Галопом по европам. Глава5. Скансен

Анастасия Игнашева
    Итак, я пошла в Скансен - в музей деревянного зодчества, старейший в мире. Созданный в 1891 году по указу короля.  Тогда была затеяна реконструкция Стокгольма и на остров Скансен стали свозить старые дома с городских окраин, чтобы сохранить их для потомков. Лавчонки и мастерские действующие, в булочной выпекают хлеб, в стеклодувной мастерской выдувают банки-склянки.Только вот попала я туда в понедельник, а это выходной. Хотя музей был открыт, работала даже булочная и стекольная мастерская, но большинство домиков было закрыто. В булочную моментально выстроилась трёхкилометровая очередь, стоять в которой у меня не было ни малейшего желания. И я побрела по узкой, мощёной булыжником улочке вверх. Вообще же - весь Стокгольм - это сплошные спуски и подъёмы, весьма крутые.
      Билет стоил 100 шведских крон, или около 10 евро. И выглядел, к моему великому разочарованию, как обычный магазинный чек. К билету прилагался проспект на  нескольких языках - в том числе и на русском и карта-схема острова. Карту и проспект я где-то посеяла.

     Да, Стокгольм мне понравился. Чистый. Благоустроенный, настолько чистый и благоустроенный, что больше похож не на город, а на декорацию.  Брату, побывавшему там же года за 3 до меня, показалось то же самое.  Но жить я бы там всё равно не хотела. А ещё - обилие "восточных людей" на улицах. Куда там наши гастарбайтеры - зачуханные, в поношенной грязной одежде, мало отличающиеся от бомжей - видно, что не от хорошей жизни к нам приехали. "Восточные люди" вальяжно гуляли и по Скансену. Выглядели очень колоритно и живописно, но снимать их я не рискнула. Основную публику как я заметила,как раз составляли семьи с детьми. Вообще-то - миграционное законодательство Швеции, если верить официальным источникам - достаточно жёсткое. Но, видимо, у них, как и у нас - "закон, что дышло" и что для одних мягко, то для других жёстко. Например, чтобы русской девушке выйти в Швецию замуж, нужно собрать вагон справок и бумажек, включая справки из ПНД и наркодиспансера. Судя по обилию арабских выходцев в Стокгольме - им таких бумажек собирать не приходилось. Или они всерьёз думают, что русские, будучи в здравом уме и не под кайфом в Швецию жить не поедут??? Кто их знает! А что до наших дам, рвущихся замуж за импортных мужей - с одной стороны вспоминается известная книга и фильм "Интердевочка", а с другой стороны - скандалы с нашими дурами, повыходившими замуж за финнов, а те у них детей отбирают теперь. Ну что я тут могу сказать - сами дуры. И дураки. Те женятся на ком попало, эти тоже - нужно головой думать, прежде, чем ноги раздвигать... Впрочем, отвлеклась.

    Итак, Скансен. Музей, как я уже говорила, состоит из 2 частей - сельского быта и городского быта. В первой части были показаны именно городские дома - стеклодувная мастерская, магазин, почта и булочная.  Из городской части я перебралась в сельскую. Кстати, если вы бывали в Швеции, вы замечали, что большинство сельских домов выкрашено в красный цвет? На самом деле шведы обожают всё яркое, пёстрое и разноцветное. И цвет дома - это показатель статуса и достатка. Так вот - красный цвет означает, что живёт в доме самая беднота. Ибо краска эта - самая дешёвая в производстве, делалась  на основе минерала, содержащего железную руду. Отсюда и красный цвет. Кроме того эта краска предохраняла брёвна стен от гниения. По случаю праздника и выходного большинство домиков было закрыто, но кое-куда зайти мне удалось. Первым на моём пути был дом крестьянина-бедняка. Выкрашенный в традиционный красный цвет он напоминал, однако, среднерусский крестьянский  дом "на две светёлки". Две избы, разделённые сенями.  Похожие дома мне встречались в Тверской области - в Максатихинском и Бежецком районах. Как и в России одна половина была "чистая", а вторая "чёрная". То-есть - парадная и повседневная. Даже расположение очага было как в России - у стены справа от входа. Только у шведов очаг открытого типа, а у нас в России русская печь относится к очагам закрытым. А ещё - я, входя, бессознательно искала в домах "Красный угол". Божницу. Святых. Образа. Ну не было их там! Даже распятий на стене не было! Странно. Может, у них так принято?
        В следующей усадьбе снова встретила схожую с Россией постройку. Это был двухъярусный амбар, по-шведски, "loft". А точнее - "клеть" по-русски. Двухъярусная постройка с галереей-балконом наверху была известна и в России. А точнее - в Поволжье. В Северной России - расположенной на широте Стокгольма, или около того, двухъярусные хозяйственные постройки объединяются с жилыми под одной крышей, образуя комплекс "дом-двор". Следующая усадьба напомнила западнорусские губернии - а точнее - Белоруссию. Там распространены глухие дворы-каре, с выстроенными по периметру хозяйственными постройками глухими воротами, хотя в том же Поволжье, проездом этим летом, я видела нечто похожее - в Удмуртии и Чувашии. Очевидно - климатические условия схожи. Шведские берега омывает Гольфстрим - эта "батарея парового отопления" всей Европы, а до северной России тёплый воздух не доходит. Поэтому на широте Стокгольма в Архангельске зимой -30. Отсюда и крытые дворы, объединённые с жилыми постройками. Итак, во многих постройках просматривалось сходство с русской деревянной архитектурой.

      А ещё - я впервые услышала, как орут павлины. Именно орут. Как кошки драные. Я и подумала сперва, что это в зверинце кошка какая-то орёт. Оказалось - нет. Павлин-мавлин. Они там по острову свободно гуляют. Кроме музея деревянного зодчества на той же территории расположен зверинец-"Юргортен". И на многих фермах- музейных экспонатах содержат настоящих животных - коз, овец, коров, свиней.
- Лучше б ты, паразит, хвост распустил! - сказала я в сердцах павлину.

       В Скандинавии, как и в Прибалтике, преобладал хуторской тип хозяйства, в то время, как в России основным был общинный. Объяснялось это, видимо, недостаточностью хорошей пахотной земли. В России, правда, тоже хорошей земли было маловато, но у нас до 17-начала 18 века существовало подсечно-огневое земледелие, а для него нужно много рабочих рук. В Европе, и Скандинавия не исключение, большинство лесов свели уже к 14 веку. А ещё - у меня появилось стойкое впечатление, что декорации к второй части "Властелина Колец", а именно - к Рохану и его столице искали именно в Скансене. Уж очень архитектура похожа.

     Всего мне удалось побывать в трёх домах. Был ещё саамский чум, но в него мне даже заглянуть не удалось - туда мгновенно ребятня набивалась. Саамы - это древний народ, живущий на территории нескольких сопредельных государств: России, Финляндии, Швеции и Норвегии. А кроме того - на территории музея намечался какой-то фольклорный праздник и народу было множество. На полянке посреди парка уже установили майский шест, а вокруг него собирались устроить бег на ходулях. К тому времени фотик у меня совсем разрядился, а я сама несколько подустала и уже подумывала - а не пойти ли к выходу? Поснимав ещё немного на телефон, я добрела до ближайшей лавочки и села отдохнуть. Погода была как по заказу. Включив для поднятия духа "Катюшу" в МР3 на телефоне, я выбралась из музея и, пройдя по парку, вышла к мосту, за которым был Гамластан - Старый Город. Идти мне надо было туда. Автобус, как нам сказала гид,  будет нас ждать  у Королевского Дворца. Ещё в Питере Света мне объяснила, как найти Королевский Дворец, где обычно стоят экскурсионные автобусы и как туда добраться от Скансена. Это просто - надо всё время идти вдоль набережной в сторону Стеклянной Колонны - это самое высокое сооружение в центре города. Я потом повернуть налево и идти по улице Королевы, или Дроттинггатан. Что я и сделала. Ещё были сувенирные лавочки И большой круг вокруг дворца по узким улочкам старого города... Ноги устали, фотик разрядился окончательно... затылок ломило от обилия впечатлений.

   А ещё мы в Стокгольме сбили с пути истинного очень респектабельную японскую пару. Почему-то принято считать, что все азиаты на одно лицо. Но вот японцев лично я узнаю сразу. Не знаю, как и по каким признакам, но вот посмотрю - и сразу ясно - японцы. Туалет в Стокгольме стоит 5 крон. Это одна монетка такая, размером с наши 5 рублей. Гид нам дала её, чтобы мы по-быстрому сходили. Но наш человек везде очередь создаст. Вобщем, мы приладились все за одну монетку в туалет ходить. Опускаешь её в прорезь, дверь открывается. Заходишь, делаешь свои дела, а потом, на выходе, другой дверь перехватывает, чтобы она не закрылась, и заходит. И вот так мы стоим в очереди, заходим "на холяву". И за нами пристраиваются японцы. И быстро просекают нашу хитрость, но не возмущаются.
-It's sweet russian word - "holyava"! - объяснила я японке.
Она была в восторге. И всё повторяла:
- Хориява! Хориява!
Туалеты, кстати, у них грязные. Хуже, чем у нас. А ещё - возле дворца бродили шведские ханыги, ничем не отличимые от наших бомжей. Представьте себе этих типчиков на Красной Площади, или возле Смольного... Да их сразу же под белы рученьки и в "воронок". А тут - бродят вокруг дворца - и хоть бы хрен. И тут же туристы, королевские гвардейцы шаг печатают при смене караула...

     Что ещё запомнилось? Старый город. Очень экзотично для русского глаза. Улочки-кишки. Самая узкая улица в мире, шириной меньше метра. И там люди живут! При мне открылась дверь, вышел швед с ребёнком - мальчиком лет 7-8, и куда-то пошёл.
Дворик финской церкви. Там сидит "мальчик, смотрящий на луну". Тот самый, которого все по головке гладят. Только гиды разные варианты легенды рассказывают. Наша гид сказала, что если мальчика погладить по голове - то исполнится желание, а другая гид, - что вернёшься в Стокгольм ещё раз. Хм. То, что я ещё вернусь туда - это не обсуждается! А вот насчёт загаданного желания - исполняться не спешит.
Ещё - парк аттракционов на том же Острове Музеев. Настоятельно советую посетить. Я не была, но наши, которые после экскурсии на корабль "Васа" туда пошли, - были в восторге. Ещё - советовали на стокгольмском метро прокатиться и сравнить с нашим.
 Ещё - полюбоваться видом на Гамластан с Южного острова и пройтись по Слюссену - кварталу, соединяющему Гамластан и Сёдер. Южный остров тоже заслуживает отдельного внимания, но у меня не было времени его посетить. Слюссен тоже прекрасен. По-шведски это значит "шлюз". И прогуляться в скверике перед Ратушей. Зайти и в саму Ратушу. Вообще - в Стокгольм надо приезжать на несколько дней, что я и сделаю когда-нибудь. Но уже не одна, а с мамой и с кем-нибудь из детей и с мамой.

        Паром уходил в 20-00. На этот раз мы плыли не на "Селии", а на "Викинг-лайн". И "Викинг" мне больше понравился. Более уютный. Каюта такая же - ниже ватерлинии, с санузлом. Но при этом - окрашена в тёплые тона. И на столике для всех пассажиров - 4 конфетки, что тронуло. "Селия" более пафосная.
И названия паромов у них какие-то созвучные: "Изабелла", "Аморелла", "Арабелла"...
Одурелла))))) 

     И снова я снимала закат с верхней палубы. Телефоном. Потом фотки доводила до ума в фотошопе.

    А утром мы были уже в Турку. Оставался последний номер программы - Порвоо. В Турку спешно ликвидировали последствия Вальпургиевой ночи, которая в Скандинавских странах - национальный праздник. Глядя на толстый слой всяческого мусора, покрывающий городские улицы, сосед сзади задумчиво сказал:
- Наша Дворцовая после выпускного чище.

    Не знаю, как кто, я лично езжу за границу с целью "мир посмотреть и себя показать". А жить я могу только в одном месте - в Питере. Вот такая я неконвертируемая.
Про Порвоо брат сказал:
- На Вологодскую область похоже. Такие же деревянные домики с наличниками.
  Не знаю. Особого сходства с Вологодской областью я не заметила, а вот в Турку тоже такие домики были.

        Порвоо, как и все остальные финские города, так же был основан шведами. И назывался он Борго. Порвоо - это финнизированное шведское Борго. И это - второй по старшинству город в Финляндии. А ещё раньше этими землями владели новгородцы. И жившее на этом месте финское племя емь платило им дань.
Именно в Порвоо в 1810 году Александр I объявил о вхождении Финляндии в состав Российской Империи на правах Великого Княжества Финляндского с предоставлением самой широкой автономии. Финнам разрешалось иметь свой орган самоуправления - Сейм, свою валюту - финскую марку, ходившую на территории княжества наравне в рублём, финскому языку даровался статус государственного.
   В Порвоо и вправду было что-то такое... наше. Дворики, очень похожие на дворики наших провинциальных городов. В одном я увидела сушащийся на заборе ковёр и это было прямо как привет из России. Точно, как Вологда какая-нибудь.
   Порвоо был последним номером программы и мы все, помятуя наше ночное стояние на границе, уже "били копытом". А если учесть, что туристских автобусов в городке скопилось штук 6... И в Порвоо я тоже ещё приеду. Как-нибудь.

     А потом мы неслись к границе и проскочили её на "третьей космической" скорости.
Когда мы въехали под шлагбаум с надписью "Российская Федерация" весь автобус зааплодировал.
     На эти праздники было какое-то "мамаево нашествие" наших))) И в Хельсинки, и в Стокгольме в толпе то и дело слышалась русская речь. Меня это не напрягало - в крайнем случае - было бы у кого дорогу спросить. А вот стояние на границе 8 часов - это уже хуже. Финны сориентировались и открыли дополнительные окошки на погранпункте. Вобщем, вместо заявленных 11 вечера дома я уже в 9 была.