Соколы, почему так плохо летаете? 3

Станислав Графов
А в целом до 10 июля люфтваффе потеряли над приграничными округами до 500 самолётов. Вот такая круглая цифра! Учитывая общее количество ВВС Германии (2 с половиной тысячи) на 22 июня 1941 года - потери фантастические. Для сравнения: группировка ВВС РККА приграничных округов (Западного и Прибалтийского) лишилась 1200 самолётов, из которых 800 были уничтожены на взлётно-посадочных полосах.

   Вот выписка из отчёта о боевых действиях ВВС Западного фронта (там, где была уничтожена группа пикировщиков Хитчхольма) от 10 июля 1941 года командующим авиацией Западного фронта полковником Н.Ф. Науменко:

   «В бой с нашими истребителями вступать избегают; при встрече организованного отпора уходят даже при количественном превосходстве на его стороне. На советские аэродромы (так в тексте – АВТОРЫ), где базируются истребительные части, ведущие активные действия и давшие хотя бы раз отпор немецко-фашистской авиации, противник массовые налёты прекращал».

   А это сенсация, дорогой читатель! Вот доклад командующего ВВС РККА генерала Астахова:

   «…за период с 1.7 по 10.8.41 г. частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта уничтожено на аэродромах 172 самолёта (так в тексте - АВТОРЫ) противника. Эти сведения не являются достаточно полными, так как потери, нанесённые военно-воздушным силам противника при ночных атаках, полностью не учтены…»

   Но, может это выдумки и приписки наших «горе-авиаторов»? Но как тогда объяснить вот это. Например, в ходе боев на Украине в июне 1941 г. 11-я танковая дивизия вермахта вышла к городку Острог. Против прорвавшейся танковой дивизии была брошена авиация. В донесении штаба ВВС Юго-Западного фронта говорилось: «В течение всего дня 28 июня 1941 г. ВВС ЮЗФ главным образом действовали по механизированным частям противника, сосредоточенным в районе Острог, Мизочь, Варковичи. Несмотря на то, что в этом районе находились крупные мотомехчасти противника, они были искусно замаскированы, и, для того чтобы их вскрыть, летному составу пришлось летать на бреющем полете. Всего произведено в этот район более 400 самолето-вылетов. Потери: 5 самолетов в воздушном бою. Авиация противника в течение всего дня в указанном районе действовала неинтенсивно. Ввиду того, что мехчасти противника были сосредоточены на небольшом участке, они понесли большие потери». (А.Исаев «Десять мифов о второй мировой», со ссылкой: Лето 1941 г. Украина. Киев, 1991. С. 149 со ссылкой на ЦАМО СССР. Ф.229. Оп.161. Д.150. Л.3.)
 
   Такая высокая интенсивность «сталинских соколов» не осталась без последствий для панцерваффе. Вот как она комментируется в отчёте 11-й танковой дивизии: «Начавшийся среди ночи дождь давал надежду на то, что на сегодняшний день ожидается уменьшение воздушной деятельности русских. Не тут-то было. На рассвете дождь закончился, и сразу же появились советские самолеты, которые непрерывно атаковали части 11-й танковой дивизии, державшей в течение всего дня путь на Острог. (...) Чтобы избежать длительного обстрела с воздуха, танковые экипажи пытались защитить себя таким образом: рыли канавы, по которым потом проезжали их хорошо закамуфлированные танки. (...) Неоспоримо было то, что советский противник, по меньшей мере, здесь, имел абсолютное господство в воздухе (выделено мной – АВТОРЫ)»

    Если помните, именно 11-я панцерная в составе 1-й панцерной группы фон Клейста была позорно бита и бежала с поля боя, оставив в качестве трофеев танкистам Рокоссовского и Рябышева бронетехнику, мотоциклы, автомашины и даже «расстрельный приказ». Последний не приминули опубликовать в советских газетах. Эх, если б так было у всех красных генералов, что возглавляли как механизированные корпуса, так и авиационные соединения! Если бы это взаимодействие с земли и воздуха не прервалось, о чём речь пойдёт далее. На взгляд автора, при всех усилиях вражеской агентуров, трусов и их приспешников в штабах округов и в «поле», противник уже к первой декаде июля понёс бы от ударов одной лишь дальнебомбардировочной авиации трудновосполнимые потери. Учитывая низкую проходимость большинства грузовиков, в числе которых был «круп-протце» и «опель-блитц» (оба типа вязли в песках белорусской низменности, что приводило к остановке колонн снабжения), последние горели бы  вдоль дорог. По ним, как известно, работали также штурмовики Ил-2, а также могли работать и истребители Ил-16, о вооружении которых я поговорю в дальнейшем.

   Вот какие данные о потерях той стороны приводит в своём исследовании «Десять мифов о второй мировой войне» Алексей Исаев:

  «Необходимо также заметить, что массированное воздействие на советские аэродромы было для люфтваффе весьма дорогостоящей акцией. Если бомбардировка войск, железнодорожных узлов позволяла попросту избежать встреч с истребителями противника, то удары по аэродромам были походом в пасть льва, неизбежно приводившим к воздушным боям. Даже в официальной истории 55-й бомбардировочной эскадры в списке потерь в первый день войны с СССР значатся аж 13 самолетов. Семь экипажей погибли или пропали без вести. Большинство «Хейнкелей» эскадры были сбиты истребителями в ходе атаки аэродрома Млинов, став жертвой «И-16» и «И-153» 14-й авиадивизии 5-й армии (той самой дивизии, в которой воевал И.И. Иванов). Еще большие потери понесла 51-я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс». Журнал боевых действий эскадры рисует далеко не радужную картину завершения самого длинного дня 1941 г.: «После посадки последнего самолета в 20.23 во дворце Полянка около Кросно коммондор подполковник Шульцхейн подвел итоги дня: 60 человек (15 экипажей!) летного персонала погибли или пропали без вести, в третьей группе оказались сбиты или получили повреждения более 50% машин».

    К этому следует добавить, что у панцердивизий была, как и обычная, так и зенитная артиллерия. Скорострельные зенитные автоматы 20-мм Flak. 18, установленные на турели. Они способны были эффективно поражать низко летящие цели.  Flak. 18 36/37, своего рода зенитные гаубицы. Именно эти длинноствольные «монстры» калибра 88-мм применялись против КВ, Т-34 на протяжении всей войны. Равно как и против британских «Матильд», Валлентайнов», Крусайдеров», а также тяжёлых танков «Черчилль», про которые сам Черчилль скажет: «У этого танка имеется больше недостатков, чем у меня самого!» Именно эти зенитные пушки назовут «убийцами танков». Причём,  в наличии тех же панцердивизий были самоходные зенитные установки на шасси БТР «Ганомаг», а также Sd. Kfz. 7/1. В их числе – четырёхствольные автоматы 20-мм «Бофорс» (Швеция) и «Эрликон» (Швейцария). В этом случае, авторам так и хочется сказать: нейтралы, мать их… Но, как видим: на интенсивность полётов и бомбометаний, а также ударов из автоматических пушек ШВАК, это мало повлияло.  Последние наносились пикирующими бомбардировщиками Пе-2, а также штурмовиками Ил-2. Вражеские танкисты уже в начале войны закапываются в землю. А что бы было к концу июня 1941 года? Если бы…
               

     А вот пример из другой «оперы». Вспоминает командир 87-го истребительного авиаполка майор И.С. Сульдин:

    «22 июня около 4 часов 30 минут из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: „По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит пограничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность“. Остававшийся за командира полка командир эскадрильи старший лейтенант П.А. Михайлюк поднял личный состав по тревоге. Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей в соответствии с боевым расписанием, а летчики-приемщики из 36-й авиадивизии – у принятых ими 10 самолетов и, в свою очередь, тоже запустили моторы. Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 часа 50 минут с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на „СБ“ командир авиадивизии. Но то был немецкий бомбардировщик „Ю-88“. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных в линию самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста...»

   В данном случае ваш покорный слуга, мягко говоря, удивлён. Так, что уши в трубочку сворачиваются. Ведь накануне (за месяц до начала войны!) всем частям ВВС приграничных округов были розданы специальные атласы с силуэтами германских самолётов. И их лётными, тактико-техническими характеристиками. К тому же германские самолёты-разведчики нередко барражировали над этими же округами, делая фотоснимки. А наши лётчики ПВО, совершая учебно-тренировочные полёты, летели с «мессерами» иной раз крыло к крылу. Да и расчёты зениток, обслуживающих аэродромы, тоже были ознакомлены с лётными характеристиками, силуэтами, а также опознавательными значками германских истребителей, бомбардировщико и штурмовиков. Как же так, товарищи командиры? Как же можно было спутать «Ю-88», даже «плохо видимый в лучах восходящего солнца», со Скоростным Бомбардировщиком (СБ-2)? На подлёте  к аэродрому каждый самолёт обязан связаться по рации с наземными службами: сообщить о своём прибытии.  Тем более, если летит командир авиадивизии. Такова инструкция! К тому же, если окончательно и бестолково уверовать в ноту ТАСС от 4 июня, доподлинно известно: у германской службы Абвер есть множество самолётов, закупленных в других странах. В их числе – наши тоже. И почему на приграничном аэродроме нет ни одной зенитки!?! «Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок»… Как это понимать? Хорошо – не из пистолетов ТТ!  А как вам «оконцовочка» сей повести: «из 10 выстроенных в линию самолётов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах лётчика и ранены два младших авиаспециалиста…»? То есть, сидевшие (только в двух самолётах!) лётчики, как загипнотизированные, смотрели на желтобрюхий, с крестами на крыльях и свастикой на киле «юнкерс». Их ослепил его плексигласовый колпак-кабина. Они продолжали неотрывно смотреть расширяющимися глазами на сидящих в нём четырёх офицеров люфтваффе. Те дружелюбно махали им ручкой. Затем, также дружелюбно, мило улыбаясь, пошли на бреющий, с которого высыпали на головы «сталинских соколов», превратившихся в глупых куриц, 2,5 килограмма осколочных бомб SD 2.