Галина Манаенкова, почетный работник образования

Ольга Фокина Усть-Илимск
Галина Манаенкова, почетный работник общего образования РФ,  ветеран педагогического труда: «Я всегда любила своих учеников и школу!»
Все годы работы талантливого педагога, почетного работника общего образования РФ,  ветерана педагогического труда, Галины Манаенковой в Усть-Илимске – это вечерняя школа №2. Здесь она трудилась, развивалась, набиралась опыта, здесь росло ее творчество. Она очень любила и любит своих учеников, она вкладывала в них свою душу, отдавала частичку своего сердца, за что они ей благодарны.
Учительская династия
До прибытия в Усть-Илимск Галина Манаенкова имела десятилетний стаж работы в дневной школе. Для нее профессия учителя – не просто выбор, у нее учительская династия  и по маминой (сестра – литератор и завуч, брат – историк и завуч, его жена – химик и методист), и по папиной (сестра, ее муж,  дочь, внучка) линии, поэтому и она, и ее дочь Ирина даже не раздумывали о выборе профессии. Дочь семь лет работала социальным педагогом в вечерней школе, а потом математиком в  школе №7 (год по совмещению и год основной как педагог), а совсем недавно уехала работать в город Липецк.
Родилась Галина Манаенкова в Тульской области, но с Усть-Илимском связана вся ее жизнь: лучшие годы, годы становления, творчества, развития – все было здесь. Окончив Епифанское педагогическое училище, по направлению поехала работать в республику Дагестан, четыре года проработала в горном ауле Ботлихского района среди аварцев. Активную работу вела Галина Петровна среди молодежи, была секретарем комсомольской организации школы, аула Тлох. Была награждена грамотами Ботлихского района и райкома за учебно-воспитательную работу и за работу  молодежью. Делегатом комсомола в 1968 году встречалась с известным поэтом Самсоном Гамзатовым. Отработав четыре года, поступила в госуниверситет в Махачкале. Но все, с кем она приехала, разъехались, и она осталась одна, поэтому приняла решение вернуться домой, хотя директор настоятельно предлагал остаться. И все же Галина Манаенкова в 1970 году  приехала в свою родную школу, где и училась, и проработала там шесть лет. Вышла замуж, родила дочку. Закончила Тульский педагогический институт имени Л.Н. Толстого. Муж учился в Тульском политехническом институте, по окончании в 1976 году получил распределение в Усть-Илимск, куда и отправилось семейство с четырехлетней доченькой. В это время в городе открывалась  школа №7 и  вечерняя сменная общеобразовательная школа №2  – школа работающей молодежи. Так Галина Петровна приступила к работе в вечерней школе с первого года открытия, вела математику и физику. Так в своей родной вечерней школе отработала тридцать два года, хотя все это время поступали приглашения перейти в другие школы, но Галина Петровна привыкла к своим ребятам и коллегам и не уходила, хотя в первые годы работы было пролито немало слез.
Работа в любимой вечерней школе
Первые годы работы в вечерней школе были самыми трудными – это были годы становления школы. Приходилось много ходить по квартирам, по общежитиям, вести агитационную работу, просто уговаривать ребят посещать занятия. Многие работали посменно, поэтому были организованы сдвоенные классы, где учащиеся могли посещать занятия или утром, или вечером в зависимости от рабочей смены. Школа стала культурным центром микрорайона. Учителя читали лекции в общежитиях, организовывали концерты вместе с учащимися. Тесная связь с производством стала одним из основных направлений работы вечерней школы. Росло количество учащихся в школе. Более 780 человек обучалось в вечерней школе №2, когда директором школы был М.М. Батербиев. Разумеется, при таком количестве учащихся не хватало кабинетов, но учителя справлялись. Были организованы классы по профессиям, выездные занятия на ЛПК, заочные классы, сессионные классы, а позднее классы ускоренного обучения, экстернат, индивидуальное обучение. Конечно, для учеников  были очень удобны выездные занятия: обучение на месте работы, поэтому там был полный класс, но учителям приходилось нелегко, сложно было добираться. По субботам проходили зачетные дни, сдавали зачеты  блоками, а по пятницам и субботам - консультации. Самым способным и самостоятельным классом, по признанию Галины Петровны, был класс химлесхоза, несмотря на то, что у многих из них было по трое детей. Кабинетов катастрофически не хватало, поэтому и пристройка в коридоре, приспособленная под учительскую, и кабинет директора, и кабинет секретарей – все было занято учениками. Первый год работы в школе приходилось не столько работать в кабинетах, сколько ходить по общежитиям, чтобы давать занятия. Здесь были разные случаи, ведь город еще строился, местами было болото, в нем чуть не затонула Галина Петровна, были подъезды без лампочек, и квартиру приходилось искать на ощупь. Ходили проверять своих учеников в общежития по выходным, а они в это время расслаблялись, выпивали и даже дрались, выходили к своим проверяющим учителям полураздетые. Учителям все надо было описывать: какой уголок, где ученик занимается, чем питается. Позже была налажена хорошая связь с организациями.  Галине Петровне для работы были отведены участки ВЭМ и УС ГУИ.
Постепенно состав учеников стал «молодеть». Основным контингентом стали несовершеннолетние дети. Здесь нужен был индивидуальный и особенный подход. Пришлось перестраиваться: менять методы подхода к учащимся, налаживать взаимоотношения  с ними, усилить воспитательную работу. Некоторые преподаватели стали активно уходить в другие школы, но не Галина Манаенкова. К Галине Петровне стали приходить ученики домой, вместе они ходили на море, гуляли. Вместе проводили множество вечеров, самодеятельные концерты, потом стала помогать в организации и библиотека в старом торговом. Это объединяло педагога со своими учениками. Посещаемость стала лучше, т. к. дети приходили после дневной школы, конечно, не работающие.
Главная награда учителя – любовь учеников
За время своей работы Галина Манаенкова получила много благодарностей, грамот от руководства школы, грамот ГОРОНО, ОБЛОНО, от руководства предприятий, с которыми работала: ЛПК, УС ГУИ, ВЭМ. Была награждена грамотами министерства образования РСФСР и ЦК профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», грамотами Иркутского обкома профсоюза, юбилейной медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России», грамотой мэра города, а с 1996 года стала получила звание «Ветеран труда».
Галина Петровна более двадцати лет возглавляла профсоюзную организацию вечерней школы №2. За активную работу в профсоюзе награждалась грамотами горкома профсоюза. Ездила на отчетные или выборные конференции в Иркутск. Несмотря на то, что коллектив школы был небольшой, педагоги всегда принимали активное участие в конкурсах и в образовательной жизни города. Занимали призовые места по смотру деятельности. Сегодня мало кто идет в профсоюз, как признается сама Галина Манаенкова, считается это невыгодным, т. к. большие взносы, а выгоды никакой, а в вечерней школе под руководством Галины Петровны весь коллектив был в профсоюзе. Меньше тридцати часов работы у нее никогда не было, при этом она всегда проводила сборы и праздники, а когда еще не было ни соцпедагогов, ни психологов, ни логопедов, - это все ложилось на плечи классного руководителя. Приходилось по ночам писать индивидуальные характеристики своему классу в военкомат. Это было непросто, т.к. ребята эти были непростые, некоторые из них уже состояли на учете в милиции. Некоторые ученики приходили, отсидев в колонии, с большим негативным опытом и знаниями, нужно было следить за остальными ребятами, чтобы на них не было дурного влияния и давления. Приходилось искать своих учеников и по подвалам с участковым. «Я никогда не жалела, что  практически всю жизнь проработала в вечерней школе, - признается Галина Петровна. - Я больше себя нигде никогда не мыслила. Ребят я любила всегда, у меня с ними очень хорошие отношения. Там где нет дисциплины на уроке, - там ребята знать никогда ничего не будут». Бывшие выпускники Галины Петровны приводили к ней в класс своих детей и даже внуков (первые выпускники были ровесниками своему учителю), т.к. у этого учителя всегда была хорошая дисциплина.
Уже четвертый год Галина Манаенкова на заслуженном отдыхе, но она по-прежнему поддерживает  тесную связь и с учителями, и с учениками, они постоянно общаются, обмениваются фотографиями, делятся успехами, каждого из них она помнит, любит, ценит, помнит даже по имени и фамилии, не только в лицо, что самих учеников часто удивляет, ведь несчетное количество выпусков за плечами Галины Петровны.   Вот, что значит настоящий учитель, педагог по призванию души.