Соколы, почему так плохо летаете? 4

Станислав Графов
Вот эти свидетельства, что  повествуют о воздушных боях над Белоруссией (Западный военный округ),  взяты из сайта «Восточный фронт» (раздел: «Победы советских лётчиков» -22.6. 41.):

«После первых ударов боеспособность сохранил только 123-й ИАП. Основным аэродромом полка был Именин, но довольно часто упоминается Стригово, что в нескольких километрах от границы. Возможно, там базировалась дежурная эскадрилья к-на Савченко. Еще одно звено во главе с зам. командира полка к-ном Можаевым находилось в засаде в 4 - 5 км севернее Бреста. Как и два предыдущие полка, 123-й не имел зенитного прикрытия, но все же маскировка и рассредоточение позволили избежать полного разгрома. В предвоенных планах намечалось перевооружение полка на Як-1, но 20 новых машин бригада с саратовского авиазавода собрала только 19 июня. Параллельно сборке шло изучение новой техники. Руководитель бригады И.В. Кислов впоследствии вспоминал, что собранные ими Яки не имели вооружения, к тому же из тыла не завезли высокооктановое топливо. Поэтому полеты на них не производились. Однако это несколько противоречит показаниям комдива Белова. Он утверждал, что 21 июня пробные полеты на Як-1 совершили майор Б.Н.Сурин, к-н Можаев и инспектор дивизии. Кроме того, Б.Н.Сурин сделал на Яке один боевой вылет 22 июня на разведку переправ через Буг.

   Но все же войну полк начал на И-153. И с первых минут агрессии его пилоты завязали бои над Брестом и Кобриным. К 5.00 утра Б.Н. Сурин уже имел личную победу - сбил В1-109. В четвертом боевом вылете, будучи тяжело ранен, он привел свою "чайку" на аэродром, но посадить уже не смог. Очевидно, умер в кабине при выравнивании... Борис Николаевич Сурин провел 4 боя, лично сбил 3 германских самолета . Но это не стало рекордом. Лучшим снайпером дня оказался…(так в тексте! – АВТОРЫ)  Около восьми утра четыре истребителя, пилотируемые к-ном М.П.Можаевым, л-тами Г.Н.Жидовым, П.С.Рябцевым и Назаровым, вылетели против восьмерки "Мессершмиттов-109". Взяв в "клещи" машину Жидова, немцы подбили ее. Выручая товарища, Можаев сбил одного фашиста. Жидов поджег второго . Израсходовав боекомплект, Рябцев таранил третьего противника. Таким образом, в этом бою враг потерял 3 машины, а мы одну. В течение 10 часов пилоты 123-го ИАП вели тяжелые бои, совершая по 10 -14 и даже 17 боевых вылетов. Техники, работая под огнем противника, обеспечивали готовность самолетов. За день полк сбил около 30 (по иным данным более 20) самолетов противника, потеряв в воздухе 9 своих. В числе наиболее отличившихся: старшие политруки Корчагин и Сиротин, к-н Савченко, л-ты Завгородний и Шулик . К исходу дня аэродром Стригово северо-восточнее Бреста был занят противником, и остатки полка (к 14.00 оставалось 15 исправных машин ) перебазировались на площадки близ Пинска. Сложность обстановки иллюстрирует записка зам. ком. полка к-на Савченко: "Штаб 10-й СмАД эвакуировался не знаю куда. Сижу в Пинске, возглавляю сборную группу истребителей. Вчера, 22.06.41 г. провели 8 воздушных боев, сбили 7 бомбардировщиков, 3 Me-109, 1 разведчик. Сам я участвовал в бою над Пинском и сбил 2. Сегодня (23.06.41 г.) группа сделала 3 боевых вылета. Жду указаний, как быть дальше».

  И снова мы видим всё те же причины:  на иных аэродромах нет прикрытия из зенитных орудий и пулемётов. Именно там достигается наибольший успех мальчишками из люфтваффе. Они действуют против советских «ишаков» (И-16) и «яков» (Як-1) примитивно: берут в «клещи». Уничтожают «кинжальным огнём». То есть против одной-единственной машины, которую по всем признакам ведёт неуверенный либо неопытный пилот, сосредоточен огонь сразу нескольких «мессеров». Большинство советских истребителей (даже биплан И-153, прозванный «Чайкой») вооружены парой крупнокалиберных пулемётов  (12,7-мм) Берёзина. На дистанции  200 метров УБС способен пробить 20 мм броню. А это (!) превышало бронезащиту большинства танков третьего рейха. Даже PzIII и  PzIV. Последний без 30 мм «бронеюбки» (надстройка, опоясывающая пространство между корпусом и башней), имел фактическую толщину бронелиста – 17 мм. А что говорить о 20-мм пушке ШВАК… Ей были оснащены Ил-2, СБ, а также модернизированные И-16 (тип 17, 27, 28). Причём, наши истребители этих типов имели на вооружении две пушки ШВАК 20-мм, а также два пулемёта ШКАС 7,62-мм. Их секундный залп был равен 3, 14 кг.  Тогда как большинство «мессеров» (Bf-109 E-3, Bf-109 F-4) имели в своём распоряжении парочку пулемётов MG-FF калибра 7,9-мм. А автоматические пушки в количестве двух (20-мм MG –FF) той же фирмы  были установлены лишь на Bf 109 Е-3, что исчислялись сотней. Их секундный залп равнялся –2, 46 кг, что, согласитесь, приятно для гордости великороссов. А «символ блицкрига» Ju 87, что был представлен всего 300 машин, вооружался в лучшем случае парой пулемётов «маузер» 7,9 мм.  Либо, в начальных версиях, всего одним – на задней турели кабины. Что и как из него могли поразить, остаётся вопросом даже для меня, не сведущего глубоко в авиации.

   Кроме того, приятным сюрпризом является «молодой летчик Иван Калабушкин: на рассвете он уничтожил два Ju-88, ближе к полудню - Не-111. А на закате жертвами его юркой "чайки" стали два Bf-109!  В том же вылете, засмотревшись на горящий 109-й, он пропустил атаку противника и надолго выбыл из строя . С такой эффектной пальбой по «крестовым тузам» и прочей нечисти, которой были размалёваны хвалёные асы Геринга – как не назвать молодого героя снайпером? Снайпер он и есть! Лишь «засмотревшись» на подбитый и пылающий Bf 109, он «дал петуха». Обалдуй, конечно. Но с кем не бывает? Наши ребята, во всяком случае, не били за один день 6 самолётов на взлётно-посадочной…

   К концу октября 1941 года люфтваффе потеряет на Восточном фронте 1527 истребителей, что в полтора раза превысит их первоначальную численность.
 
   Не солоно нахлебавшись, улетают на аэродромы румынские и германские бомбардировщики. Речь идёт о Южном фронте. Никаких серьезных разрушений ни Тирасполю, ни Кишиневу, ни Белграду им нанести не удалось. По советским данным было заявлено об уничтожении в воздухе и на земле 36 советских самолётов. «Эти данные, увы, следует считать ориентировочными как из-за фальсификации советских источников, так и в связи с тем, что в этих районах действовали и германские самолёты», - пишет на этот счёт  Александр Широкоград, авторы книги «Битва за Чёрное море». Правда, ничего не известно о том, сколько ВВС Южного фронта потеряли самолётов по румынским и немецким данным. Широкоград эти данные почему-то не озвучивает. Сами румыны заявили о таких своих потерях: 7 бомбардировщиков и 1 самолёт-разведчик. Но впечатляет другое! Уже 23 июня ВВС Черноморского флота  (2 минно-торпедный авиаполк, вооружённый ДБ-3Ф, и 40-й авиаполк, вооружённый бомбардировщиками СБ; оба из состава 63-й авиабригады) произвели три налёта на Констанцу. Бомбардировкам подверглись зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок, аэродром Мамайя и батарея в Тапия. По данным Широкограда был потерян один СБ. В тот же день 6 СБ бомбили склады и транспорты в Сулине. За сутки на Констанцу и Сулину было сброшено 54 бомбы ФАБ-500 (500 килограммовые фугасные авиационные бомбы), 22 ФАБ-250, 90 ФАБ-100 и 336 ЗАБ-2,5 (2,5 килограммовые зажигательные авиационные бомбы).

   «Румыны утверждали, что в течение этих трёх налётов было сбито 8 бомбардировщиков ДБ-3Ф и 8 СБ, - комментирует эти события Широкоград. – Сведения эти явно преувеличенные. Румынский лейтенант Х. Агаричи утверждал, что сбил на своём «Харрикейне» два СБ. Его старший брат – модный бухарестский композитор – быстренько подсуетился и выпустил пластинку (как сейчас говорят, «альбом») с названием «Агаричи лупит большевичи». Когда же «большевичи» пришли к власти в Румынии, оба Агаричи «загремели под фанфары».

   К этому хочется добавить только: и поделом! Александр Македонский конечно герой, но зачем же стулья ломать…

   А вот как описывают сражения в воздухе на южном направлении авторы сайта «Восточный фронт - победы советских лётчиков 22.06.41»:

   «…Потерпев две неудачи подряд и убедившись, что Болгарика - крепкий орешек, немецкое командование предприняло массированный налет, в котором участвовало около 50 бомбардировщиков и 30 истребителей. Бомбардировщики шли волнами с интервалами в 2-3 минуты. Каждую девятку прикрывала шестерка Bf-109. В бой с ними вступил весь полк - пятьдесят И-16. Разделившись на группы, наши пилоты атаковали одновременно бомбардировщики и их прикрытие. Строй противника сразу же нарушился. Было сбито 5 бомбардировщиков и 2 истребителя. В этом бою блестяще показал себя Александр Мокляк. Метким огнем он сбил два Не-111  (или S.M. 81, причем по данным редакции это могли быть только S.M.79 румынских ВВС. Самолеты S.M.81 находились на вооружении ВВС Италии, которые не участвовали в боях 22 июня над территорией СССР), а третий таранил и при этом погиб . Все это происходило между 5 и 6 часами утра]. Так на исходе второго часа войны А. Мокляк стал лидером среди советских пилотов по количеству побед. Всего за день 67-й ИАП уничтожил 16 самолетов противника (есть упоминания о 13 и 14  победах) в 117 боевых вылетах, потеряв 1 или 2 своих самолета . Отличились летчики: Рагозин, Новицкий, Курочка, Ермак и другие.

   Вместе с упомянутым выше 4-м ИАП над Кишиневом сражались пилоты 69-го ИАП, где зам. комполка был один из известнейших советских асов в Испании Лев Шестаков. Полк входил в состав 21-й СмАД и базировался под Одессой. В первый день войны он потерь не понес, а майор Л,Шестаков и к-н Асташкин сбили 3 самолета: 2 Ju-88 были уничтожены над Кишиневом, a Do-215 Асташкин сбил на подступах к аэродрому, одержав свою вторую победу».

   А вот и цифры потерь, что отличаются от данных Широкограда:

   «Общий итог дня на юге оказался плачевным для агрессора. Уничтожив в воздухе и на земле 23 советских самолета, враг потерял 40 своих , хотя эти цифры вряд ли точны: можно говорить о 50 сбитых вражеских машинах. Боевой счет летчиков Черноморского флота открыл мл. л-т М.С.Максимов. Рано утром 22 июня 96-я эскадрилья в составе 16 И-153 и И-16 под командой к-на А.И.Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 румынских бомбардировщиков. Наши летчики сбили 5 самолетов. Кроме М.С.Максимова, личные победы одержали ст.л-т А.П.Борисов, к-н А.И.Коробицын. Два самолета совместными усилиями сбили Б.В.Маслов и А.А.Малиновский ».

   «Итак, ВВС Западного особого округа потеряли 738 самолетов, Киевского - 301, Прибалтийского - 56 и Одесского - 47 (по другим данным 23 или 30). Итого общие потери составляют 1 142 самолета без учета 32, поврежденных на аэродромах в Прибалтике. По В.Бабкину потери наших ВВС составили 1160 самолетов (также встречается цифра в 1200 машин). Из них около 800 было уничтожено на земле, более 300 сбито в воздухе. Весьма любопытно сопоставить приведенные данные с цифрами, появлявшимися в западных публикациях, базирующихся на документах "люфтваффе". Они оценивают наши суммарные потери в 1489 самолетов, включая 322 сбитых в воздушных боях и зенитной артиллерией. Весьма примечательно, что потери в воздухе, заявленные обеими сторонами, практически совпадают. Количество наших машин, уничтоженных на земле, несколько отличается. Здесь, очевидно, правы обе стороны. Советская учитывает только уничтоженные боевые самолеты, исключая из их числа учебные машины, тогда как германская статистика зафиксировала как уничтоженные, так и поврежденные, включая учебные самолеты и макеты.

    Но даже после столь больших потерь ВВС Красной Армии вовсе не утратили количественное превосходство над противником! Только в западных округах у нас все еще оставалось более 8000 самолетов против 4500 немецких и румынских. Преимущество весьма солидное. Если сравнивать только истребители, то наш перевес еще более ощутим. Да, основная масса наших машин уступала по своим характеристикам самолетам противника - об этом много написано. Но как бы не критиковали наши "чайки" и "ишаки", именно на них были достигнуты рекорды результативности! Бесспорно, уступая противнику в скорости, наши "ветераны" имели и свои положительные качества - И-16 типов 17 и 27 по тому времени были вооружены что называется "до зубов'', имея 2 пушки и 2 пулемета. "Чайки", вооруженные крупнокалиберными БС, так же были грозным соперником. Так что принижать значение наших устаревших на то время самолетов и не учитывать их при подсчете баланса сил - значит грешить перед истиной.

   Причины нашего поражения вовсе не в малом количестве и плохом качестве техники, а в неумении ее использовать. При грамотной и эффективной постановке дела советские ВВС были вполне способны не только на равных противостоять агрессору, но и нанести ему сокрушительное поражение. В воздушных боях 22 июня немецкие ВВС, несмотря на внезапность нападения, потеряли до 300 самолетов и еще около 50 были сбиты средствами наземной ПВО (полных данных по ПВО нет, однако известно, что 22 июня 374-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион к-на Ф.С.Демина, прикрывая Ковель, уничтожил 13 самолетов; 509-й зенитно-артиллерийский полк майора В.А. Герасимова над Львовом сбил 11 самолетов) Так что потери противника в воздухе если и не превзошли наши, то были никак не ниже».