Встреча

Людмила Дейнега
     Сашке Чепуштанову всегда везло: так считали все. Во – первых, служил не где – нибудь, а в Москве, во – вторых, женился на самой красивой уральской девчонке, в – третьих, как хотел, так и стал парикмахером, причём – женским! В очереди к нему стояли за неделю вперёд.
     Тот  злополучный день ему не забыть никогда…Утром получил телеграмму от сестры Шуры, она приезжала с курорта юга.  За ней он скучал всегда: они были двойняшками, похожими  друг  на друга, как две капли воды.  В обеденный перерыв они сфотографировались с Зиной, по этому случаю, он сделал молодой жене новую модную стрижку и уложил косую чёлку набок. Получилось очень даже  красиво. На Зинаиде было бежевое кружевное платье, отделанное  атласом, и причёска дополняла его.
   Зина вся светилась счастьем, и собиралась сказать Александру вечером о главном: он станет отцом.
   Но до вечера они вместе не остались. Сашу забрали прямо на улице, посадили в чёрную «Волгу» и увезли в неизвестном направлении. Зина бегала по всем инстанциям, чтобы узнать о Саше…  Всё было напрасно.
  В сталинские годы Рита родилась без него. Её окружили заботой и вниманием Сашины  родные: родители, тётя Шура, двоюродные братья…  Первые годы Зина вздрагивала от каждого шороха, потом привыкла жить вдвоём с дочуркой.   От Саши вестей не было никаких. Когда Рита, окончив балетное училище, собиралась в Москву, начальница паспортного стола, ехидно ухмыльнувшись, сказала не торопясь, подчёркивая каждое слово: «А разве детей врагов народа в Москве ждут с распростёртыми объятиями?»  Маргарита, вспыхнув, резко ответила: «А разве начальниками паспортных столов назначают недалёких?»  Устроиться Рите в Москве  помог её талант: она прекрасно  танцевала…
            На балерину Большого театра обратил внимание известный венгерский писатель… Вскоре Рита стала его женой и уехала в Венгрию, там начала делать литературные переводы произведений мужа на русский язык…
  Александр Чепуштанов до сих пор не знает, за что его арестовали в тот злополучный день…  Три месяца держали в одиночке. Четыре раза допрашивали. Потом без суда и следствия  доставили в Магадан.  До сих пор во снах снится огромный котлован, забравший тысячи жизней ни за что, ни про что… 
        Посадили к политзаключённым. Сам начальник тюрьмы сказал ему: «Молись, что живой. Постарайся  здесь сохранить свою жизнь. Может, другие времена настанут. Авось, своих увидишь… А пока молчи, как рыба. Тем более, что тут все без права переписки…»
   Вначале он не предпринимал ничего: боялся за родных и Зину. Через десять лет  случайно увидел на другой стороне колючей проволоки  рядом с известной певицей Руслановой одну из своих бывших клиенток, она – то ему и сказала, что в живых никого у него не осталось в родной  их стороне…  Померкло для него даже светило…
  Когда объявили амнистию, Саша домой не поехал. Что там делать без родных? Вскоре женился на Марии Ильиничне-бывшей одинокой  политзаключённой. Она воспитывала трёх маленьких детей. Рыжие пацаны  мечтали бороздить моря и океаны…   После двадцати лет материнских «посиделок» мечта их осуществилась: все стали капитанами…
   Тоска об уральских местах  не давала Александру покоя. Мария предложила съездить ему на родину: «Ничего, что никого нет…   Язык, ведь до Киева доведёт. Хоть на родных могилках побываешь…» - тихо говорила сердобольная, невысокая, симпатичная, худая Маша.
  Взяв билет, Александр Чепуштанов поехал к Пасхе на Урал… Где похоронены родные, он, конечно,  не знал, но предположил, что недалеко от родной тётки, которую убили в тридцатых годах за критику заведующего пекарней.
    Тогда были пышные похороны, траурный митинг… Тётка в те времена  была секретарём обкома. Где её могила, Александр приблизительно знал и направился в том направлении.
   Старое кладбище заросло, сердце отчаянно билось… Слёзы сами текли по щекам…   Душа чувствовала приближение значительного…
      Он подошёл к первым попавшимся людям, присел на покосившуюся лавочку: «Люди добрые, не подскажите, где могилка Анны Егоровны Мамаевой? Это моя тётя. Рядом мои должны быть похоронены. Родители… Жена…»
   Наступила тишина.  Первой опомнилась баба Нина: «Сыночек, кровиночка ты моя…» И тут же упала в обморок. На шею бросилась сестричка Шура: «Братик, родненький! Я знала, что ты жив! Я ведь говорила!» По щеке отца Александра   ручьём текли старческие скупые слёзы…
      Его родная, милая, любимая Зина подошла к плачущим родным  с Маргаритой, приехавшей из Будапешта навестить маму… Увидев своего дорогого  возмужавшего и постаревшего мужа, она медленно опустилась на скамью.  «Саша, любимый,  это Рита… Твоя родная дочь…»- Зина схватилась за сердце… Маргарита нежно прижалась к нему.
   Что творилось в душе Александра, понять трудно. Он почти не говорил. Ему трудно было произнести, хотя бы слово…   Успокаивающие таблетки не помогали…
  От любимых рук и глаз уехать было трудно. Но он уехал.
Пришла телеграмма от сыновей:"Умерла мама».
     Мария чувствовала приближение  своей смерти и, наверное, поэтому отправила мужа на его родину. Эта женщина была ему добрым другом…
   Обратно Александр Семёнович вернулся не один. Он приехал с сыновьями…
       Зинаида умерла через год на его руках.  В тихую полночь остановилось её нежное женское сердце. «Сашенька, любимый, я всё-таки дождалась тебя.  Прикоснулась к тебе руками. Я молила об этом Бога. Он услышал меня… Правда, у нас с тобой  красивая дочь?» - это были последние слова любимой женщины… До утра Александр выл, как волк. Зина стала первой, кого он похоронил на родной земле… Один за другим ушли из жизни отец, мама, сестра Шура.
   Каждый год Александр Семёнович прилетал в Москву. В венгерском посольстве его уже ждали. Дочь Маргарита протягивала отцу любимые мамины маргаритки, в честь которых её назвали. Они долго смотрели друг на друга,  а потом  горячо обнимались.  В последнее время встреч в посольстве не стало. Рита забрала отца в Будапешт. Часто он рассматривает старую фотографию, которая чудом осталась в его кармане в тот страшный злополучный день, перевернувший с ног на голову всю его жизнь. На фотографии: молодой красивый блондин, прижимающий к себе очаровательную  юную брюнетку. Она с модной короткой стрижкой, с косой чёлкой набок,  в бежевом кружевном платье, отделанном атласом…

    
                Август 2012