15 копеек чистого удовольствия

Джеймс Александр Даркфорс
  - Привет. Как там твои поиски?
  - Тишина и покой. Иногда что-то прорывается, – я достаю из рюкзака губку, привожу в порядок кроссовки. – Я вообще сейчас сконцентрировался на музыкальном проекте.
  - Понятно, – Струбцина усмехается. Мы идём по улице Ленина, я направляюсь в «Clarks» за носками и новой губкой. Теперь уже с деньгами. Струбцина – туда же, у неё кончилась пропитка для обуви.
  - О, а я вас ищу, – Анжей отвлекается от просмотра мужской коллекции обуви. – Привет. Юлька, там у тебя как сейчас дома?
  - Таня у брата, обещал на картинг сводить, он туда часто ездит. Изабеллу покормили, она спать, наверное, пошла.
  - Толя богатый, у него деньги на такие развлечения появились.
  - Толя давно хотел, а Танюшку за компанию взял, у него Антон геймер, скоро будет устанавливать все игры, – Струбцина смеётся.
  Мы покупаем всё необходимое, и Анжей говорит:
  - Народ, в «Мегу» кто-нибудь едет?
  - Я сейчас к Бортнику, договориться на коррекцию, – говорю я.
  - Слушай, я тоже поеду, – говорит Струбцина. – Мне надо записаться, хочу под лопаткой сделать. Рисунок с собой.
  - Тогда дуем сейчас в салон, – говорит Анжей. – А потом я лично в «Мегу» поеду, у Гражины скраб кончился.
  - Я собирался съездить, но сначала договоримся по числу, когда поедем мою розу править. Мне там тоже кое-что надо, хочу зайти в «Springfield».
  - Саня, давай, я с вами в «Мегу» съезжу, мне этот бутик Шакира рекомендовала, когда на конференцию приезжала.
  Мы направляемся в тату-салон, по пути обсуждая недавнюю переписку Ника Деисайда с парнем, который списался с ним после знакомства на «Старом телевизоре» – обсуждали то, что мы с Ником обговаривали достаточно давно, сборник воспоминаний, который я ленюсь начать писать по-настоящему плотно. И затронута была тема как раз воспоминаний не о боевой мощи и великих художниках, а именно о том, что нас окружало и составляло досуг. Видимо, говорил Ник и про карусельную историю.
  - Так вот, – Анжей продолжает свои рассуждения. – Нику задали вопрос: «А твой друг не ищет информацию по старым игровым автоматам, или его больше вентиляторы интересуют?» Он сказал, что автоматы интересуют тоже, но нужна систематизация. Тот товарищ и говорит ему: «Если что, пусто приезжает в Москву, на Бауманскую, там музей – много интересного можно по теме увидеть».
  Да, есть такой музей в Москве, сейчас на Бауманской, 11. У него есть свой сайт и ЖЖ. Я про этот музей давно был в курсе. Просто моя память – реально, в Волгоград, в группу URAGANY, самое место там. Мне, естественно: память хреновая, гаражный рок люблю, да и с Гараж-Мэном в хороших отношениях. Но это не суть важно, потому что на самом деле тут всё другое. Многое, что есть в музее, мне не попадалось в Омске, а в других городах опыта было очень мало, и не всё я мог себе позволить.
  Хотя, конечно, многое было именно так – стандартные вещи, в залах набор автоматов различался очень мало, и реально в какой-нибудь зал можно было ехать за тем, что отсутствовало по всему городу, не сильно заморачиваясь (при наличии денег) на тему того, где поиграть в большинство автоматов, поскольку кое-что было почти в шаговой доступности. И это было частью лично моей жизни, когда я это распробовал.
  Не сразу – что поймёшь тогда, когда дорос разве что до «качалок» за десять копеек (серьёзно, и было в «Сибиряке», где это теперь ни за что не отыщешь, лет прошло до фига). «Морской патруль» с мигалкой, который от кнопки на руле «Катера» сигналил. «Космический корабль» – просто качалка. «Самолёт» – кнопка на штурвале включает имитацию стрельбы из пулемёта. Иные вспомнят всяких лошадей-петухов-индюков там, но я на таком не особо катался, если не больше того, а большинство таких качалок у нас просто не было в большом ходу.
  А первый «настоящий» – это легендарный «Морской бой». Пятнадцать копеек (стандартная цена для «взрослого» автомата), и ты смотришь в перископ, пуская торпеды по плоским кораблям – полоска света по нарисованному морю внутри ящика. Кстати, я за всю «практику» ни разу на нём не доходил до призовой игры. Кстати, на этом автомате можно было играть и без использования перископа, там экран был. Но я пользовался, если было удобно, перископом. «Морской бой», кстати, стал «героем» мультфильма «Великолепный Гоша», вот номер выпуска навскидку не припомню, но точно скажу, что это первый (что забавно) выпуск «Гоши», который видел лично я. Ещё были (позже) различные варианты, но лично мне попался «вариант для двоих» (можно было и одному играть, но там было два перископа). А так отличий сильно принципиальных не было. Называлось это чудо «Торпедная атака». Это я отмечаю то, что сам видел, а кто видит другое, пусть напишет об этом. Можно даже с картинками…
  - Привет, – Александр Бортник обменивается с нами рукопожатиями. Я, «по-джентльменски» пропускаю на запись Струбцину, которая демонстрирует Бортнику свою картинку (у неё – в натуральную величину, чтобы лишнего не объяснять). Пока они там разговаривают, мы с Анжеем немного отходим на улицу.
  - Пока Юлька объясняет, я тебе доскажу. Так вот, Саня, с челом пока не очень получается, но Ник тебе на неделе скинет координаты сайта, может, чем поможет в твоей нелёгкой работе. Мы с Ником что-то из практики подкинем.
  Струбцина выныривает и сообщает, что её будут обрабатывать числа двадцать третьего, часов в пять. Так что моя очередь (Анжей просто за компанию). Дело за малым – внести предоплату и запомнить, что моя очередь забиваться… Я сейчас не об этом пишу, так что вернёмся к автоматам.
  А история была такая. Сестра поехала со своими одноклассниками в цирк, куда мы с матерью уже не попали. И пошли ходить по проспекту Маркса, пока там всё закончится. Так и зашли в тридцать восьмой дом, там была студия звукозаписи, кстати, делали гибкие пластинки. Но мы пошли не туда, а в зал игровых автоматов. Вот после этого (как вы понимаете, я тогда уже в школе учился) я и «распробовал».
  Первыми в этом списке были «Скачки». На экране, в изображении, которое сейчас точно обзовут «восьмибитным», кто увидит. По-моему, выбираешь одну из шести дорожек и просто вовремя нажимаешь кнопку, чтобы лошадь совершила прыжок. Если этого вовремя не сделать, то всадник выпадет из седла. Выражение (не моё) – «шляпу терял». У меня так чаще всего и было. Основой игры была «гонка за лидером» (лошадь на седьмой, не управляемой игроками дорожке). Две минуты – и всё. Но за эти две минуты тогда многие получали массу удовольствия, хотя (скажу честно) лично моим «любимцем» этот автомат всё-таки не был.
  А сразу рядом – «Авторалли». Не путать, как говорится, с «Авторалли-М», другой автомат совершенно. Руль, педаль, но всё – стоя, как и на большинстве автоматов тех лет. Две минуты езды по нарисованной трассе, на игрушечной машинке, щелчки, если ты задеваешь нарисованные машинки с трассы. При том, что автомат был на тот момент не самый навороченный, а по большому счёту и просто устаревший, мне он нравился. Если была возможность и горстка «пятнашек», то я на нём играл с удовольствием, для чего ездил через полгорода, потому что в наших палестинах этот автомат нигде не встречался (был его «сидячий» вариант, назывался «Вираж», там использовалось кольцо от игры «За рулём» в «ящике»). Были другие варианты, но по большей части это были телеэкраны. Самый близкий из таких «экранных» – двойной автомат «Магистраль», там машины при столкновении деформировались. Но там был выбор трассы, а при начале игры появлялась мордуленция в очках на фоне музыки, отдалённо напоминающей «трекерную» версию песни про шофёров («Чтобы не пришлось любимой плакать, крепче за баранку держись, шофёр»). Рули в «телеэкранных» версиях уже были маленькие. Кстати, раз уж упомянул «Авторалли-М», то там «восьмибитная» машина должна была проходить через мигающие флажки (пройдёшь через немигающий – будет скрежет, как от столкновения). На «Авторалли-М» было два игровых места, то есть – играть можно было вдвоём, как на «Магистрали».
  В зале на Маркса, куда я ездил с огромным удовольствием, было много разных автоматов, я про них по ходу дела буду рассказывать, и уж извините, если рассказ будет нелинейным и просто сумбурным, потому что стройно вспомнить то, что было четверть века, если не больше того, назад, мне будет очень сложно – не всё из этого я и хранил-то бережно. Извините…
  - Юлька, там у тебя только «Fresh Cosmetics»? Или другие точки.
  - Я же сказала, «Springfield», Анжей. Мне там надо одежду посмотреть.
  - Ясно. А через кого вы ехать собирались? Я сейчас, кстати, на парковку, недалеко от «Летура» оставил.
  - Там с ним ничего не будет?
  - Он там на цепи, я ещё и подачу топлива перекрыл. Хорошая противоугонка, давно служит.
  - Пошли, что ли, тогда.
  - А я про что? Только у меня коляски нет.
  - Я всё равно не предполагал, – говорю я.
  - Парни, давайте, я сейчас звякну Спайсушке, она сегодня в «Детский мир» собиралась.
  - Тогда не получится, она же с Машкой.
  - Ни хрена, Анжей, она одна собиралась. Ей там что-то своё надо.
  Струбцина звонит, и выясняется, что Спайс, в принципе, не против подобрать кого-то одного из нас, но сейчас она у «Топаза», а что до дочери, то она поедет с бабушкой и Тимофеем к Спайс домой, по пути заехав на Архитекторов – туда же, куда и мы собирались.
  Приходится немного подождать, пока Спайсушка подъедет к Плахе – мы там её ждали. И мы решаем, что с Анжеем поедет Струбцина, а мы со Спайс поедем на Тонькином мотороллере…
  …Кстати, о Спайсушке, она же меня моложе-то всего на полгода, родилась в июле 1974 года, так что она тоже кое-что помнит, как Анжей, Ник или Струбцина. И про автоматы тоже. Я в прошлый раз рассказывал про Анжея и «Вертикаль»? Так вот, с «Вертикалью» иногда ездили передвижные платформы с игровыми автоматами, Например, переделанные из автобусов «ЛиАЗ-677», в то время это была очень старая марка автобуса – и новые уже были заметно удобнее. Там тоже кое-что было интересного. Но пока вернёмся к залу на Маркса.
  Следующим автоматом я бы назвал «Охоту». Автомат-«ящик», с зеркальным механизмом на игровом поле, который  давал иллюзию того, что ты играешь на объёмном поле. К автомату на специальной стойке приделано ружьё, иногда два. За две минуты нужно выбить максимальное количество мишеней-«дичи» (за такой автомат веганы бы его создателям точно головы на хрен поотрывали), сделанной в виде плоских фигурок. Там, кстати, довольно сложно прицелиться. Особенно, когда мишень движется. Самой по себе «Охоты» существовало несколько вариантов, с разными ландшафтами, чаще всего лично мне попадался «полярный» вариант. Был вариант с двумя ружьями и фигурками объёмного вида. Были варианты с ружьём, когда была не «коробка», а экран на стене и стойка с ружьём (или двумя ружьями), я такое наблюдал у «Кристалла», когда там был павильон с игровыми автоматами. Его уже давно нет, так как там всё перестраивали от и до не раз. Вариант на два ружья назывался «Дуплет», я им пользовался как-то раз.
  «Меткий стрелок» или «Снайпер» – вместо «дичи» перед вами несколько рядов круглых мишеней, которые нужно поразить из ружья на стойке (у меня не получалось). Автомат настолько был распространён, что вам не требовалось ехать на другой конец города, чтобы поиграть. В нашем районе их за всё время было два, если я чего не путаю. На постоянном месте, сразу же предупреждаю.
  «Подводная лодка» – тоже из числа моих излюбленных «ящичков». Её было два варианта. Первый был с кнопочным управлением пуском торпед и перемещениями крестика-прицела. Вы должны были выставить прицел так, чтобы торпеда «задела» пластмассовую лодку из двух половинок. Тогда лодка разваливалась пополам и «тонула». Можно было выиграть сувенир – мне ни разу не выпадал. А «Подводный бой» управлялся рукоятками, там было больше вариантов лодок. Они были сделаны на специальных пластинках, поэтому не разваливались, а просто гасли, если в них попадала торпеда. Там было две рукоятки, на одной из которых была кнопка для пуска торпеды – прицел перемещался несколько разнообразнее, чем в кнопочном варианте. Тоже «призовой», я так и не выиграл там ничего. Хотя всё возможно, включая…
  - Так вот, там помещение на Бауманской, – поясняет Анжей. – Не всё, конечно, есть, но всё не всегда в рабочем состоянии найти можно, сколько на утиль сдали.
  - А смысл всего этого? – спрашивает Тимофей.
  - Они держат музей, и этот музей также используется под мероприятия тематические, автоматы «работают на выезде» (есть заказы), – Водецкий усмехается. – Кстати, Тимка, был тут момент, нам с Ником там предлагали гиг устроить ШАГАЮЩЕМУ ЧАЮ. Пока вилами на воде с обеих сторон, но если не шутят, то можно атмосферку сделать. Кстати, ты же помнишь электронные часы американские? Там их завозят на продажу.
  - Короче, концептуальная точка.
  - Ну, да.
  - Кстати, – в разговор вклинивается Струбцина. – Кто-нибудь «Дорожную викторину» помнит?
  - Знаки отгадывать? – спрашиваю я. – Было, было. Единственное место, где я до приза доигрался в своё время, до сих пор храню эту собачку, как память.
  - У меня до сих пор машинка из низкого «Крана» лежит дома, – подаёт голос Бэби Спайс. – Из него обычно хрен, что выудишь, хитрая машина. Кнопками подводишь каретку к выбранному предмету и пытаешься выудить что-нибудь.
  - Ни разу не получалось, – говорю я. – Хотел как-нибудь одеколон достать, но фигушки. В Москве, где-то в аэропортах, по-моему, был похожий автомат, «Батискаф», сейчас все такие автоматы делаются вот так, как высокий ящик. У них чуть другое управление, конечно, но принцип тот же самый.
  - Их сейчас, по-моему, нет только там, где игровых автоматов нет, по определению, – рассмеялась Струбцина. – Только там одни мягкие игрушки.
  …Да, было. И «Кран» был, и «Батискаф» я на самом деле «юзал» в Москве. Но я вернусь к тем автоматам, которые на Маркса были – и иногда куда-то ещё загляну. Есть на то причины.
  Так что к старым, добрым «ящикам».
  А был такой, сейчас, наверное, не такой известный «зеркальный ящик» вроде того же «Морского боя» или даже «Подводной лодки», скорее – «Мастер-пилот». У него были две ручки – управление высотой и управление скоростью. Самолёт-истребитель (или вроде того) где-то времён молодого Громова нужно было провести за две минуты максимальное количество раз под мостом, под ангаром, под «П»-образной опорой ЛЭП и над горой. Врезался – «авария», из укрытия выезжает «скорая» (такая старенькая легковушка, сейчас вместо них давно микроавтобусы используют). У меня получалось только над горой. И не просто «не идеально».
  Был очень популярный «Танкодром». Ты управляешь танчиком в низком застеклённом ящике, «поражая» мишени (одна машина даже подскакивала, помнится). Если танк наезжал на нарисованную «мину», то мишени возвращались на место, а танк считался «потерянным», нужно было нажать кнопку «Поиск» и поймать танк в перекрестье реек.
  «Привет из буржуазных стран» – футбольный автомат с крутящимися ручками. Ручки – выступающая наружу часть труб, к которым по четыре или около того приделаны пластмассовые футболисты, с помощью которых по полю катается одноцветный шарик (как скатанный из старого пластилина – такой вот цвет у него был). Ворота – просто углубление борта, механизм внутри выбрасывает мяч, пока идёт оплаченное время игры. Счёт показывается с помощью оськи с костяшками цвета команды, рядом с воротами которой была эта самая оська. Наши всегда вспоминали, когда речь заходила об этом игровом автомате, французский фильм «Игрушка», там играл Пьер Ришар. У мальчишки, сына редактора издательства, где работал герой Ришара, Франсуа, был такой футбольный автомат. Кстати, настольную копию этого девайса я лично видел в «Мосигре».
  Большой, с электрическим механизмом и, по-моему, даже с высвечивающимся счётом, баскетбольный автомат, внешне напоминающий настольный баскетбол – я не помню уже, играл на нём или нет, но на Маркса он тоже был. А уже позже появился и хоккейный автомат – по принципу движения фигурок это был тот же настольный хоккей, только закрытый, с объёмными фигурками, и даже шайбу, по-моему, из ворот на поле выталкивал механизм, пока шло оплаченное время игры… 
  - Джимми, там не было сундучков для мыла, когда ты ходил? – Тимофей прерывает молчание, длившееся с того момента, когда мы «разбежались». – А то я всё никак не соберусь купить себе такой.
  - А корзинки тебе не нравятся?
  - А корзинку ещё, чего доброго, Нюша опрокинет, это же то ещё любопытство хвостатое.
  - Ну, тогда ты правильно решил, – отвечает Струбцина. – Мне один раз Изабелла чуть мыльницу не спихнула, я вовремя отловила, а так бы разбила хорошую вещь. И корзинку шлёпнет – только всё собирай потом.
  - Юлька, узнавала я, – говорит Бэби Спайс. – Вчера завезли, так что шевели конечностями в сторону бутика. И скорости прибавь, пока не расхватали.
  Мы всей компанией направляемся в сторону мыльного бутика.
  …А я пока продолжу волну воспоминаний. И снова зигзагами получилось, потому что я забежал в сторону более новых, а кое-что забыл. «Тир». Их было много вариантов, я описывал ружейные, а были и варианты с пистолетом. Первый попавшийся – это автомат, который был узким, с экраном, на котором высвечивались картинки в варианте «Слайдшоу». На разных уровнях экрана быстро движутся или появляются изображения животных с мишенью в правом нижнем углу (веганам не рекомендуется знакомиться с объектом обсуждения). Если ты попадаешь в мишень (есть свои хитрости), картинка гаснет сразу. Поражаешь удачно все мишени – получаешь призовую игру. Я нашёл «ключик», и призовая игра мне не раз выпадала.
  «Телетир» аналогом предыдущего автомата назвать сложно. Там использовался пистолет, но «в связке» с изображением на экране, которое представляло собой квадрат. Сначала он уменьшался с каждым выстрелом, а потом, когда достигал размеров маленькой плиточки, которые использовали для облицовки домов в то время, мишень разлеталась на точки. Движущаяся – такой же маленький квадратик, – при попадании «сваливалась». Затем следовало появление квадратика в точках экрана в как бы случайном порядке. Попал – квадратик распадался на держащиеся в его поле точки. В Эстонии я опробовал вариант, где выстрел сбивал «кружок», либо превращающийся в кольцо и надевающийся на кеглю, либо становящийся «кегельным шаром», идущим уже не ровно по вертикали, а горизонтально – так же ровно по кеглям того ряда, где вы в него попали. Здесь я даже дошёл до призовой игры. В Омске этот вариант мне не попадался. На обоих автоматах экранные изображения были в любимом нынешними «кидалтами» крупном пикселе.
  На такой же графике работал и «Перехватчик», который мне лично попадался в Москве. Самолёт летит по прямой (в целом), иногда отклоняясь. Сбивает самолёты противника. Может быть сбитым или столкнуться, если я что-то не придумываю по склерозу. Играл не так часто, и в Омске мне этот автомат, кажется, не попадался…
  - Пропитки не осталось, – говорит Струбцина. – Вообще. А сезон начнётся, так это же кошмар будет. И крем нужен, чтобы туфли в порядке держать.
  Мы идём в «Clarks», где я собирался затариться носками (резерв «пошёл в работу») и губкой (пришлось сэкономить в прошлый раз). Пока наши там обчищают стойку в обмен на наличные, я смотрю коллекцию, которая вызывает просто интерес, что завезли в этот раз. А потом уже сам затариваюсь, и мы всем коллективом идём в сторону фуд-корта.
  - Я тут себе недавно комнатный вертолёт купил, – говорит Тимофей. – Всё руки не доходили, теперь обзавёлся. Уличный хочу. Только пока не буду, сначала научусь управлять комнатным, а потом уже подсоберу средств – и тогда уличный можно брать.
  - Заразил тебя Братухин, – замечает Анжей. – Так ещё годика три – будешь сам собирать.
  - А чем плохо?
  - Ничем, хорошее занятие.
  - Вот и я про то же. Некоторые, вон, игровые автоматы коллекционируют. На Бауманской музей, вон, создали.
  - Ты это к чему? – спрашивает Струбцина.
  - Да, тут Ник что-то заинтересовался этим делом. Лототронов, наверное, мало.
  - Это он узнал, что я информацию собираю, – отвечаю на это я. – Ну, и взялся искать, да и самому стало интересно. Я ту собаку до сих пор храню – не каждый день такое бывает.
  …Собака пластмассовая – это с викторинного автомата, там надо нажимать кнопку, чтобы точно совпало название высвеченного знака. А так как я ПДД читал, то кое-что всё-таки в памяти осталось. Так и выиграл. Мне, кстати, этот автомат попадался по большей части в передвижных салонах. Это, кстати, был единственный сувенир, полученный в подобном случае.
  Ещё было такое развлечение – силомер «Репка» (единственный, мной опробованный). За рычаг-«ботву» нужно тянуть, пока хватит сил. Не хватило? Отпустили «ботву». Вместо «Тяните» пишут: «Отдохните». И высвечивается уровень от «Мышки» до «Дедки» – навскидку не вспомню, какой вес чему соответствует.
  Я не стану заниматься поисками в памяти того, с чем не соприкасался сам, пусть это описывают те, кто имел опыт игры на тех, не упомянутых автоматах, поэтому дальше стоит рассказать о том, что потом стало появляться нового.
  Например, были «столбики» – ближние аналоги классических «слотов». Высокий, узкий корпус, пять линий с цифровыми лампочками, на корпусе инструкция по использованию – включая выигрышные комбинации. Пятнадцать копеек за «линию» – итого 75 за все. Нажимаешь кнопку и ждёшь, когда мелькание цифр остановится. И получаешь выигрыш или продуваешь опущенные в автомат монеты. Позже, в омском аэропорту лично я видел работающие от жетонов (стоимость не вспомню уже) классические «слоты» с барабанным механизмом, с классическими картинками, как у всех этих «буржуазных» автоматов, называемых в просторечии «однорукими бандитами». Я на них, как и на «столбиках» особо ничего не выиграл, а в поздние годы как-то не стремился в залы, потому что даже виденный в столицах пинболл (не играл, потому что не понял принцип работы) и более поздний аэрохоккей в Омске были не так распространены. Да и я стал старше, а походить по развлекательным центрам – несколько дороговато будет для меня. И не с кем.
  Ещё были автоматы на основе компьютерных игр первого поколения – например, «Тетрис», на котором я играл как на автомате, так и на компьютере (как раз тогда, когда я учился в старших классах, уже начался бум этих закутков с «Atari» и первыми, сейчас уже ставшими объектом ностальгии, играми). Рубль – десять минут, платишь человеку в зале. И выбираешь, что тебе более симпатично – лабиринты (или приключения сантехников Марио), поединки в стиле каратэ или полёты на самолёте, расстреливающем воздушные цели, если тебе не предпочтительнее борющийся с танками вертолёт, перевозящий людей из бараков. Впрочем, этот период был уже не таким долгим. И после школы я очень долго не возвращался к компьютерным играм, пока не стал уже дома играть в «Chaser». Вот такая история…
  - Давайте, наверх, – говорит Струбцина.
  - А куда именно? – спрашивает Тимофей.
  - Я лично хочу в «Il Patio», – говорит Бэби Спайс. – Но если есть другие предложения, то надо их рассмотреть. Анжей, что скажешь?
  - Два голоса за «Il Patio».
  - Три, – отвечаю я. – Тут не был ещё.
  - Я лично и в центре давно не был, – говорит на это Тимофей.
  - Пошли туда, – резюмирует Струбцина, направляясь к двери, обрамлённой «плетёнкой» из воздушных шариков…