БОГ Державина

Юрий Анников 2
Не помню, кто точно, но явно авторитетный автор (А. Мень или А. Кураев) - высказал мнение, что стихотворение "Бог"  Г. Державина является непревзойдённым поэтическим произведением на тему о Создателе!
Разумеется, допушкинский язык воспринимается сегодня непривычно, с трудом. Но лишь вначале чтения. Старославянский русский язык при всей своей «тяжеловесности», – изначальный, кондовый. И даёт возможность ДОМЫСЛИВАТЬ неизречённое!
Да, так уж случилось, что наши предки не несли истоки классических знаний. Это стало стезёй других древних народов, живущих в более благодатной природной среде.
Эти иные народы подарили миру Аристотеля, и его определение Бога, как разума, который мыслит сам себя. Чётко, удивительно ёмко!

Но суровые условия жизни северных народов, скажем, наших поморов, порождали КРЕПОСТЬ ДУХА, который ныне нам недостижим! Это были былинные герои жизни!
Каждое семя любит свою почву. В нашем народе проросли семена византийской веры в Бога. Может быть потому, что именно эта вера основное внимание уделяет ДУХУ?! Ведь именно Святой Дух является одной из трёх ипостасей понимания Бога нашей верой.

Поэзия в первую очередь несёт в себе чувственный, духовный образ! Вот и понимание Бога требует не только аристотелевскую чёткость (позволяющую ОФОРМИТЬ мысль!), но и поэтическое проникновение в сущность Образа (позволяющее почувствовать Его ДУХ)!

Близость Гаврила Романовича Державина к старославянскому осмыслению Бога, как духовной сущности, возможно, и явилось причиной непревзойдённости поэтического проникновения этим поэтом в образ Бога. Поэтому можно сказать, что это стихотворение – является примером понимания Бога НАШИМИ ПРЕДКАМИ.
Итак, сначала прочтём текст этого стихотворения, написанного в 1784 году.

           БОГ

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх Лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог!

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет,
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоём величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь,
И смертию живот даришь.
Как искры сыплятся, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звёзды в безднах под Тобой.

Светил возжённых миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры
Перед Тобой - как нощь пред днём.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, - и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь буду точкою одною;
А я перед Тобой - ничто.

Ничто! - Но Ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт,
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! - Но жизнь я ощущаю,
Несытным некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь - конечно, есь и Ты!


Ты есть! - природы чин вещает,
Гласит моё мне сердце то,
Меня мой разум уверяет:
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной


Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб; я червь - я бог!
Но будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл? - безвестен;
А сам собой я быть не мог


Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель!
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Моё бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие Твоё!

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной радости теряться
И благодарны слёзы лить.


А теперь попробуем каждый из одиннадцати стихов (или правильнее строф?) осмыслить по-современному, вникая в державинский Образ Бога.

1. «О Ты, пространством бесконечный»
 Бог существует везде, в любой точке пространства. 
Порождаемая Им жизнь существует благодаря общему движению всего вещества.
Бог «превечен», то есть, Он был до возникновения самого времени!
Бога нельзя вообразить как некое Лицо. Он – триединая совокупность Отца (Создателя?), Сына (Любви?) и Святого Духа (Жизни?). Возможно, это следует понимать как триединство  Создателя, созданной им Жизни и Его Любви ко всему созданному!
С другой стороны, Бог един и находится всюду. Он не является ПРИЧИНОЙ чего-то. Он Сам порождение всех причин! Его нельзя постичь разумом. Он – Всё во Всём! И этим всё сохраняет.
(Из словаря: «зиждет» - значит основывается, строится).

2. «Измерить океан глубокий»
Бог не сопоставим с числом и мерой. Он породил  Духовный Мир Своей волей и  Словом. Этот Духовный Мир (мир ангелов) «просвещён», то есть, он обладает разумностью большей, чем человек (согласно Закону Божьему, который, конечно же, изучался поэтом). Но даже ангелы не могут постичь судьбу Божью. Тем не менее, мысли позволено (а, возможно, и обязывает её) возвыситься к Богу. Но, являясь от такого приближения на пределе своих возможностей, мысль НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ, зафиксироваться, хотя бы потому, что она, приблизившись к Богу, интенсивнее живёт, всё время обновляется, пульсирует в движении. И – исчезает, «как в вечности прошедший миг»!
 
3. «Хаоса бытность довременну»
 До того, как возникло само время, не существовало ничего (все нынешние галактики умещались в одной точке?). Это была ВЕЧНОСТЬ-НИЧТО (бездна). Она была в Боге.
Для возникновения хоть ЧЕГО-ТО, сначала, наверно, нужен Хаос. И, чем больший Хаос вначале, тем большая потом  из него возникает Упорядоченность – противоположность Хаосу.
Бог «воззвал» этот Хаос. (Он проявил свою Волю и сказал «Слово». Произошёл Взрыв. Вселенная начала расширяться). Но так как ВСЁ изначально было в Боге, в расширяющейся Вселенной уже был заложен "Пра-Геном" всех будущих геномов, то есть будущих Законов, последовательностей преобразования Хаоса в Упорядоченность. («Себя Собою составляя, Собою из Себя сияя…»)

4. «Ты цепь существ в себе вмещаешь»
Бог создаёт «цепь» взаимосвязанностей. Разворачивается «Пра-Геном» с главным Законом: ВСЁ во ВСЁМ».  Даже смерть периодически нужна, чтобы всегда рождалась новая жизнь! Солнцы, пылинки инея, звёзды – всё от Создателя!

5. «Светил возжённых миллионы»
…и всё остальное,  от мала до велика - перед Богом – «как нощь пред днём».

6. «Как капля, в море опущена»
Здесь поэт подходит к главному вопросу человека: «И что перед Тобою я?»  Ничто?

7. «Ничто! - Но Ты во мне сияешь»
Да, в сравнении с Твоим величием,  –  ничто! Но (и в этом проявление глубочайшей взаимосвязанности ВСЕГО ВО ВСЁМ) – я тебе нужен! Ты видишь Себя во мне, как в элементарной частице созданного Тобой мира «как солнце в малой капле вод».
И я ощущаю жизнь. Общую и свою. И, ощущая эту жизнь, моя душа, в первую очередь, стремится познать Тебя, («Тебя душа моя быть чает»).
Это – в первую очередь. А сразу после этого?  А после этого я чувствую Твой приказ  к моему разуму  «вникать, мыслить, рассуждать…» И первый вывод, к которому приходит человек думающий, (не вслух, а про себя!) должен быть: «То, что я есть, означает, во-первых, что есть Ты, Боже, Отче наш!»
Вот она – главная Истина Жизни!

8. «Ты есть! - природы чин вещает»
Итак. И душа и сердце, и разум утверждают меня – человека – что я - Твоя, Боже,  частица. А, значит, и частица всего «естества» вселенной! Мало того. Человек - это связь в цепи всех существ, в том числе и существ  духовных - ангелов. Что это значит? Может быть, то, что лишь человеку позволено осмыслить всё это? Но, Боже, какая же это ответственность?! С другой стороны, без ответственности – я не смогу достичь своего предела – стать образом и подобием Твоим? Наконец, ещё одна догадка: возможно, и во мне существует некое триединство: необходимость объединять своё понимание мира душой, сердцем и разумом!

9. «Я связь миров повсюду сущих»
И вновь и вновь я возвращаюсь к желанию познать себя: царь я или раб, червяк ли или бог?
Ответ, очевидно в том, как я распоряжусь своей жизнью, чего постараюсь достичь? Как решу задачу «свободы выбора», поставленную Богом перед каждым человеком. Срок решения этой божественной задачи – моя жизнь в реальном мире. Далее будет экзамен. И решение Неба : благословить мою душу на жизнь вечную, либо услышать безысходное: «Уйди! Я не знаю тебя».
(Из словаря: «сущий» - означает существующий, истинный).

10. «Твоё созданье я, Создатель!»
Но познание себя нераздельно с мыслями о Боге, как источнике жизни, подателе всех благ (читай молитву к Святому Духу)! И вдруг поэт находит новое определение Бога как «Душа души моей»!
Вот оно: совершенно иное в сравнении с Аристотелевским пониманием Бога.
Аристотель проник в сущность Создателя мыслью (тоже, кстати, полу-реальным инструментом жизни!)
Поэтическое предчувствие Державина – использовало инструмент духовной жизни!!
«Душа души моей»! Нечто непостижимое в реальности, возведённое в столь же непостижимую степень! Это возможно только предчувствию поэта!
«Душа души моей»! И сразу новый вопрос: как могут вновь объединяться  душа человека и Душа Бога? Поэту легко ответить и на этот вопрос, ведь он изучал «Закон Божий»: «чрез смертну бездну»!
Вот что значит, не отвергая Опыт предков, двигать свое миропонимание ДАЛЬШЕ!

11. «Неизъяснимый, Непостижный!»
В последнем стихе поэт пытается понять, как же человеку «славословить должно»  Бога в жизни земной? Очевидно, что этот способ тоже должен быть каким-то полу-реальным?
Мы, люди 21 века стараемся проявление эмоций сдерживать максимально. В 18 веке это не считалось столь необходимым. Всё великое просто! Поэтому, возможно, ОЧИЩАЮЩИЕ СЛЁЗЫ и являются этим полу-реальным способом связи, когда человек пытается «коснуться мыслью Бога» в своей молитве!

А если современный человек отвык от такого способа, и надо искать свой, не забывая посыла Г. Державина : «вникать, мыслить, рассуждать…». Объединять Миф, логику и современные знания?!