Величие Марии Медичи

Медведев Дмитрий
Смерть Генриха Наваррского: http://www.proza.ru/2012/07/24/922


Последняя комната была обвешана триптихом, и картины побежали по залам дворца в обратном направлении, вернувшись в стандартные размеры. И первой среди них стала «Взятие Юлиха», на заднем фоне которой изображен город, окруженный конницей и шатрами маршала де Шатра.

На переднем же плане планировалось изобразить белого жеребца совершенной красоты, который, устремив к зрителю два средних пальца*, горячась, встает на дыбы, а длинная распущенная грива взвивается на ветру, выбиваясь из перьевого султана на голове. Но по наброску Мария могла бы вписаться только с видом «ой, сейчас как упаду», и пришлось коняку поставить на лягушки**, а жабе сверху отдать золотую попону вместо плаща и водрузить пернатую султану на распущенные космы, чтобы Победа, возлагающая венок, оправданно осталась на той же высоте.

У Рубенса на большинстве картин данной серии Победа показана, как неотъемлемая спутница королевы, однако Марии все давалось само: богатство семьи, слава жениха, власть после смерти мужа, и победительницей она не была. Даже в этом единственном моменте, где французы одержали победу во время ее непосредственного правления, основную работу сделали нидерландские войска. Однако с гордым видом хозяйки положения, оперевшись на жезл военачальника, Мария выполняет волю покойного мужа, щедро даря протестующий Жулье*** протестантскому жулью, о чем трубит Слава и символизирует стоящая одесную Щедрость с подаяниями в одной руке и помурлыкавшим львом - в другой.

Спустя четыре года после этой победы, Людовик достигает совершеннолетия и обретает формальное право занять престол. Но кто же ему даст? Сильнейшие фигуры на стороне матери оплачивались золотом олигархического семейство Медичи и обворовавшего страну ненавистного всеми первого фаворита Кончини. Армия и духовенство опасалось что-то менять в данном укладе, по которому Франция катилась к финансовому краху. Сторонние миротворцы творили с миром что хотели, и не было героя с автоматом, который разрядил бы обстановку. Но Рубенсу надлежало своей кистью переписать историю в угоду властьимущим. И он создает «Совершеннолетие Людовика XIII» с надуманной трактовкой, невольно отображая намеки на реальную ситуацию.

Итак. На полотне молодому королю, мать его... то есть, его мать формально передает бразды правления. Хотя технически тот сам захватил власть спустя три года, а родительницу сослал в Блуа, в котором всего четверть века назад скончалась двоюродная бабка королевы - Екатерина Медичи#. И по изображению Людовика не похоже, что он получил руль с чьего-то разрешения. Умеренность спускает паруса под руководством центральной фигуры - Франции, поскольку с новым королем движущей силой корабля будет не ветер перемен (Удача), а четыре добродетели: Сила, Мудрость, Правосудие и Согласие##. Ну наконец-то страной не будет править французский Авось.

Хотя, если посмотреть под другим углом, то можно трактовать символику иначе: ветер в голове королевы окончательно запутал Францию, и парус прогресса стал бесполезен. Лишь благодаря Умеренности реально снова распутать ситуацию и продолжить движение - пожелаем же ей Удачи (ветра перемен). Управление отдано Силе - она не гребет, а заменяет своим веслом руль, что полностью соответствовало действительности. Мудрости все побоку - она даже не напрягается, и ее весло идет наперекор Правосудию и Согласию. Последние же сидят с видом «как же меня все достало», и по положению весел очевидно, что они и не гребут вовсе, а только делают вид. И ни одному из персонажей бабского корабля нет никакого дела до того, что там впереди. Даже сама Франция стоит спиной к носовой части - ее печальный взор устремлен в прошлое страны, где она была великой державой.

Обмен принцессами: http://www.proza.ru/2012/08/12/1198


* У лошадей в копыто эволюционировал третий (средний) палец.
** Лягушка - треугольная мягкая часть подошвы лошадиного копыта
*** Юлих во французском произношении - Жулье
# Интересный факт, что второе ее имя было Мария, мужа тоже звали Генрих, а одного из сыновей - Людовик. Екатерина, как и Мария пережила своего мужа и полноправно занимала французский престол.
## Символы добродетей изображены на щитах в том же порядке: Лев, Змея, Весы, Кадуцей