полу...

Скользкая плитка на полу была красочная изразцовая... Каждая плитка вязалась с другой и не просто проволочкой, а специальными скобами, в несколько слоев. Я нагнулся, чирканул об коробок и посветил спичкой. Ну да! Технология такая старая мне только однажды в Ипатье и попадалась... Как будто предполагалось, что какие-то темные силы сюда, в это чистилище мысли славянской, могут проваться из ада горящего...

***

На этом месте у меня почему то сразу вырубился пэд... А потом привалили друзья с подругами, так что вернулся я к продолжению изложения всего этого только следующим утром после обхода лечащего врача. Рука еще сильно побаливала, но писать уже мог в полную скорость... Да, и самочувствие стало получше...

***

- П-п-пслушай, - вдруг выдавил из себя Тригер...

- Ты чего заикаться-то стал?! - спросил тихонечко я его. И, обернувшись, на звук его голоса, оторопел.

Над входом, прямо там, где мы с Тригером ввалились в эту дверь, простирался, насколько видно было огромный светящийся глаз. 

- Всевидящее око! - шепнул я и попытался было оторвать от него свой взгляд. Однако это почему-то не удалось сделать вот так, просто. В голове началось какое-то сильное помутнение и я вдруг, совсем не сопротивляясь этому огромному смертельно-нежному понимающему и примающему меня таким как есть, взгляду, буквально пал перед ним на колени... Гипноз, да и только! Меня закачало из стороны в сторону как змею у факира в корзинке... И мне совсем уже не было дела до Тригера, который, как окаменевший стоял посреди комнаты. 

Однако, толи  я так сильно шибанулся коленями, то ли упал не совсем под нужным углом... Однако,"тварь" эта, судя по всему не доставала меня полностью... Наконец, сильно помотав головой и выдавив из себя что-то булькающе бессвязное, я с трудом отполз в угол, в темноту, и только тогда полностью переключил свой взгляд от пылающего теперь ненастытной ненавистью глаза, что, поверьте, удалось мне далеко не с первой попытки... Только тогда и смог вздохнуть полной грудью... 

- Господи, ну и дела! Рублева творение что ли? Вроде манера его... Да, только такие психотехники тогда не ведомы были никому, или все-таки ведомы? - я вдруг вспомнил волхвов и то, что о них понарассказывали бабки в дальних деревнях...во время последней нашей этноэкспедиции.

Отдышавшись, я наконец, посветил фонарем в сторону и, взглянув на Тригера,  понял что дело то обстоит совсем худо. Парень стоял ровно, не дышал, а левое ухо его как-то совсем уж неестественно писинело: даже можно сказть почернело... Совсем как у гавриков этих, которые как мусор строительный тут всюду валялись... Синильное пятно уже частично стало сползать на его шею, когда приноровившись я со всей дури дернул его за спокойно опущенную руку к себе в сторону...

Тригер не дышал на самом деле... Сдавив его грудную клетку я начал что было силы ритмично давить на сердце. Сколько это все продолжалось не знаю... Наконец, Тригер поперхнулся, кашлянул и очумело оглядывая себя и комнату сел и стал озираться...

- Ну, слава богу! Как тебе там в царстве горгоны этой поганой было? Сны, небось, божественные снились, - попорбовал шуткануть я, сам едва перебирая посиневшими губами...

Выбираться отсюда надо, - произнес Тригер. - Хватит, насмотрелись на чудеса исторические пора и честь знать....

- Да как же это, -было возмутился я...

- Идти надо, мало еще какой хрени тут понапихано... Закругляемся, - сказал резко, даже жестко  Тригер, и я опять узнал его стиль поведения.

- Минуту даю и уходим, -  уже помягче продолжил он. 

Я рванулся к столу,  где лежала рыжая книга...

Тем временем Тригер широко шагнул к центральному столу этого тайного хранилища и, стараяь не глядеть на светящейся злобой глаз, стал чего-то возиться на столе с царевыми шмотками. Покопашившись в полутемноте он вдруг сильно разогнулся и выдохнул: 

- Ну все ползем отсюда... История историей, но я еще хочу увидеть ее продолжение, -  продолжил Тригер и, притушив фонарь, ужом выдвинулся в дубовую дверь... 

Я еще раз оглянулся... Эх жалость то какая! Ща бы сюда со своими нагрянуть. Профессуре нашей нос утереть. Но помня наш уговор слушать его во всем, вздохнул вытолкал в коридор сначала рюкзак, а потом и полез сам... 

Подул мощный сквозняк, дверь со всей дури саданула меня по плечу и зажала конец прорезиновой военной куртки. Я ухватил за ручку прям около громадного дверного замка, и что было силы потянул на себя защемленную ткань, и прежде чем раздался сильный треск рвущейся материи, я сильно ойкнул и отжал пальцы... Тригер посветил мне своим фонарем, тем времени пристально всматриваясь куда-то в свосем мертвую темноту.

 На внутренней стороне своей ладони я увидел сильный правильный надрез и пузырьки пенящийся крови... Рука вдруг стала быстро неметь...

Вдалеке кто-то сильно кашлянул, а слева в коридоре вдруг пробежал вспугнутый кем-то целый взвод крыс...

Уходим, -прошептал Тригер... Апетит нагуляли и будя с нас.... Уходим-уходим...

Я старательно молча полз за ним, не проронив ни слова в ответ...
Тяжелая книга временами сильно била меня по плечу, отвлекая от боли в пораненной руке... Правду говорят, клин клином вышибают! - подумалось мне...


Библиотека Иоанна. Глава 7-я, заключительная, но не последняя во всей истории...

Обратно мы шли, стараясь максимально быстро проползать самые опасные, расходящиеся в стороны ветвящиеся туннели, ориентируясь только по одному ему, Тригеру, заметным признакам.

Только однажды я увидел, как сбоку от очередного поворота, где мы свернули, светился, переливаясь старый мох... Тут можно было выжить, надо было только хорошо все запоминать... А у Тригера это, видать, природное чутье на такое было... Ему тут все помогало, все родным было... Буквально втащив меня за рюкзак на уровень выше в ледяном скользком полу, Тригер вдруг затаился и знаком показал мне остановиться и замереть...

Совсем недалеко от нас, метров может пять-десять, разговаривали два мужика... Гворили быстро, наречие их не распознал сразу... Язык был точно не русский... На латыни шпарили сорванцы... Воистину, в метртвом царстве только мертвые языки, как живые и слушаются... Постоянно слышалось только одно полузнакомое слово - Либерия...
Переговорив что-то свое, они вдруг замолчали. И по интонации их поняв, что они о чем-то там договорились, мы увидели как огни их маскировочных капюшонов засуетились и зазмеились куда-то в разные стороны... Где-то совсем высоко над нами в московском уличном запредельи, о котором мы сейчас так страстно мечтали, что то сильно громыхнуло... 

- Трамвай промчался, первый утренний, - прошептал Тригер:- тс-с! - и
 он опять приложил палец к губам...

Странный шум сзади нас так же стремительно закончился как и начался... 

- Эх, жалко краги там на столе свои забыл, да не возвращаться, -  почти пошутил Тригер.

- Да, уж! - буркнул я ? - куда там! давай завтра это обсудим...

- Да, у тебя с юморком то ничего! Видать, пацан ты крепкий, если после таких подвигов еще шутить изволишь, - он опять промолчал, потом сухо, как бывало и прежде отдал приказ, - ползем! только щас вообще, как мышь...

И мы опять двинулись ползком вперед, метр за метром преодолевая расстояние  к уличной свободе...

Время тут никак не измерялось.. Его тут, казалось, не было вовсе: только размеренное сопение ползущего впереди тебя напарника, да легкий шелест камуфляжа.. Вот и все секундные стрелки, если не минутные...

Вдруг Тригер, ползущий впереди, сжался весь так, как будто в землю в рос...

И слышу я - со всех сторон жужжит что-то...

-Эх, ты! - выдавил расстроенно Тригер, - А ведь почти ушли. Теперь ноги! Бежим! Давай, не отставай от меня...

 И только мы с ним что называется с низкого старта рванули куда-то в самую непроглядь, как сзади нас жужание это все разом прекратилось. И отчетливый холодный мужской голос бросил в тесноту подземелья: - все стоять!!! Некуда бежать, кроты... Отбегали свое.

Вспышка мощного прожектора озарила нас сверху, снизу, пробираясь всюду, как желе и просвечивая нас, как рентгеновскими лучами... 

- Ноги! -  еще раз, как эхо повторил Тригер и, не оглядываясь, одной рукой схватил меня и подбросил как пушинку куда-то ввверх очень и очень высоко, а сам кубарем вильнул в соседнюю ложбину в самом тунелле сбоку... 

- Немедленно прекратить движение... - голос стал угрожающим...

Я же, не теряя времени даром, вцепившись за какую-то ржавую скользкую арматурную решетку, со всех сил подтянулся и рванув тело свое наверх... шлепнулся всем пузом на грунт, больно ударившись о невесть как тут появившиеся шпалы...

Вдруг сначало глухо, потом стройным выровненным хором где-то чуть ниже меня, под холоднющими стальными шпалами, уровнем точно ниже застучали пулеметные очереди.

- Ни хера ж себе! - выругался я... 

В ответ  же прозвучали единичные выстрелы. Очень лаконично прозвучали, с хорошим выверенным годами почерком... Я обернулся и увидел, как словно из-под земли передо мной вырастает Тригер, крепко сжимая в правой руке немецкий трофейный парабеллум...

- Эх, сейчас  парочку пистолетов не помешало бы и по-Македонски с двух рук...

 И потом, уже сразу переключаясь на новую обстановку:

-Давай, давай, милый! не телись! ходу, сынок, ходу...- и, не дожидаясь моей реакции, он сам, показывая пример, почесал со скоростью поезда под Ламаншем... 

Я то же сразу вскочил и побежал... Сзади раздавались то орущие голоса, то одиночные, то автоматные выстрелы... Иногда пули проходили совсем рядом, в сантиметре-другом над моей головой, но также как и мы терялись рикошетом в туннельных лабиринтах...

Но мне было не до того, чтоб считать кто, сколько раз выстрелил...
Я мчался так, как только может мчаться совершенно одуревший от счастья олимпийский спортсмен, понимающий, что вот она уже совсем рядом финишная прямая. 

И не мог я, конечно, видеть, как желтое едкое облако какого-то газа постепенно заволакивает все коридоры за нами буквально цапая нас за пятки....

 Не мог видеть, как смотрел нам тяжело вслед маленький невысокий человек чем то отдаленно похожий на моего проводника. Как вздохнул он тяжело и вдруг быстро нацепил противогазную маску...

Наконец, желтое облако обхватило меня со всех сторон. Я стал задыхаться. И из последних сил я все-таки  схватился за светящийся в темноте шнурок ботинка Тригера... Тригер сильно дернул ногой,  но я, уже ничего не понимая, полностью  теряя нити реальности, продолжал железной хваткой держаться за эту последнюю мою надежду, выбраться отсюда живым и невредимым...

Последнее, что помню- небо рассветное, звезда яркая, Венера что ли, и Тригера, заботливо склонившегося надо мной:

- Живы, пацан! Выбрались... 

А дальше был только сон и слова, слова, слова. Которые, ну совсем не связывались со всем, что со мною произошло этой ночью.... Слова соединялись, липли, вязли и исчезали в никуда...туда же, куда исчез робко постояв, на входе и я..,

- Тригер, прошептал я,  -Тригер...


***

- Ну че, пацан, оклимался?

 Я не поверил ушам и оглянулся... Вечернее уставшее от дневной сутолоки рыжее солнце уже садилось куда-то там за горизонт речных камышей и низеньких двух-трехэтажных жилых многоквартирных построечек, а передо мной стоял выбритый в малиновом пиджаке весь что называется при параде Тригера

- Тригер, родненький как я рад тебя видеть! - слезы сами собой навернулись на мои глаза и я чуть отвернулся, чтобы он ненароком не заметил эту мою случайную слабость...

- Ты извини, брат, - оживленно заговорил Тригер, - не думал я, что подлость они такую пустят- газом живых людей травить...

- Да, ладно-ладно! - я счастливо засмеялся... - Живы и то ладно!!!

- Без вариантов, - солидно так подтвердил Тригер.

Мы проговорили с ним почти весь вечер, пообщались, вспомнили свои старые туннельные "подвиги". Незаметно пролетали часа два, а то и поболее. И  Тригер, до этого производивший на меня впечатление нелюдимого малообщительного малого, на самом деле оказался интереснейшим увлекательным и знающим собеседником... 

- Не знаю уж, что мы там с ним нашли в подземельях этих, а друга настоящего верного я себе точно нашел, -  подумал я.

А Тригер рассказал мне, что оказывается газа я совсем немного того вдохнул... А колбасило меня больше от яда. На дверной ручке двери той дубовой, что оказался... И, что без сознания я дней семнадцать тут, у его знакомого в Химкинской городской лежал... Да я уже знал все это и сам - лечащий врач понарассказывал... Он еще сказал, что повезло мне, что яд старый, силы не такой оказался, а то б ангелы уже на небесах вместе со мной радовались, а не люди живые. Вот ведь как!

Чуть позже  пришла моя близкая подружка Ксанка и Тригер, застеснявшись дамского общества вдруг заторопился... А потом, уже совсем собравшись на выход,  внезапно пробормотал:  - Ты это, Пашич, самое... если продолжить захочешь, то знаешь, где меня найти... Все еще только начинается, - и тихонько так, с намеком вроде сильно пожал руку мне... - Спас ты меня там, в библиотеке подземной... А у нас, диггеров долг платежом красен... Теперь, как рубль неразменный в руках твоих...

- Так там же газа сколько! - сделав вид, что не заметил его внезапной сентиментальности,  переключил я наш разговор на другую тему...

- А что газ?! Газ там быстро выветривается! Он то нам точно не помеха,- ответил он и хитро-хитро так улыбнулся. Озорные такие искорки проскочили в его глазах..

Что-то легонько выскользнуло из его руки в мою...  А он быстро развернувшись почти военным шагом рванул по своим будничным делам... 

- Кто это?- с интересом заинтриговано спросила моя подружка.

-Ах, это!- задумчиво сказал я, глядя на предмет в своей руке.

Там, переливаясь камнем своим всеми цветами радуги, а может и поболее, лежал огромный древний перстень с руки того самого мертвого князя. И большими буквами на нем с обратной стороны было выгравировано "князъ Шуйский"... 

- Так вот значит, что имел в виду Тригер! Значит не Ивана Грозного мы хранилище открыли, а Шуйских князей тайную канцелярию... Достопочтеннейших со изволения божьего!

Что ж, значит впереди нас еще ждут приключения! И кто его знает, кто его знает? Что тогда начнется, когда все это кончится....

 И я, обняв здоровой рукой гибкую талию подруги, притянул ее к себе...

Она вся затрепетала и страстно ответила мне, прильнув всем своим телом... 

Жить захотелось так,  будто родился заново... А ведь и родился!