1991 г 23 марта. Съезд как театр

Вячеслав Вячеславов
      Пошел в лито. Худой прочитал скучный рассказ, но монолог старушки великолепен. Я посоветовал убрать героя и оставить одну старушку. Многие со мной согласились. Гришмановский сказал:

— Я слушал невнимательно. /Он читал сборник стихов Бориса Соколова/. Рассказа, по сути, нет,  есть обыкновенная зарисовка.

Я не выдержал:

— Если ты слушал невнимательно, то неэтично высказывать свое мнение о рассказе. 

Он легко покраснел. Я напомнил о статье Ст. Рассадина, где он признался, что Андрей Битов для него скучен, но это не значит, что он не имеет право на существование. Битов элитарный автор. Гришмановский заметил:

— В этом рассказе нет ничего элитного.
— Ты меня не понял. Автор пишет не для всего населения Сов. Союза, а для определенной группы людей, для своего читателя.

Толстов тоже сказал:

— Рассказ показался скучным.

Боже! Почему никто не говорит об убожестве наших разборов?!  Разве это критерии, — скучно? Для тебя это скучно, а другому — понравится. Я видел всю бессмысленность своего прихода сюда, месяц не ходил, еще бы столько не ходить. Лишь узнал, что на будущей неделе должен поступить наш сборник. Ради этого стоило прийти.

Простоял вместе со всеми время перерыва.  Мырсин рассказывал, что японцы поражались демократичности в нашей армии, что офицеры не бьют солдат, а наши солдаты поражались, что американские генералы запросто сидят со своими солдатами, и даже по одежде их трудно различить.

Все зашли слушать стихи, а я ушел. Не могу понять, зачем Людмила Свешникова приезжает, что ей это дает? Уж ей-то не нужны наши сборища. А я легко  раздражаюсь, глупые рассуждения меня бесят. Идиотизм в квадрате. Идиотские осуждения в нашем идиотском обществе — это невыносимо. Мне  хочется порядка, которого нигде нет.

В УРСах столпотворение, все спешат купить товары до подорожания второго апреля. В магазинах неимоверная давка, приходят, чуть ли не к шести утра, записывают номера на руке, но при открытии никто не соблюдает очередность, все лезут, а с покупкой невозможно выйти. Скрипкин каждый день ходит в эту толкучку, в надежде купить нужную вещь. Вика два раза сунулась, и больше не хочет такого удовольствия.  В других магазинах товары исчезли.

Показали по телевизору Останкинскую церковь, построенную Чистяковыми. Я на какой-то миг представил её новой,  и всё окружающее её пространство с невысокими жилыми домами, вокруг которых небольшие палисадники, полуогороды. Картина предстала перед внутренним взором такой зримой, словно я действительно заглянул в прошлое.

Подумал, почему так получается: человек ясно видит определенное явление, но вывод из него делает совершенно противоположный, или же совсем не делает, игнорирует. И так будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не скажет:

— А король-то голый.

И все увидят, да, действительно, как это мы раньше видели, и молчали?

25 марта.

— Лучше убирать дерьмо здесь, чем быть дерьмом там, — заявил бывший советский гражданин, живущий сейчас в Германии.

Жан-Люк Годару казался бессмысленным лозунг "Фашизм не пройдет". Он мудро надеялся, что фашизм пройдет, как прошли мини-юбки и буги-вуги.

Никогда не мог понять,  почему некрасивых женщин называют красивыми. Красота — это универсальный ключ, открывающий все сердца. И, если некрасивую женщину называют красивой, то лишь потому, что хотят извлечь какую-то пользу, сиюминутную выгоду, или, чтобы ублажить женщину, сделать покладистой, или показать окружающим, что и такую женщину можно считать красивой.

Считать можно, но она таковой не является. Многих первых красавиц конкурсов я не счел бы таковыми. Часто поражаюсь, где глаза судей? ибо другая намного обаятельней, женственней, и черты лица прелестны, а на первую и смотреть не хочется, этак можно половину женщин назвать красавицами.

На нашем этаже сняли люминесцентную лампу, раскурочили внутренность. Воруют всё, что можно украсть. Сегодня подняли цены на городской транспорт.

После обеда встал, через минуту на уровне сердца в груди что-то как бы приостановилось. Сильное головокружение. Продлись оно, и я бы потерял сознание. Нарочно не опустился в кресло, было любопытно, пройдет ли? Никогда со мной такого не было.  Пожалуй, я бы хотел так умереть, внезапно, с остановкой сердца, чтобы долго не мучиться, всегда ужасно боялся боли. Лишь жаль умирать так рано, не оставив после себя ничего.

Нику увезли с Владой в больницу. Вторую неделю температурит. Врач поставила диагноз — грипп: и на все жалобы Влады беспомощно отвечала: 

— Ну, что мне с вами делать? — Мол, выдумываете всё, панику поднимаете, я ничего не нахожу.

Благо,  Нина Хлебникова там работает, позвала знающего врача, которая сказала, что у нее больны почки, срочно сделали анализ по блату, по просьбе Нины, и дали направление в новую больницу в Центральном районе, где три часа просидели в очереди, ожидая приема врача.   

Зла не хватает на безграмотных врачей, они не заслуживают и той зарплаты, которую сейчас получают.  Об ублюдочности нашей власти нужно всем кричать на всех углах, но редкие отваживаются на это. А молчащие их же и осуждают, мол, выскочки, не хотите мирно жить, из-за вас и нам достается.

Павлов решил проводить жесткую политику, сказав:

— Пока шахтеры не перестанут бастовать, за переговоры я не сяду.

Горбачев заявил, что не будет держать республики, стремящиеся выйти из Союза. Гибкий политик. Что не скажешь, ради того, чтобы удержаться в кресле.

2 апреля повышены цены.

4 апреля. Прочитал в лито свой новый рассказ "Пойдем дальше?"
http://www.proza.ru/2012/05/17/493
Мне интересна реакция, поэтому и озвучил, хотя до этого говорил себе, что больше не буду читать, чтобы не выслушивать идиотских замечаний. Все слушали с интересом, хотя 30 страниц, но Кудряшову не понравилось, и он принялся говорить, что мол, зря автор распыляет свои силы на такие пустяки, которые ничего не стоят.

Мне почему-то кажется, что он завидует мне, что я опережаю его, у меня уже написано, а он может быть, только собирается. Старики высказались, что уж больно мрачно всё написано. В большинстве, как и Фонфора, признали, что рассказ не получился.

Алексей, пишущий авангардистскую поэзию, услышав, что я собираюсь читать свой рассказ, вышел в соседнюю комнату вместе с симпатичной девушкой, с которой пришел, вероятно, для того чтобы похвастаться поэтическим признанием среди литераторов.  Я обрадовался, понимая, что он скажет обычное: Скучно.

После перерыва и обсуждения рассказа собрались читать стихи, и Свешникова сказала:

— Я стихи не понимаю,  пойду, далеко ехать.

Вместе с ней вышел и я. По дороге она рассказала, как был выбран Фонфора весной прошлого года. Выставлял свою кандидатуру и Костя Рассадин, сказав в своей программе, что разгонит стариков и сделает ставку на молодых. Алексей Алексеев привел своих друзей, сказав, что они тоже пишут стихи и имеют право голосовать. Но Валя сказала, что будут голосовать только члены объединения, только так прошел Фонфора.

Гришмановский снова, хотя и застал конец моего рассказа, выступил с глупой критикой. И снова я сделал ему замечание, что нужно прослушать весь рассказ, чтобы критиковать. Свешникова сказала, что Валя выгнала его за то, что он ничего не хотел делать, а если ему делали замечание, то начинал грубить. Приводил своих друзей, и, кажется, употребляет наркотиками. Этого я не замечал, но, всё возможно.

С понедельника вторая смена. Снова меня вернули на барабан. Металлурги не успевают, вероятно, всеобщая неразбериха коснулась и их, два часа простояли, а остальное время работали по чайной ложке. Такое же  положение и на дисках,  нет ступицы. В закрытой обуви горят ноги, и я снял, чтобы проветрить, хоть на время.  На следующий день снова снял, а вечером подумал, что похоже, в эту зиму меня грипп минул, но, ложась в постель, почувствовал, что меня сильно знобит, укрылся одеялом, утром смерил температуру 36,9.

Стыдно с такой температурой идти к врачу, да и сил нет. Всё тело ломит. 

Пролежал до часу  дня и понял, что в таком состоянии не смогу работать, все равно, к врачу придется идти.  На удивление к врачу попал сравнительно легко, вторым, хотя врач Ермаков на полчаса опоздал с приемом, то его не было двадцать минут, потом десять минут он ходил по кабинетам, что-то писал. Без долгих слов выписал бюллетень.

Весь день ломало. Лекарства не стал выкупать, какой толк? Что с ними выздоравливаешь, что без них. Принял лишь одну таблетку аспирина. Пропотел. Утром лишь небольшая слабость.

С увлечением смотрю съезд.  Похлеще театра. С утра союзные власти навязали съезду вопрос о привлечении к уголовной ответственности Артема Тарасова, который поделился с депутатами, что за их спинами Горбачев проворачивает сделку, продает четыре острова японцам за 28 миллиардов долларов? Президент оскорбился и решил привлечь Артема за оскорбление президента,  хотя сейчас в печати постоянно пишут об этих островах, что возможно президент пойдет на это. 

И наша абсурдная логика продолжается, целый час, если не больше. Этот вопрос занимал съезд, почти все высказывались против привлечения, укоряя генерального прокурора в некомпетентности, что лишь его партийный билет заставляет его говорить глупости. Он лишь криво усмехался. Получалось, что коммунисты сами подставляются, и сами себя обливают грязью, вернее,  сами разоблачаются. Потому что народ начинает понимать, коль президент проявляет такую мелочность, то он немногого стоит. Большинство проголосовало против привлечения Артема, а Хасбулатов сказал прокурору:

— Неужели вы не понимали, что у вас этот номер не пройдет? Всё давили на нас,  заставили изменить повестку съезда.

А сегодня самый интересный день съезда. Ельцин пошел ва-банк. Потребовал чрезвычайных полномочий. Тут же выступила Горячева и сказала:

— Вот вы себя и разоблачили. Все увидели, что вы рветесь к власти, — она не обращала внимания на возмущенный гул депутатов.

Да,  надо обладать завидным мужеством, чтобы идти против большинства.  Правда,   "шестерка" чувствует мощную поддержку союзного правительства, может, это и дает им силу противостоять мнению большинства.  Я не могу понять их правду. Правда одна.  Есть заблуждение. Но сколько можно заблуждаться, не видеть истины? Ведь всё разжевано.  Значит, у них корыстный интерес,  и прав Собчак, сказавший, что провинциальный юрист решил сделать карьеру. Так и получилось. Теперь Исакова не задвинут на вторые роли, а дадут тепленькое местечко. Противно думать о таких подлых людях, что неизвестно когда это безобразие кончится.

Цены на товары повысились, а товаров по-прежнему нет. Шахтеры продолжают бастовать, требуя отставки Горбачева. Но он уходить не хочет, он уверен, что с ролью президента больше никто не справится, а уж Ельцин, тем более, так что он будет идти до победного конца, игнорируя интересы народа, что большинство сейчас его ненавидит, и хочет, чтобы он ушел с этого поста. Но у нас ещё никто добровольно не уходил.  Значит,  могут последовать страшные события, и может, действительно, исполнится предсказание Нострадамуса.

Хорошо выступил депутат Кривченко, сказавший про истинное положение дел, что пока коммунисты у власти, в стране ничего хорошего не получится, их надо привлечь к суду.

На встрече с шахтерами Горбачев заявил, что в отставку не уйдет. Шахтеры продолжали упрашивать:

— Вы и так уже вошли в историю.
— Хорошо, что не влип, — пошутил президент.

Но вся беда в том, что он уже влип, и без крупных потерь ему не выбраться.
Армянскими боевиками в Нагорном Карабахе сбит вертолет с тремя членами Верх. Сов. Азербайджана. Вертолет совершил вынужденную посадку, девять человек вышли, после чего вертолет взорвался.

В Южной Осетии передислокация войск МВД СССР.  Гамсахурдиа отказывается вести переговоры с Горбачевым.

Перед болезнью пообещал Скрипкину  на следующий день принести кое-что. Я хотел допечатать новый рассказ,  и похвастаться. И, когда это не получилось из-за моей болезни, когда не был в состоянии печатать, то невольно подумалось — судьбе неугодно, чтобы он прочитал. Значит, не надо давать. Это излишне. Всё моё тщеславие виновато. Хотя,  с другой стороны,  пишут для того, чтобы читали.  Но читали многие, а не единицы. Да, решил не давать,  может неправильно понять, тем более отношения начальника и подчиненного вмешиваются, если бы их не было, тогда бы можно было и дать.

Каданников выехал за границу, чтобы наладить поставки, без которых завод останавливается. Если не сможет договориться, то в мае всех отправят в отпуск.  Все понимают, что это цветочки, ягодки будут впереди.

7 апреля впервые после долгого времени в эфир выпустили незапланированную передачу о подрывных действиях американских радиослужб. Двойной перебежчик Олег Туманов рассказывал какой огромный вред наносит р/ст "Свобода".  Вот,  оказывается,  кто виновник всех наших бед! Можно кричать: Ура! Стрелочник обнаружен. Теперь жизнь наладится.

С окончанием съезда вдруг вся политическая жизнь замерла, ничего к народу не просачивается, создается впечатление, что коммунисты затаились перед решающей атакой. И это при том, что забастовка шахтеров продолжается.

Сборника снова нет.  Фонфора читает стихи, не обращая внимания на пришедших, которые ведут свои разговоры. Врач Борис Скотневский рассказывает о новом сборнике воспоминаний современников о Есенине. Я напоминаю тот факт, когда Есенин приглашал своих девиц полюбоваться расстрелами в ЧК, где у него был знакомый Блюмкин, можно ли говорить о его порядочности? Виктор Толстов вспылил:

— Я тоже люблю смотреть. Видеофильмы, там внутренности пожирают вампиры, кровь течет. Что же, я тоже плохой?
— Нашел что сравнивать, — сказал я.

И потом не обращал на него внимания, хотя он всё не мог успокоиться, заступался за Есенина.

Рассадин разоткровенничался:

— Сейчас честнее, ни во что не вмешиваться. Я во всем разуверился. Замкнулся в свой мирок и не высовываюсь, не рефлексирую, получилась ли жизнь, что я в ней стою?

Довольно неожиданно услышать от него такие слова. Лукавит? Может, и честно сказал.

9 апреля в цехе на контейнерах для автодеталей, подложив на них трубу,  повесился мужчина 55 лет.  Миша Расторгуев рассказала, что он был со странностями, поменял много рабочих мест, работал наладчиком на 21 участке, перешел в Ш-7. В объяснительной, по поводу брака, мог написать: "Прошу расстрелять за сделанный мной брак".

Я бы тоже мог так написать. Зачем нужны объяснительные? Коль решили наказывать, то наказывайте штрафами, а не писульками. Последнее время часто отлучался с рабочего места после обеденного перерыва. Мастер спросил, где это он гуляет так долго?

— Место ищу, где можно повеситься.

Конечно, никто не принял его слова всерьёз, мало ли кто чего скажет. И вот, такой исход.

В последний день выписки бюллетеня заехал в "Русь", где по-прежнему нет товаров.  Увидел Сашу Арндта, который стоял в дверях склада, загружали наш сборник упаковками в машину. Взял упаковку из 12 книг за 25 рублей.  Зашел в кабинет Кудряшова, который усадил меня за свой стол, мол, посиди с нами.  Но он и Фонфора заняты своими делами, и я скоро ушел.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/19/1509