Соколы, почему так плохо летаете? 2

Станислав Графов
Этого и не знали советские «соколы». Они по привычке, заложенной в лётных училищах, ввязывались в упомянутую Хартманом 20-минутную «карусель». То есть начинали бороться со встретившимся им звеном «мессеров». А советские бомбардировщики оставались без прикрытия. Удерживая боевой курс, они летели без изменения. А тут из-за облачных высот на них ястребом падал Хартман на своём Bf 109. Или атаковал сзади те же краснозвёздные «ястребки» и «ишаки», что увлеклись боями на виражах с отвлекающей германской группой. Кстати, желтопёрых юнцов из «гитлерюгенд» именно и определяли в эти отвлекающие группы. Чтобы они, удерживая советские истребители, обслуживали маститых асов в их «свободной охоте».

   Удивительно! Но Павел Рычагов, что, будучи военным советником ВВС при республиканском правительстве Испании, сбивший над Мадридом ни один вражеский самолёт, был накануне войны с Германией противником «фигурять». То есть умения делать замысловатые петли (включая «мёртвую петлю», разработанную ещё в 1-ую мировую нашими же авиаторами), завязывать бои на виражах, тактике «охоты». Он был за ускоренный курс, но в отличие от германских «собратьев», подверг этому обучению всё пополнение в 41-м. Странно, не правда ли? Накануне войны с вероятным противником он держался тактики, нелепо копирующей скороспелую подготовку германских лётчиков! Но тех-то выпускали по всем правилам – навешивая на плечи серебристые лейтенантские погоны на оранжевой подкладке! (Сажали и у немцев за штурвал истребителя унтер-офицеров или обер-фельдфебелей. Но не в массовом порядке – чтобы восполнить «проклятые» потери!) А советских «соколов» выпускали из стен и коридоров ощипанными. Обещали лейтенантские кубари и блага к ним причитающиеся, а достался шиш. Представляете себя на месте женатого или готовящегося к свадьбе парня-выпускника, его девушку-невесту? Как минимум, такой «пассаж» со стороны наркома ВВС Рычагова вёл к ослаблению «ячейки» советского общества. Под названием семья. А максимум – к ослаблению как боевой, так и политической подготовки. Будет ли такой сержантик хорошо сражаться против супостата с крестами? Когда сам живёт в казармах, на общих нарах, куда не притащишь жену и детей? Когда на мозги капают тёща с тестем…

       В этой связи интересны воспоминания  Архипенко Федор Федоровича, опубликованные на сайте «fromirm . Иллюстрации к книгам Суворова»:

“В 1936 году я записался в аэроклуб. Я очень хорошо учился, но время было тяжелое, жил впроголодь - буханка хлеба, картошка и сало. Когда учился в 10-ом классе, одновременно сдавал экзамены в аэроклубе. Это 1938 год мне, значит, было 17 лет. Приехал майор Сидоров. Слетал со мной. Подхожу к нему: "Разрешите получить замечания". Он меня обнял, поцеловал, говорит: "Сколько ни проверял курсантов, а такой чистоты пилотирования не видел". Я подал документы в авиационное училище и в один из дней получил предписание явиться на станцию Березина без сопровождающих. Знали куда нас везут только старшие группы. Помню, остановились в Киеве и нас повели в ресторан покормить. Сколько я прожил, а такого вкусного борща как в тот раз, никогда не ел. Потом опять сели в поезд и вышли уже в Одессе. Начали нас пропускатьпсквозь сито. Самое главное было пройти не медицинскую, а мандатную комиссию. Трясли - нет ли родственников за границей, не из раскулаченных ли. Мне повезло - анкета оказалась чистой, и меня зачислили. Попал во вторую эскадрилью, обучавшуюся на И-16, а в третей летали на бипланах И-15. Мне хотелось только на моноплане летать...

   Приехал Тимошенко - тот еще придурок. Его звали "лучший друг авиации". Во-первых, заставлял прыгать с парашютом не только летчиков, но и технический состав якобы на случай войны. Техники седыми становились. Во-вторых, я еще успел младшим лейтенантом выпуститься, а за мной стали выпускать сержантами. В-третьих, когда нас выпустили, пришел приказ и всех кто не прослужил 4 года обязали жить в общежитии, а это значит стричься под нулевку, ну и для женатых это была трагедия. Кто посообразительнее, те для семей снимал дома в деревнях поблизости. Остальные отправляли семьи домой. А в 1940 стали прибывать с летных школ сержанты, а техников из училищ выпускали лейтенантами. Хохма! Подходит сержант, хотя ему за 20, техник ему докладывает: "Товарищ сержант. Самолет к полету готов. Доложил техник-лейтенант Сидоров!"

   Прибыл я в полк, где были И-153 "Чайка". Хотя я учился на И-16, но вылетел я на них нормально. Прошел боевую подготовку, подготовку к полетам в ночных условиях...

   За три-четыре месяца немцы начали летать над нашей территорией на высоте 6000-7000 м. Утром и вечером. Но только за один день до войны пришла шифровка разрешающая их сбивать. Кроме того, за 10 - 12 дней до войны нам приказали самолеты рассредоточить по границе аэродрома. А то они плоскость в плоскость стояли. Мы вырыли капониры и щели. 22-го июня все были в увольнении. Меня оставили дежурным на КП. В 4 часа я вышел из землянки посмотрел - погода "миллион на миллион". И тут смотрю - группа до 60 самолетов идет с запада. Они отбомбились по нашему аэродрому. Я стоял над землянкой и только пригибался от свистящих осколков, хотя щель была рядом. В этом налете один из бомбардировщиков, или Не-111 или Ю-88 пролетел в 30 метрах от меня. Я увидел, что стрелком радистом летел человек, у которого шевелюра выбивалась из-под шлема - я подумал женщина. И только когда у нас в России появились лохматые, я понял, что ошибся. Во время второго налета я уже сидел в щели. Всего за первый день нас бомбили 4 раза (Ссылка на сайт «iremember») ”.

   Там же опубликованы воспоминания Андреева  Ивана  Ивановича:

«Я с 1923 года рождения. Жил в сельской местности в Башкирии. В 39-м году закончил семилетку и поехал в Уфу учиться в техникум... Год отучился, а на следующий, 1940 год, приезжаем в сентябре месяце на занятия, и к нам приходит летчик из Уфимского аэроклуба. Рассказал про Комсомольский набор и задачу дать стране 5 тысяч летчиков. Все парни пошли на комиссию. Директор был не доволен. Но из 12 человек приняли только 3-их. Остальных отсеяли по состоянию здоровья. Меня освободили в техникуме от учебы. Зиму проучился теории и вышел на полеты в мае месяце 1941-го. Летал на самолет У-2. Конечно, сдал на ГТО, получил Ворошиловского стрелка. Парашютистом стал. 14 июня уже закончился программу. 22 июня в 12 часов нас собрали на аэродроме. Начальник политотдела объявил: "Началась война. Вам дается два дня на сборы, через два дня вы должны быть в аэроклубе на построении". Поехать домой я не успевал. От Уфы за 40 км жила тетка. Приехал к ней. Оставил вещи. Попросил булку хлеба, кусок сала, сменное белье. Прибыли на построение. Перекличка по алфавиту: "Андреев, Азоров и т.д. - сюда становитесь". Другие - в другую сторону. Объявляют: "Кто в этом строю - на бомбардировщиков учиться. Остальные - на истребителей в Тамбовское училище" (Ссылка на сайт «Я помню»).

           Это неплохая иллюстрация к главе Резуна «Невольники поднебесные» («День М»). Как видим, никто никого насильно не мобилизовывал. Близилась война. Отнюдь ни та, о которой трезвонит Владимир Богданович. А кое-какие товарищи при больших чинах и золотых звёздах в голубых петлицах своими сумасбродными действиями довели выпуск лётных училищ до 150 000 в год. Куда-то этих лётчиков нужно девать? Нужно. Кормить, одевать, обувать и расселять тоже нужно. Не бросит же товарищ Сталин этих командиров да ещё с семьями в палатки под открытое небо как это сделали в начале 90-х иные продвинутые демократы-перестройщики? Нет. Службу в ВВС было решено с трёх лет продлить до…четырёх. Кроме того срок обучения в училищах наркомата ВВС составил… три года. Это всё – по плану, утверждённому наркомом обороны маршалом C.Тимошенко.  Сперва начальником ГШ генералом армии КМерецковым, что затем возглавил мобилизационное управление. И, конечно, по утверждению будущего «маршала победы», генерала армии Г.Жукова, что после Мерецкова возглавил  Генштаб РККА.
             Но… В первые дни «Барбароссы» погибли многие германские асы. Такие как командир истребительной эскадры JG- 27 («Зелёное сердце») Шельман, что воевал в Испании  в составе легиона «Кондор», командир истребительной группы II /JG-53 Бретнунц, что скончался вскоре после этого от полученных ранений. Кроме этого тяжело ранены полковник Рейтхель (перелетал на штабном Ju-88 над Прибалтикой), командир бомбардировочной группы Хейнце. Сбиты советскими истребителями командир группы пикирующих бомбардировщиков Хичхольм, командир истребительной группы Фезо, которых вскоре найдут наступающие германские войска.

   Кстати, Хитчхольм – командир группы «шкукасбомбен» или «штукас». В переводе на наш язык это и есть пикирующий бомбардировщик «Ю-87». Это вообще-то архаический самолёт с неубирающимися шасси, заправленными в стальные обтекатели. Эта конструктивная особенность создаёт дополнительную нагрузку двигателю, снижает скорость.  Но пикировщик, оснащённый «подвеской» из пяти бомб, вооружённый парой пулемётов винтовочного калибра, а также 20-мм (на поздних образцах) автоматической пушкой «Маузер», опасен в пикирующей атаке, которую начинает под углом 500 м. Здесь его просто невозможно сбить зенитчикам. Тем более, что по вине расстрелянного Тухачевского со товарищи парк зенитной артиллерии накануне ВОВ представлен чуть ли не наполовину счетверёнными «Максимами», установленными на грузовики. 37-мм автоматы, а также 85-мм зенитные орудия, что в наше время выполняют функцию «градобоев» и используются для схода снежных лавин, всячески тормозились Михайлом Николаевичем. Так вот, все 20 пикировщиков из группы Хитчхольма сбиты в первые дни войны нашими «устаревшими» И-16 над Минском. Они летели без истребительного прикрытия. Интересно, кто их послал на верную смерть? И для какой-такой надобности?