О составляющих таланта. Лев Николаевич Толстой

Юрий Белявский
Существует мнение, что талант всегда проложит себе дорогу сам. Так ли это?
Талант, на мой взгляд, содержит в себе две составляющих: врожденные качества психики и то, что происходит с ребенком с момента его рождения  в ходе его воспитания, - прежде всего ближайшей социальной средой – родителями и другими близкими) и далее всей совокупностью событий, которые встречаются на его жизненном пути, вплоть до формирования личности начинающей созидательную деятельность в той или иной области науки или искусства.
Какая из этих составляющих важнейшая?
По поводу связи между талантом и какими-то особыми свойствами головного мозга талантливого человека писалось много. Уже около 700 лет назад пытались определить связь между весом мозга и талантливостью. В наше время приводились различные гипотезы – здесь и связь между талантом и плотностью нейроглии в ассоциативных зонах мозга, и преобладание правого полушария, и особые свойства кратковременной памяти и т. д. Всех их совершенно недостаточно для сколько-нибудь приближающегося к однозначности индуктивного вывода относительно связи между особенностями головного мозга и талантом. Вместе с тем имеются факты, которые делают сомнительной подобного рода связь. Например разница в весе между мозгом Франса и мозгом Тургенева составляла почти два раза. Однако оба писателя стали звездами первой величины в мировой литературе. Мозг Ленина весил всего 1300 грамм, что существенно уступает весу мозга большинства людей. Таким образом, вопрос о том, существуют ли какие-то особые качества головного мозга, необходимые для гениальных достижений в литературе или науке остается открытым.
На мой взгляд, если не любой, то очень и очень многие младенцы потенциально способны стать в дальнейшем гениями, но становятся ими единицы. Ибо это зависит от относительно редкого сочетания личностных качеств, которое может иметь место не столько в силу особенностей головного мозга, сколько благодаря условиям в которых человек сызмальства формируется как личность.
Когда ребенок появляется на свет, он еще не является личностью. Это существо живущее, пока, только своими инстинктами и кем оно станет. зависит почти исключительно от того в какой среде оно будет расти. Известны случаи, когда ребенок содержался с малого возраста в собачьей будке и кормили его, относились, так же как к собаке живущей там же. Из этого ребенка вырастало существо, которое ходило на четвереньках, выло, лаяло и имело прочие повадки собаки. Когда такое существо попадало к профессиональным психологам, они не в силах были социализировать его до нормального человеческого уровня – личность уже сформировалась. И я думаю, что точно так же произошло бы с любым ребенком независимо от врожденных качеств его мозга.
Именно от второй составляющей таланта – того, что происходит с ребенком в ходе его воспитания той социальной средой в которой он живет и формируется сызмальства, и зависит сформируется ли человек как творческая личность или нет.
Попытаюсь вывести те качества личности, сочетание которых определило наличие сформировавшегося таланта на примере Льва Николаевича Толстого.

Итак.
Лев Николаевич Толстой родился  в 1828 году. Свою мать,  он не помнил – она умерла когда ему не было и двух лет и его воспитанием занималась Татьяна Александровна Ергольская, которая заменила ему мать.
 "...Тетинька Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви... Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни" . – вспоминал Толстой.
Отмечу два момента.
"Духовное наслаждение любви". Любовь к ближнему прошла красной нитью через всю жизнь и творчество Толстого и была одной из важнейших основ его мировоззрения.
Первое – мировоззрение. Крупный писатель должен иметь четкое мировоззрение, прежде всего в части нравственности, ибо не имея его, он не сможет иметь идейную основу для создания своих произведений. При этом, каким будет его мировоззрение, такими в идейном отношении будут и произведения.

"Прелесть неторопливой одинокой жизни". Склонность к одинокой жизни необходима крупному писателю, ибо только пребывая в одиночестве можно анализировать жизнь со стороны, и делать верные выводы в отношении тех сторон жизни, которые писатель пожелает воплотить в своих произведениях. Это вовсе не означает постоянного одиночества, ибо оно приведет к аутизму, да и такой образ жизни не даст возможности брать исходный материал для произведений. Поэтому речь может идти не о полном одиночестве а лишь о склонности пребывать в нем и получать удовольствие от размышлений о тех сторонах бытия, с которыми он соприкоснулся лично или почерпнул из книг.
Второе – склонность к одинокому, вне житейской суеты размышлению.

"Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия — счастье, смерти, Боге, любви, вечности — болезненно мучили его в ту эпоху жизни." [1]
"Рассказанное им в «Отрочестве» и «Юности» о стремлениях Иртеньева и Нехлюдова к самоусовершенствованию взято Толстым из истории собственных его аскетических попыток этого времени. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу" [1]
Третье – сильное стремление к познанию законов бытия. Ибо невозможно создать литературное произведение первой величины, не зная и не воплотив в нем этих законов.

"Ему хотелось блистать в обществе, но ему мешали природная застенчивость и отсутствие внешней привлекательности. " [1]
Будучи не в состоянии найти самовыражение в обществе Толстой посвящал много времени размышлениям о бытии и выводы из этих размышлений воплощенные в художественную форму, нашли свое дальнейшее выражение в его произведениях.
Четвертое– стремление к самовыражению.
 
«Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого» [1]
Пятое – независимость в познании жизненных истин, – ибо только такая независимость дает возможность познавать и открывать объективно существующие законы, для себя, а вслед за собой и для всего человечества и, именно она является необходимым условием формирования крупного писателя или крупного ученого.

"…я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься" [1]
Шестое – творческое и  независимое изучение трудов выдающихся мыслителей.

"Находясь в казанском госпитале, начал вести дневник, где, подражая Франклину, ставил себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков." [1]
Седьмое – стремление к постоянному самосовершенствованию.  Ибо без постоянного стремления к самосовершенствованию невозможно развитие в любой области человеческой деятельности, в том числе и в литературном творчестве.

Восьмое - творческое воображение – пожалуй, это качество характерно далеко не для всех людей, и является в той или иной степени врожденным. Однако людей с творческим воображением во много раз больше чем крупных писателей или ученых. Кроме того, в атмосфере жестко навязываемых стереотипов относительно взглядов и поведения оно так и не разовьется. У Толстого были все условия для свободного, независимого развития.

Девятое – условия существования.  Необходим минимум бытовых, материальных и социальных условий для нормальной творческой деятельности человека. Если этого минимума не будет с детства, талант так и окажется несформированным, если его не будет во взрослой жизни, пусть  и сформировавшийся талант не сможет быть реализован. Толстой был в этом отношении благополучен.

Все выдержки из относятся к периоду до 1851 года, писателю тогда было 23 года, то есть к раннему периоду жизни, когда происходит и в главных чертах завершается формирование личности.
Первое произведение Лев Николаевич написал в возрасте двенадцати лет. Это были стихи «Милой тетеньке», посвященные Татьяне Александровне Ергольской. И, я думаю, она это заслужила, ибо в первую очередь, благодаря ей, заменившей ему мать, сформировалась личность, которая вот уже второе столетие принадлежит к числу тех людей, гениальность которых не подлежит сомнению.
В 1852 году В журнале "Современник" состоялась первая публикация. Это была повесть "Детство".
"Это талант новый и, кажется, надёжный" – писал Некрасов, бывший с то время редактором этого журнала.
Талант состоялся и начал свой долгий и плодотворный путь к мировой славе.
Возвращаясь к началу статьи, отмечу, - на мой взгляд сомнительно, чтобы талант мог проложить себе дорогу сам, ибо сама возможность формирования и проявления таланта зависит если и не всецело, то преимущественно от людей и обстоятельств в которых создается личность.

[1] "Толстой, Лев Николаевич." Википедия, свободная энциклопедия.