Город Святого Петра. Этюды июля - 3

Ирина Жгурова
Город святого Петра. Этюды июля - 3


 Санкт-Петербург.  Этюды июля. Продолжение.




 Величие роскоши



Знакомство с великолепием безупречного интерьера Юсуповского дворца началось с просторного зала, где установлены двухсотлетний шкаф-орган и элегантный белый рояль. Райским небом возвысились потолки причудливых форм со скругленными куполами в углах.
 Красота - повелительница чуда архитектурного творения - не давила массой золота, как в Екатерининском  Дворце, а заполнила окружение благородством. Она не охватывалась во всей своей целости ни взором, ни сознанием. Спасибо дворянам за то, что дали возможность удивляться  вершиной творческого труда и простора мысли. Глаза едва успевали выхватывать слайды пространства, которые  остались картинами в памяти:

Гостей обнимала роскошью парадная лестница, удивляли потолочные фигуры, приветствовали мраморные аллегории материков в нишах. Восхищала утончённость блеска люстр. Во время подготовки к балам эти великолепные вместилища света опускались вниз, и слуги зажигали одновременно все свечи запальной нитью.    

Я представила в действии облицованный ониксом камин, который становился прозрачным при нагревании - стало тепло и уютно от этой мысли. В библиотеке Дворца открывали тайны двигающиеся шкафы, в которых были сохранены ценности:  библия 1462 года, свитки 13-16 веков, письма Пушкина. Вблизи двери у шкафов манила вверх выдвижная лестница для книжных этажей.

Захватывала воображение череда прелестных видов: радужные витражи, бильярдная, турецкий кабинет со встроенным комфортным  встроенный диваном и копиями картин Рембрандта;
влекла вовнутрь мавританская гостиная тонкой мозаикой и уходящими в себя взглядами мавра и мавританки.  Золочёная строка из Корана вязью бежала по верху стены, зияли загадочностью ниши, в которых когда-то стояли вазы с благовониями.

В советское время во Дворце находился музей дворянского быта. Наверняка, это быт стал предметом зависти и подражания для современных денежных мешков. Только далеко им до дворянского воспитания и патриотизма! 





  Охватить необъятное



Взгляд пытался охватить необъятность рукотворных сокровищ и перелистывал:
 гостиную с гобеленами французских королей семнадцатого века; фарфоровый будуар с внутренними дверями для слуг; большую ротонду, в геометрическую правильность которой влился порядок классицизма; купол потолка вкупе с колоннами, создавшие иллюзию шарообразности комнаты; изящные ложные  двери, державшие симметрию интерьера; синюю гостиную с декоративными столами и красную гостиную с люстрой-корзиной;  портрет Зинаиды Юсуповой, на месте которого раньше висел портрет действующего императора;
зелёную гостиную с камином, отделанным тонкими пластинами малахита для иллюзии цельности камня. Трудно было представить, что здесь хозяйничала фашистская бомба.

*** Под сводами  белоколонного зала а капелла разлилась  воздушность «Однозвучно звенящего колокольчика», в которой летали невидимые музы. Подпевали стены, плафоны, колонны. Выгнул цилиндрическую спину вычурный потолок, вспоминая, как на балах оркестр располагался на балконе банкетного зала, и музыка звучала на два зала – танцевальный и банкетный. Они впитали в себя и держали в памяти оперу Глинки «Жизнь за царя», которая  исполнялась русскими крепостными.




 Она необходима



Мраморная лестница устремилась вниз, открывая вид на  домашний театр Юсуповского Дворца: компактный партер, царскую ложу, уютные ярусы, манящую сцену.
На мгновение провернулся вспять ободок времени, и в партер при выступлении графини Зинаиды,  слетели чайные розы. На балу она танцевала в русском костюме, восхищая всех красой и талантом.

Шкатулка эпох раскрывала драгоценности: коллекцию картин из  Гатчины в Античном и  Римском залах, расписной плафон Виги с посвящением Геракла в боги.

В дубовой столовой узоры напевали татарские мотивы рода нагайского хана Юсуфа. Коричневый цвет играл изяществом: благородство дерева демонстрировала ювелирная выделка люстры и резного потолка. Окна вышли на парадную лестницу. Говорят, что рядом был зимний сад с деревьями в кадках и поющими птицами.  Его и не хватило для полноты восприятия роскоши.

Хорошо жилось дворянам, богато и радостно. Современность благодарна им за создание гимна человеческой культуре, таланту, труду и буйству прекрасного в рамках логики.
Величие красоты существует вне времени и пространства – утверждает портретный взгляд хозяйки Дворца Зинаиды Николаевны: бесценная «Пелегрина» не затмила сиянием безупречность вдохновенного лица.
Красота рукотворная, утерянная с годами, бережно восстанавливается.  Она необходима каждому.





 Высший судия



Маховик эпох накручивал обороты. История переворотов и смен власти была жестокой. Богатство отнималось кровью. Безжалостными стали  воспитанные на изысканной культуре те, кто пытался сберечь наследие и удержать власть, цепляясь за прошлое.  Последний из рода Феликс Юсупов организовал убийство старца Григория. Распутин стал стрелочником, на которого переложили вину смуты века. В подвале Дворца восковые фигуры воспроизвели события страшной расправы.

 Время – высший судия. Старца ныне возвели в ранг святых. Правда, вопрос о его канонизации остаётся спорным.  Я была в музее села Покровского, где жил Григорий Ефимович.  Тюменская версия его жития отличается от той, к которой привыкли все. Грязный образ его создавали при помощи оплаченных двойников. Клевету возводили те, кому выгодно было опорочить  российского императора и его семью.


Покровский старец


 Лечил добром, в том корысти не зная,
 Неся в себе  святого дара стяг:
 Страдания глушил, спасал дитя
 Держателя России – Николая.
 Наполнил душу в храме Верхотурья;
 Познал, каким путём свой крест нести:
 Семью царя обязан он спасти
 И оберечь от смрада смутной бури.

 Для лживости, умов людских захвата
 Туманили народ клеветники:
 Нашлись святого старца двойники
 И расплодили образ супостата.
 Безбожно покуражились злодеи,
 Старались по обличью злобных псин
 Всем показав развратника Руси,
 Внушить стране: Ефимыч зло содеял.

 В газетах ложью истина распята
 Убийством старца в вычурном Дворце.
 Зажав народ в предательском кольце,
 Корёжила Отечество расплата.
 Тогда народ вселенною храним,
 Когда откроет в сердце своём око:
 Узрев в родном отечестве пророков,
 Принять своих святых и верить им.



 
Время – судия. Русские аристократы купались в роскоши, но все их богатства оставались на Родине. Те,  кто считал их ворами и кровопийцами -  разграбили, распродали, разметали по свету то, что было достоянием страны.
 Сейчас цивилизация самосознания народа достигла того уровня, когда осмысленно восстанавливается первозданная краса человеческого творения.
 Мудрость не коснулась тех деньгодержателей нынешнего времени, которые вкладывают свои капиталы не для Родины, а  вывозят их  из неё.  До них главный судия ещё не добрался.




 ДВОРЕЦ

Нарциссом вечным смотрит в Мойку
И убеждается – хорош;
Красой плативший неустойку,
Во все эпохи чудом вхож.
Его судьба  в скрижаль России
Вросла, впечаталась, влилась.
Богатству веря, как Мессии,
Наследство проживала Власть.
Как улыбнулась бы Джоконда,
Когда б её летящий взгляд
Втянула  куполом Ротонда
И блеск парадных анфилад!   
Изящны росписи плафонов,
Убранства  шарм сродни мечте.
Застыли стройные колонны,
Привыкнув  к близкой красоте.
Бог Дионис в Белоколонном
О тайнах всем бы рассказал,
Но вышла музыка с балкона,
И нимфами расцвёл Танцзал.
Безумством роскоши гостиных
Вся безупречность напоказ:
Скульптуры древности, картины -
Всё тешит, удивляет глаз.
Столетий тусовав колоду,
Решил разумно мозг страны:
Пусть остаётся в дар народу
На память прелесть старины.
Здесь блекнет слово описанья,
Но  грезится волшебным  сном
Сплав высших сил  очарованья       
С нечеловеческим умом.
Всё это  -   видеть только  надо,
Избытка чувств не передать.
Могла б подобное Эллада
Руками мастера создать?
Архитектура-балерина
Достойна статуса богов.
Здесь обитала Пелегрина -
Ей равноценен  Петергоф.
Вся живописная  работа -
Талантов радужный полёт.
Трудами до седьмого  пота
Искусство в творчестве живёт.
Портрет прекрасной  Зинаиды -
Икона гордости Дворца:
В глазах – глубины Атлантиды,
Венец ваяния Творца.

Но призрачно вползает тенью
Сквозь чары буйства красоты
Князь, что  причастен к убиенью
Того, кто встанет в строй святых.
Враньём в газетах злобно лая,
Чтоб было зло творить с руки,
Оклеветали  Николая
Святого старца  двойники.


. 22.07.2012, Санкт-Петербург





(окончание следует)

Дворец   http://www.proza.ru/2012/08/10/497
Господин Великий… Этюды июля   http://www.proza.ru/2012/08/15/351






Для справки



Юсуповский Дворец  http://strana.ru/places/20848545
Зинаида Юсупова   Женщины рода Юсуповых     http://caravanlove.info/23.html
Пелегрина Юсуповой   Григорий Ефимович Распутин биография http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rasputin_ge.php