Соколы, почему так плохо летаете? 5

Станислав Графов
Хочется добавить, что «Харрикейн» это истребитель США, что состоял на вооружении      Королевских Румынских ВВС. Именно на таком самолёте, если помните, лейтенант Агачи «лупил большевичи». Америка и Италия продали диктатору Антонеску и королю Михаю свои истребители и бомбардировщики, хотя и тот и другой ещё до пакта Молотов-Риббентроп, а также присоединения к СССР Бессарабии и Буковины откровенно заявляли свои претензии на Одессу и Крым. Утверждали, что, так  как румыны – потомки древних римлян, то и запросы у них должны быть ещё те. Итог этих запросов известен. Король Михай при попытке провести сепаратные переговоры с СССР в 44-м пал от руки убийц. Антонеску арестовали в ходе восстания населения в Бухаресте. То, что за этим восстанием стояли наши разведорганы, сомнения нет. Однако авторы уверен, что в физическом уничтожении маршала и диктатора Королевской Румынии последние были заинтересованы так же, как в присоединении самой Румынии к югу СССР. Скажем, к Украине…

   Чтобы    не томить читателя и приступить, наконец, к анализу истинных причин  поражения ВВС РККА в начале войны, приведу такой документ. На мой взгляд, он красноречивей всего скажет о случившейся катастрофе, которой могло и не быть. Если бы… Итак, из донесения заместителя начальника 3-го Управления НКО (военная контрразведка) СССР Ф.Я. Тутушкина от 8 июля 1941 года:

«Перебазировка на другие аэродромы проходила неорганизованно, каждый командир дивизии действовал самостоятельно, без указания ВВС округа посадку совершали кому где вздумается, в результате чего на некоторых аэродромах скапливалось по 150 машин…

   …Маскировке аэродромов до сих пор не уделяется  внимание. Приказ НКО по этому вопросу не выполняется…

   …Экипажи, оставшиеся без материальной части, бездельничали и только сейчас направляются за матчастью, которая поступает крайне медленно…»

   Каково? Мало того, что в Западном округе ВВС ряд аэродромов не оборудованы зенитками, а их командный состав состоит либо из тупиц, либо из предателей, либо германских шпионов и их пособников! Оказывается, в первой декаде июля уже развёрнуто некое загадочное «перебазирование» трёх истребительных авиаполков. Именно на этих трёх аэродромах, дорогой читатель, и будут расстрелены с воздуха до 800 самолётов. (Вернее будет сказать – получат повреждения разной степени. Хотя в нашей историографической литературе и воспоминаниях иных фронтовиков слышится именно «уничтожены».) Как раз тогда пехотное командование чуть ли не истошно запрашивает командование военных округов (ныне фронтов) – почему наши «соколы» почти не летают? А где же им летать, дорогие товарищи? Вернее, когда?

   Если происходило такое:

«…Наши техники собрали самолёты, мы облетали их, затем прибыл командир полка майор Путивко с шестью лётчиками, чтобы перегнать самолёты на аэродром у Пскова… Немцы приближались к станции Идрица. Мы перебазировались на аэродром Великие Луки, а в двадцатых числах июля сдали самолёты в группу Стефановского и убыли в Москву на формирование…» (31-й ИАП 8-я САД).
   
  И там же:

«…В расположении нашей эскадрильи откуда-то появился командир полка Путивко. (…) Его приказ был краток: «Личному составу полка индивидуально, кто как сможет добираться в Ригу, в штаб округа».

   И никто этого мерзавца или предателя не арестовал, хотя следовало бы это сделать на месте. Значит, тому было препятствие. В лице обритого наголо командующего Западным военным округом генерала Павлова.

   Вот что происходило накануне 22 июня в 122-м истребительном авиационном полку  (ИАП) 11-й стрелковой авиационной дивизии (САД) Западного Особого Военного Округа (Зап ОВО):

   «..К войне мы вроде бы готовились основательно. Но оказались к ней не готовыми. За зиму сорок первого года мы освоили высотные полёты, много стреляли и по конусу, и по земле, начали летать ночью. Десятого мая наш полк перебросили из Лиды на аэродром Новый Двор, что чуть западнее Гродно. На севере граница с немцами была в пятнадцати километрах. Как только мы приземлились, над лётным полем на малой высоте пронёсся фашистский «мессер». Нахально так, даже крыльями покачал («нахально» качают крыльями, когда приветствуют – АВТОРЫ). В ясную погоду с высоты двух тысяч метров мы видели немецкий аэродром, забитый разными машинами (ого!.. значит и наши, и германские аэродромы стояли вплотную к границе – АВТОРЫ). А двадцать первого июня, в шесть вечера, закончив полёты, получили приказ: снять с самолётов пушки, пулемёты, ящики с боеприпасами и хранить всё это на складе.

   Но это же… даже говорить страшно… похоже на измену! Все тогда недоумевали, пытались узнать, в чём дело, но нам разъяснили: это приказ командующего войсками округа, а приказы в армии не обсуждаются…»

   Опубликовавший этот отрывок из интервью Героя Советского Союза Сергеем Фёдоровичем Долгушиным («Красная звезда», 18 декабря 2001 года), что встретил войну в 122-м ИАП, Марк Солонин даже не пытается анализировать дальше. Хотя, по –моему, и без анализа всё ясно: кто-то намеренно ослабляет боеготовность истребительной авиации накануне агрессии. Если этот загадочный шпион не боится отдавать ложный приказ, манкируя командующим Зап ОВО, то спрос всё равно с товарища Павлова. У него в подчинении 3-й отдел НКО! Заметим – накануне войны НКВД был поделён на две части. Появился народный комитет государственной безопасности (НКГБ), в состав которого вошла контрразведка, разведка, госохрана. А военная контрразведка вообще была выведена из чекистского подчинения. Так что своему родному ведомству товарищи краскомы должны были доверять. И вовремя сигнализировать, что скрытый враг, прикрываясь славным именем командующего с бритой головой, разоружает наши доблестные «ишаки». Но не просигнализировали. Почему сопливые асы из люфтваффе расстреливали их «на бреющем». А накануне летали над аэродромом, покачивая крыльями с крестами. Такие вот сложные у ребят отношения…

   Далее, в том же интервью мы находим ещё более удивительные свидетельства о боеготовности ВВС Зап ОВО. Вернее, о полном отсутствии таковой:

   «…Вечером в субботу 21 июня 1941 года нас разоружили: приказали снять пушки, пулемёты, боекомплект и поместить в каптёрки. Я с ребятами своими посоветовался, и мы сняли пушки и пулемёты – мы вынуждены были. А патронные ящики оставили…. Состояние такое – всё равно, что голый остался… Мы спросили: «Кто такой идиотский приказ издал!?» А командир полка Николаев разъяснил командирам эскадрилий (а те в свою очередь нам):  «Это приказ командующего Белорусским военным округом Д.Г.Павлова». Накануне тот приезжал на наш аэродром вместе с командующим ВВС округа генерал-майором И.И.Копцом…»

   Далее, Сергей Федорович рассказывает о некой комиссии из Москвы, что прилетела накануне на Ли-2. «Он так и стоял на аэродроме – немцы в первую очередь его сожгли», - печально шутит Герой Советского Союза. Впрочем, по его словам, комиссия уехала с аэродрома на машине. Загадочную комиссию, что совала нос всюду, возглавлял начальник оперативного управления ВВС РККА. Кроме того, был в ней инспектор ВВС М.Н.Якушин: «со мной летал на «спарке» - проверял».

   Не правда ли, тайны Мадридского двора? Представители главного оперативного управления (ГОУ), что является частью Разведуправления РККА, пребывают в расположение истребительного авиаполка. Причём накануне, когда отдан приказ по всем приграничным округам  - всё и вся привести в боевую готовность! Но мало того, что комиссия не препятствует преступным действиям командующего Зап ОВО Павлова. Она самым вульгарным образом драпает после первого налёта люфтваффе. Хорошенький пример, не правда ли! За такое в любой уважающей себя армии арестовывают и расстреливают по обвинению в трусости и измене!  Измена, по-моему, налицо. Но удивительно другое: авторы, включая Марка Солонина, что «собаку съел» в вопросе авиации, почему-то упорно отказываются видеть шпионский след. Хотя, озвученные данные о поведении генералов и полковником с голубыми петлицами, доказывают как минимум их прогерманскую или пронацистскую ориентацию!

   К этому следует добавить целый ворох приказов из наркомата обороны и генштаба. По указанию Сталина и государственного комитета обороны (ГКО) предписывалось регулярно проводить учения, следить за наличием средств ПВО на аэродромах, маскировать оные и самолёты на них (отсюда убеждённость иных асов Геринга, что в  числе уничтоженных на земле могли быть и макеты самолётов). На большинстве аэродромов, в большинстве авиаполков и авиадивизий так и было. И зенитки оказались в наличии, и расчёты к ним, и боеприпасы вовремя подвезли. А клинья вражеских бомбовозов и пикировщиков (единственная эскадрилия «Ю-87» была на Украине) с истребителями встретили дежурные «звенья». И сразу же нанесли неоперившимся «рыцарям неба» сокрушительные удары из крупнокалиберных пулемётов Березина (УБС), пушек ШКАС, что разрезали «мессеры», «юнкерсы» и прочих крестовых на куски.

   Кстати, вот как описывает боевые возможности наших истребителей Сергей Фёдорович Долгушин:

   «…Самолёты И-16 которые мы в полку получали, были 27-й и 24-й серии с моторами М-62 и М-63. Буквально все они были новыми машинами, причём у каждого лётчика: 72 самолёта – 72 лётчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налёт в часах у всех был большой, и лётная подготовка пилотов была сильной. Я начал войну, имея налёт 240 часов, и это – за 1940-1941 гг. Летал – высоту освоил, строй, маршрут, ночь… Мы летали чуть ли не каждый день, ну. В воскресенье был выходной а в субботу – летали… Ведь И-16, когда им овладеешь, - машина хорошая была! Догонял он и «Юнкерс-88», и «Хейнкель-111» (правильно произносить «Хеншель» - АВТОРЫ), и «Ю-87», конечно, все расстреливал. Драться, конечно, было сложнее с «Мессершмиттами», но всё равно за счёт манёвренности можно…»

   Не вдаваясь в подробности, скажем: максимальная скорость «мессера» - 500 км/ч. «Ишачок» (И-16) не уступал ему, хотя выдавал 470 км/ч. Причём по манёвренности, благодаря консолям крыльев, даже превосходил. Но это только -  на горизонтальных виражах. Дело в том, что Bf- 109 и И-16 являются самолётами с разными характеристиками двигателей. На первом – двигатель жидкостного охлаждения. Отчего нос у него вытянутый, имеет знаменитую сплюснутую с боков форму, что напоминает силуэт акульей головы. (Многие лётчики третьего рейха малевали по фюзеляжу акульи пасти и прочий зверинец.) А И-16 имел мотор воздушного охлаждения: в виде многолучевой «звезды» у него располагались по краям поршневые цилиндры. Нос у «ишачка» поэтому был плоский. И на вертикалях «мессер» переигрывал наших ребят. Те быстро изматывались, получали аэродинамические перегрузки. У них начиналась своего рода, кессонная болезнь лётчика,  под названием «очи чёрные». Попробуйте покрутиться, как в детстве, на туго закрученной качели, подвешенной к дереву. Узнаете, как быстро темнеет в глазах и, нарушается координация: отказывают двигательные функции и начинается потеря реальности происходящего. Для того чтобы научиться выносить эту «кессонную болезнь», лётчикам нужны специальные занятия на тренажёрах. А Павел Рычагов, небезызвестный своим лозунгом по поводу «фигурять» был категорически против. В результате есть факты и очевидцы того, как наши И-16, погнавшись за «мессерами» на вертикали, срывались и падали. Лётчиков-сержантов не обучали таким манёврам.

   Таким образом, причины разгрома нашей авиации – не в повальном расстреле, как на манёврах, с воздуха. Такого просто не могло быть! Причина, в откровенных диверсиях вражеской агентуры и её пособников. Особенно это наблюдалось в трёх истребительных соединениях Западного округа, где не было  зениток и накануне, игнорируя приказы ГКО, были разоружены самолёты. Именно там наши «соколы» понесли чувствительные потери – 800 повреждённых (авторы настаивает на этом определении!) самолётов. Трагедия разыгралась после. Когда доморощенные 18-20 летние асы люфтваффе, возглавляемые оберстами и оберст-лейтенантами в 30-40 лет, обломали первые зубы в атаках на подготовившиеся к оным аэродромы, потеряли до 500 повреждённых самолётов, вышел предательский приказ о «перебазировании» истребительной авиации на дальние аэродромы». В результате этого панического бегства с ведома (или по приказу!) начальника генштаба Жукова было брошено 5 240 самолётов. Именно эту цифру составляет так называемая «неучтёнка», представленная в отчёте по начальству офицером из штаба ВВС Красной Армии полковником Ивановым. Отчёт был составлен к 31 июля 1941 года. А пресловутая «операция» началась с 10 июля. А всего, как мы знаем, самолётов в  приграничных округах было около 8 000. Вот и считайте…