1991 г 9 февраля. Ажиотажный спрос

Вячеслав Вячеславов
     В Литве провели референдум, пришло 85% из них 90% высказались за независимость, но Горбачев не признает законность этого референдума. Снова глупость. Главный итог референдума в том, что весть мир узнал, что народ Литвы хочет свободы, и грозить кулаком, вслед уходящему поезду, нелепо.

Кудряшову поручили редактировать мою повесть. И уже сейчас он сказал, что поторопился похвалить, мол, сырая, не буду ли я в обиде за многочисленные поправки.

— Это всё субъективно, — сказал я, думая, что пусть правит, как пожелает, лишь бы, напечатали. 

Он подумал, и произнес.

— Нет. Есть какие-то правила, нельзя ставить глагол в конце предложений, создается ритм. Когда я работал с редактором, обратил на это внимание, начинающие всегда делают эту ошибку.

— Делай что хочешь. Ты думаешь, эту вещь можно будет напечатать?
— Если сейчас не пойдет, потом в какой-нибудь сборник.

Мне было всё равно, я понимал, что в таком виде повесть непроходная, хотя, если бы у нас напечатали, то все читали бы с интересом: всё-таки, написано по горячим следам, о деятельности первого независимого профсоюза на ВАЗе. У меня нет выхода к своему читателю, поэтому и мало пишу.

Из Самары приехала племянница Наташа с мужем. Гена пригласил нас  на вечер. До нашего прихода он с Мишей выпил. Пришла тетя Паша, села за стол, принялась рассказывать, что когда-то Петровка и Завадовка были отдельно, уже потом их объединили. Гена придрался, мол, никогда этого не было.

— Ну, баба Паша, не думал, что у тебя такой атеросклероз, такое сказать! Вы, хоть бы думали, прежде чем говорить. Может быть, в ваши годы я тоже буду такой,  но надо же думать!

У тёти Паши слёзы стояли в глазах, она слабо спорила. Я старался перевести разговорена другую тему, но он пьяно все приставал, к матери. Было видно, как он ее не любит. Его можно понять — мешает, Никому не нужна.  Не дай Бог дожить до такого времени.

Миша работает приемщиком бутылок, уже сейчас готов отдать за машину 12 тысяч. Уже отдал четыре тысячи за отечественный видик с телевизором последнего поколения.  Наташа за ним, как за каменной стеной. Плохо только с квартирой, который год живут в одной комнате, и надежды на получение, нет.

С заменой Ненашева на Кравченко, телевидение невозможно стало смотреть, преснятина. Фильмы -надцатилетней давности, единственное утешение — много американских фильмов, которые получены в дар, как уже отслужившие у себя на родине, а наши без ума от счастья,  что не надо  нести расходы на приобретение.

11 февраля прокатился слух о повышении цены на водку, мол, исчезла из продажи в последние дни.

Уже начинает светать, когда идем на работу от остановки до проходной. Температура -15.

19 февраля по телевидению первой программы выступил Ельцин, требуя отставки Горбачева за те дрова, которые тот наломал. И тут же, на него обрушился цунами критики. Даже в самом российском парламенте, в его руководстве, Абдулатипов, Исаков, Горячева требуют внеочередного созыва съезда и отчета Ельцина, с тем, чтобы переизбрать его. Некоторые хотят убрать обоих, чтобы Союзом управлял совет федераций.  Что, по-моему, нереально, снова будет коллективная ответственность, снова будут отсиживаться за чужими спинами и трудно будет найти виновного.

Все убеждены, что перестройка закончилась, вернее, надо бы сказать, что процесс демократизации прекратился, оборвался и покатился вспять. Плохо, если это, действительно, так, но будем надеяться, что не так — уже нелегко заткнуть народу глотку, точнее, тем, кто хочет сказать правду, а у народа глотка лишь для того, чтобы запихивать туда съестное. Вместо того, чтобы потребовать у правительства наведения порядка в обеспечении продуктами,  народ предпочитает вырывать друг у друга кусок колбасы и часами стоять в очередях. Поистине, долготерпению русского, вернее, советского народа нет предела. У нас выбили, отбили гордость, превратив в быдло, в рабочий скот.

Я ещё не знаю, что рабочим ВАЗа сильно повезло: почти каждый месяц нас снабжают продуктовыми наборами, сахаром, который не успеваем съедать, и он копится в квартирах, не отказываться же, когда предлагают.

Приснился Сталин, показывающий мне коллекцию звёзд-орденов.

— Обрати на эту, из самого твердого метала, — говорит он.

Я обращаю внимание на металлический блеск одной звездочки. Понимая, что скоро с ним расстанусь, говорю:

— Подарили бы что-нибудь на память.

Он молчит, с хитрецой смотрит на меня, и я ухожу из его большого кабинета.   Потом оборачиваюсь и вижу, что он бежит за мной. Рядом открывается дверь, и, чтобы его не застали за таким занятием, переходит на торжественный шаг, и я понимаю, что он хочет наградить меня каким-то орденом. Чувствую какую-то неловкость, что я стою,  заставляя Сталина идти мне навстречу для вручения. Делаю несколько шагов. Он прикалывает огромный орден — штамповку из толстой жести, похожий на воинский знак классности. Надо отдать честь,  но на мне нет головного убора и я, как пионер, вскидываю руку пионерским салютом и говорю: — Всегда готов!
И тут же, захожу в класс, наполненный учениками, и я вместе со всеми сижу за партой.

Отдал Пихтовникову сломанные, то есть  неработающие ручные и настольные часы, сказав:

— На запчасти. 

Он поблагодарил и протянул руку. Я тоже подал свою. Это было первое рукопожатие после ссоры.   

На следующий день, здороваясь, он снова первым протянул руку.  Но я не спешил сдавать позиций, и снова не намереваюсь, первым подавать руку,  пусть сам подает. Это будет ему напоминанием. Он тогда не думал, что я так отреагирую. Он привык к бурным объяснениям и к таким же примирениям,  а я просто ушел от этого.

Сейчас он выжидающе поглядывает на меня, не начну ли дружескую беседу, но я по-прежнему делаю вид, что не замечаю его. Вполне возможно, это не по-христиански, и у меня паршивый характер, нужно быть милосердней, добрее, но трудно переломить себя, тем более что меня таким воспитали, мать то и дело радовалась, когда ее бывшей подружке становилось худо, она мстила за мелочную обиду, и я таким же, обидчивым вырос. Только спустя много лет понял, что человек не должен быть таким.  Меня воспитала мать,  и, если что хорошее и есть, во мне, то это от книг, которые показывали, каким должен быть хороший человек.

По-прежнему ажиотажный спрос на все, что можно купить из одежды на все, что может пригодиться, хотя пока не нужно. Склады забиты товарами, многое лежит под снегом, портится, но в продажу не пускают в ожидании повышенных цен.

Ведро картошки 15 рублей. У нас осталось ведро вялой  картошки, уже четыре раза очищал от ростков. Удалось в магазине купить 83 килограммов по сорок копеек, пересыпали прямо из мешка, не перебирая. Мокрая, есть подмороженная, не знаю, будет ли лежать, но выбирать не приходится.

В связи с предстоящим подорожанием, снял пятьсот рублей. В сберкассе попросили паспорт, чтобы сделать отметку о снятии денег — больше я не имею возможности снять, разве что через месяц.  Я  развел руками, забыл взять, хотя Вика напоминала. Но деньги выдали.

Поехал с Владой на ПТО в магазин, где она работала, чтобы по блату купить костюм.

Маленькое помещение в 15 кв метров забито полностью женщинами. Костюма на месте не было, в это время грузчик взял его мерить, потом, когда мы ушли, повесил на место, И утром мне привезли. Изготовлен по лицензии на нашей фабрике. Сидит как влитой. Решил взять, хотя расцветка не понравилась. Но скоро за такую цену ничего, не купишь. Костюм оказался неудачной покупкой: и десяти раз не надевал, не было повода, а потом я излишне поправился, и уже не влезал ни в брюки, ни в пиджак, подарил Алексею Напылову, который всю жизнь, как жердь, сухой.

Нужны туфли, но на меня трудно подобрать  — подъем высокий.  Жалею, что летом отказался от туфлей за 70 рублей, пожалел денег, никогда не носил за такие деньги, мне бы, подешевле, но их нет, словно ф-ки перестали работать.

С января прибавили тариф на 5%, и, впервые заработок, как контролера, перевалил за 300 рублей. Со временем догонят до тысячи рублей, и опять будут вынуждены менять деньги, проводить реформу.

После заводской конференции по заключению колдоговора появились обращения, призывающие к двухчасовой забастовке в знак протеста против многочисленных нарушений, здесь и представительства рабочих и самого  решения конференции о создании акционерного общества и передачи завода в коллективную собственность.

Иванов в знак протеста приказал рабочим покинуть зал, но, кроме него, никто не вышел.  Каданников не признает забастовку юридически законной.

Зять Андрей переводится на кирпичный завод по 4 разряду, так как на ПТО нет работы, незагруженные мощности, маленький заработок. Вика заикнулась, чтобы и я туда перешел. Можно бы, если бы был помоложе, там нужно физически работать. Вероятно, поэтому Андрей там и не удержался, нашел место, где можно себя не утруждать.

Все поочередно переболели гриппом. Недомогание около сорока часов без явных признаков температуры и насморка — ломота и слабость.

На участке полгода собирали новую японскую линию фирмы "Тойота", которая, как сказал начальник участка, совершенно не нужна, так как уже работающая загружена только на 40%.  Но это никого не волнует. Пора бы, привыкнуть к советскому абсурду, но мы всё продолжаем возмущаться.

В Южной Осетии продолжается бойня, блокада. Гамсахурдиа призывает заграницу, помочь против действий советских войск. Боюсь, что со временем в Грузии доберутся и до русских, начнут притеснять.

22 февраля Юра Коблов, Таня Коновалова заболели гриппом, в смене по шесть-семь человек, как раз на все три точки. Работаю с Валерием Липановым на барабане. Обычно он работает в другой смене. Замечаю, что он часто кидает барабаны в брак, и интересуюсь, что за брак он кидает?

 Недолив у донышка. Косметический брак, на работу барабана, при торможении, ни в коем случае не влияет. Говорю ему об этом.  Он настороженно и, чуть недовольно смотрит на меня, потом говорит:

— В мае начальник контроля проверял наши барабаны, никаких отклонений не обнаружил, но увидел у отверстия стружечку, и нас лишили на десять процентов. С тех пор я, без рассуждений, выбрасываю любой брак, чтобы потом не придирались.

Я понимаю его.  Обидно.   И можно представить, сколько вполне добротных барабанов он отправил на переплавку, на десятки тысяч рублей! И это будет продолжаться,  потому что ничего не изменится. Формально он прав, такие барабаны нужно браковать, так поступают на японских заводах, но при нашей нищете, когда под угрозой остановки конвейера прибегают начальники и начинают выбирать из брака ещё худший брак, который может сказаться на работе автомобиля,  этот брак совершенно несущественен.

Но об этом я никому не могу сказать, потому что мне попеняют: ты плохой контролер, если пропускаешь такие барабаны.  И никого не волнует, что уже сейчас мы каждую неделю выбрасываем барабанов на пять тысяч рублей,  это на 262 тысяч рублей в год.  При разумном подходе, процент брака можно снизить на 30%, но, разумный подход никого не интересует. Начальнику гораздо важнее, чтобы рабочий не ушел с работы на пять минут раньше и не опаздывал,  а как он работает,  ему всё равно.

И такое положение  будет длиться ещё неизвестно сколько лет, так как  начальство не хочет изменений. Забастовка не состоялась: они вовремя размножили   листки, где указывали на незаконность забастовки, что нарушители будут привлекаться. Этого хватило, чтобы напугать.

Одна линия барабанов на ремонте, а вторая работает с перебоями, и так уже всю неделю,  барабанов не хватает. Забирают те, которые отложил на подработку,  надоедает с ними спорить и доказывать, так как  понимаешь, что вся наша работа — это филькина грамота, поставлены лишь, чтобы явный брак не проходил на сборку.

После смены стоим на автобусной остановке. Вика говорит, что собирается днем пойти по магазинам, ужасают очереди.

— С первого марта повысят цены, и магазины завалят товарами.
— Не будет этого, — возражает она. — Дефицит создан намеренно, чтобы народ радовался товару за любую цену,  приучают к повышенным ценам.

Это похоже на правду.  Но тогда надо признать, что наше правительство действует разумно.  Хотя,  по тому хаосу, который они устроили в стране,  этого не скажешь. Впрочем, что-то должно у них получаться? Именно в создании дефицита — у них успех. Но, подозреваю, что они не желали такого результата, сам собой получился.

Придя домой включил телевизор, — идет сессия российского парламента. Нет согласия, каждый доказывает своё, многие за Союз,  а не за Россию. Не  понимаю,  как можно быть русским и не болеть за Россию? Именно таков космонавт Севастьянов, который доказывает, что два канала телевидения принадлежат государству, и Россия не имеет право на них.  Да, логика. 

За 73 года советской власти из нас сделали чудовищ, которые не могут здраво мыслить, нас приучили, что только диктатор может спасти. Только он может навести порядок. А без твердой руки мы готовы глотки друг другу перегрызть.

Нина Хлебникова добилась, чтобы ей установили телефон. Но аппаратов в продаже нет, исчезли, как и всякий другой товар.

26 февраля. Вечером прошел дождь при минусовой температуре, и по дорогам образовалась классическая, ледяная, чуть бугристая, корка. А на моих югославских сапожках очень скользкая подошва, ноги то и дело разъезжались, а на выходе из автобуса, у вставки, нога поехала, и я грохнулся спиной, шапка слетела кому-то в руки. Падение удачно, без переломов и синяков, сконфузился только.

Горбачев в Белорусской Академии наук произнес речь, в которой обвинил Ельцина в создавшемся хаосе. Его не смущает, что у Ельцина нет власти, а у него вся власть диктатора, и виноват, оказывается, Ельцин. Точно по басне.  У сильного всегда бессильный виноват.

Сорок дней хватило американцам, чтобы заставить Саддама Хуссейна понять свою ошибку и заявить о выводе войск из Кувейта,  а наши продолжают вдогонку твердить, что наша политика была правильной и дала плоды. Воистину, двое дерутся, третий не мешай.

Попал в руки "Театральный роман" Булгакова, и понял, что и раньше пытался его читать, но отбросил, не смог, слишком далеко от сегодняшнего дня, нудно и неинтересно. Когда-то это было смело, вызывало воспоминания.

Воспоминания Чуковского интересно читать, потому что они злы, ехидны, он умеет подмечать самые плохие черты. Говорит ли это о том, что он плохой человек? Возможно, он прав, идеальных людей не существует. Каждого человека можно пригвоздить к позорному столбу.  Поэтому я считаю, что моя точка зрения более права: надо замечать не плохое, а хорошее,  и ценить это в человеке, считая, что каждый человек имеет право ошибаться, и в какие-то минуты быть мелочным и слабым, недостатки присущи всем.

Любого идеального человека можно упрекнуть в недостаточной любви к ближнему, в корысти, во всех смертных грехах. Как ты смеешь наслаждаться жизнью, когда вокруг тебя столько горя? И тут же, взаимоисключающее:  какой же ты герой, если страдаешь и плачешь при виде страданий,  нужно бороться не на жизнь, а на смерть? Ну вот, ещё один герой погиб. Да, он доказал. И теперь вокруг меня не видно героев, все одинаковы и это меня утешает, не будоражит совесть. Прав Герцен, сказавший:

"Почему любовь к Родине должна распространяться и на правительство".

В гражданскую войну Ленин упрекал Сталина за мягкотелость. Да, никто из нас не читал и не понимал Ленина.  Останься он жив, результат был бы не намного лучше. Страшная статья в "НМ" о номенклатуре, показывавшая, что вся власть только ей и принадлежит и ничего не изменится. Многие это понимают и любыми способами выбираются из Союза: девушки продают свою молодость иностранцам, парни — свои руки, талант. Обидно за державу, за Россию, что ее довели до такого униженного состояния.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/19/1134