Газовый гамбит

Игорь Шевырёв
Газовый гамбит
Киев и Москва готовятся к «газовой войне»

Игорь Шевырёв

Если в украинско-российских отношениях все останется без изменений  – последствия не заставят себя долго ждать. Возможности украинской экономики платить запредельную цену за газ не безграничны, лимиты ожидания исчерпаны. Если консенсус не будет достигнут путем переговоров, Украина и Россия снова окажутся в состоянии «газовой войны». Некоторые тенденции к этому уже просматриваются. До сих пор не урегулированный газовый вопрос по-прежнему остается основным сдерживающим фактором в отношениях между Киевом и Москвой.

Газовое сдерживание. С одной стороны, газовый контракт сдерживает экономическое развитие Украины. С другой стороны, промедление Киева в евразийской интеграции сдерживает полноценное украинско-российское сотрудничество во многих сферах. Россия призывает Украину сделать первый ход – интеграционный, ставя в зависимость от него всю последующую партию.
Однако Украина, со своей стороны, по-прежнему воздерживается от евразийской интеграции, обещает подумать, тщательно изучить опыт Таможенного союза и сформулировать некую «украинскую инициативу», где самое главное – попытаться любыми путями обойтись без России. В целом, в украинской аргументации два основных заблуждения.
Во-первых, в Киеве почему-то считают, что вступление в Евразийский союз противоречит стратегии евроинтеграции. Несмотря на то, что вообще-то Украина для Евразии при любых раскладах останется самой европейской страной. Украинский бизнес в любом случае будет ориентирован на освоение европейских рынков. Кроме того, в любом случае будет продолжаться работа по гармонизации украинских реалий под европейские стандарты.
Второе заблуждение – будто евразийская интеграция (или вступление в «путинский союз») на практике означает крах украинской независимости. В то время как на самом деле украинский суверенитет от данного внешнеполитического шага только укрепится. А Евразийский союз – отнюдь не «пророссийское» объединение, в нем найдут свои уникальные «ниши» все участники, будучи равноправными и свободными.
В целом, не урегулированный газовый вопрос влечет за собой три основных последствия. Во внешней политике: Украина, воздерживаясь от евразийской интеграции, рискует оказаться в региональном вакууме – вне ЕС и ЕАС. Для обоих геополитических субъектов это будет «бесхозная территория» или «поле боя» на пересечении интересов. В экономике – газовый контракт стремительно разъедает державу, ухудшаются многие макропоказатели, замедляется экономический рост, снижается жизненный уровень граждан. В конечном итоге, ухудшение экономической ситуации даст последствия во внутренней политике. Партии регионов, являющейся на сегодня основной правящей силой страны, становится сложнее держать ответ перед избирателями, пояснять причины несбывшихся (или недостаточно сбывшихся) ожиданий. Особенно на фоне критики как слева, так и справа оппозиционных оппонентов, активно раздувающих потребительские аппетиты щедрой популистской риторикой. К власти в Украине рвутся популисты и радикальные националисты, опьяненные русофобией, стремящиеся все свои проблемы списать на происки «руки Москвы».

Война спишет все. Обычно у государства, обремененного долгами, есть два варианта поведения. Первый – прямо признаться в своей финансовой несостоятельности, то есть объявить технический дефолт со всеми вытекающими отсюда последствиями. Второй вариант – попытаться, грубо говоря, «кинуть» партнера и избежать ответственности. Что неизбежно приведет к конфликту.
Понятно, что пока власть в стране сосредоточена у Партии регионов, газовый конфликт с Россией маловероятен. «Регионалы» прекрасно понимают бесперспективность такого сценария и предпочитают воздерживаться от каких-либо резких шагов в данном направлении. В худшем случае рискует затянуться нынешняя ситуация «ни мира, ни войны». Так, Украина по-прежнему не будет соглашаться на российское предложение интеграции, обещать подумать, тщательно изучать вопрос и одновременно искать пути снижения зависимости от импорта газа.
Однако впереди парламентские выборы, когда нынешний внутриполитический статус-кво может быть изменен. А значит, у власти появляется удобный шанс сбросить газовые проблемы на оппозиционеров. О возможности нового газового конфликта между Украиной и Россией уже предостерегают в Евросоюзе. «Важно, чтобы текущие переговоры Украины и России относительно уменьшения цены на газ не помешали выполнению Украиной обязательств согласно договору об энергетическом содружестве и не угрожали снабжению газом Европы», – заявили президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в интервью Центру Разумкова 20 июля 2012 года.
Премьер Николай Азаров также призывает не допустить возможность украинско-российского конфликта, обещая вообще уйти из политики при таком развитии ситуации. «Я считаю, что было бы абсолютно аморально или преступно, если бы кто-то из украинских политиков заговорил о конфликте между нашими странами. Особенно о вооруженном конфликте. Для меня это неприемлемо. Я сразу уйду из политики, если такая проблема хотя бы гипотетически возникнет», – заявил Николай Азаров.
Впрочем, согласно Конституции, украинский премьер после выборов в любом случае должен будет сложить полномочия перед составом новоизбранной Верховной Рады. А значит, Николай Янович сейчас просто намекает на один из возможных сценариев разрешения газовой проблемы. Но кто же в таком случае станет новым украинским премьером, который решится на конфронтацию с Россией?

В ожидании выборов. Итак, как видим, дальнейшие газовые сценарии зависят от того, как сложится внутриполитический расклад в стране после выборов. Если на парламентских выборах победит Партия регионов, то как минимум сохранится нынешнее течение газовых переговоров. «Регионалы» вряд ли решатся на суд с «Газпромом», продолжится политика энергосбережения, работа над проектами по газозамещению и попытки диверсификации.
Правда, здесь сразу же возникает вопрос: что понимать под победой ПР? Если победа – это первое место на выборах и крупнейшая фракция в парламенте, то что тогда изменится в сравнении с нынешними реалиями? Найдут ли «регионалы» в себе решимость прямо заявить о вступлении в ЕЭП? Но почему этого не сделано до сих пор? И почему бы не заявить о евразийской интеграции хотя бы в оставшиеся до выборов месяцы? Почему вообще для такого волевого решения «партии власти» нужно ждать выборов?
Кстати, в недавно утвержденной предвыборной программе ПР, рассчитанной на следующие четыре года, по-прежнему об интеграции в ЕЭП ничего не сказано. «Регионалы» идут на выборы с другим обещанием – избавить Украину от зависимости от импортных поставок газа.
А может, Партия регионов опасается «денонсации» интеграционных решений после выборов? А значит, попросту говоря, не уверена в позитивном для себя электоральном результате. В таком случае, тем более победа ПР – отнюдь не очевидна. Выходит, «регионалам» на этот раз, как ни крути, придется потесниться во власти.
Рассмотрим, что изменится в случае победы украинской оппозиции. Что, кстати, вполне возможный сценарий. По данным разных соцопросов, у «объединенной оппозиции» получается выйти в рейтингах на номинально первое место. Что дает оппозиционерам некоторые психологические преимущества. Причем данный тренд просматривается еще с начала текущего года.
Однако опять же: что такое победа оппозиции? С учетом того, что по действующей Конституции правительство все равно формируется единолично президентом, без оглядки на мнение парламентского большинства. То есть в любом случае последнее слово остается за Виктором Януковичем. А значит, он тоже будет нести ответственность в случае новой газовой войны между Украиной и Россией. Однако сможет ли президент Виктор Янукович, возглавляющий внешнюю политику страны, взять на себя инициативу по продвижению Украины в евразийское пространство?
«Объединенная оппозиция», со своей стороны, достаточно прямолинейно и поверхностно смотрит на многие проблемы, пытаясь искать простые ответы на сложные вопросы. Например, проблему долга «Нефтегаза» оппозиционеры предлагают решить путем ликвидации этой компании. А проблему кабального газового контракта – путем его отмены через международный арбитраж. Не заботясь о каких-либо дальнейших последствиях такого решения. Оппозиционеров вдохновляет опыт некоторых стран Европы, сумевших добиться от «Газпрома» скидок. Но при этом они не анализируют этот опыт, не учитывают специфику украинской ситуации.
В ноябре 2011 года польская энергокомпания PGNiG обратилась в Стокгольмский международный арбитраж, чтобы добиться от «Газпрома» 10%-й скидки на газ. В начале июля текущего года поляки удвоили свои исковые требования. «Газпром», в свою очередь, резко парировал выставленные требования, отказавшись от дальнейшего снижения цен на газ. В «Газпроме» пояснили: «Компании, которым мы ранее предоставили скидки, так или иначе сотрудничают с «Газпромом». Но польская PGNiG, как и украинский «Нефтегаз», держится особняком, а поэтому предоставлять им скидки абсолютно нелогично». «Если суд примет решение и отменит соглашение между «Газпромом» и польской компанией PGNiG, «Газпром» просто прекратит его выполнять и остановит поставки топлива в страну», – обозначили перспективу российский энергомонополист.
1 августа энтузиазм сторонников суда над «Газпромом» еще более вырос. В Стокгольмском арбитраже у россиян выиграла Литва. Суть спора в том, что еще в августе 2011 года «Газпром» обратился в суд после того, как литовские власти осуществили национализацию газовой «трубы» с целью последующей реструктуризации, выполняя требования Третьего энергопакета ЕС. Дело в том, что «Газпром» владеет 37% акций литовского «трансгаза» Lietuvos dujos. И соответственно после реструктуризации у «Газпрома» фактически изымут из собственности все литовские магистральные газопроводы.
Правда, в «литовском деле» все же было бы ошибочно усматривать прецедент для Украины. В данном случае нет спора о цене и скидках. Литва отстояла свои газопроводы, но вряд ли сможет рассчитывать на послабления в цене на газ. Таким образом, главными подстрекателями Украины к суду над «Газпромом» являются ее «верные адвокаты» – Польша и Литва. Но к чему приведет данная провокация?

Если завтра война. Если Украина все же последует польскому и литовскому «прецедентам» и обратится в Стокгольмский арбитраж, то некоторые юридические шансы отменить газовый контракт действительно имеются. Но что же будет дальше?
На первый взгляд, Украина добьется главного – наконец избавится от кабального газового контракта и таким образом сможет «сэкономить» огромные суммы, расходуемые сейчас для ежемесячных выплат за газ. Но на самом деле такая «экономия» рискует обойтись Украине еще дороже, чем даже нынешние кабальные условия газового контракта.
Во-первых, отмена старого газового контракта еще не означает заключения нового контракта. Придется начинать новые переговоры, искать компромиссы.
Во-вторых, обстановка газовой войны, в которую рискуют быть ввергнутыми Россия и Украина, отнюдь не располагает к конструктивному ходу газовых переговоров. В юридической практике суд – последний аргумент сторон, исчерпавших все досудебные средства урегулирования. Тем более что, как показывает опыт предшествующих войн 2006 и 2009 годов, после каждой газовой войны условия для Украины неизбежно только ухудшались. Но будет ли ухудшение как таковое на этот раз? С учетом того, что дальше хуже некуда, а более обременительных условий, чем записано сейчас в контракте, быть не может. Так, например, вряд ли цена за газ в новом контракте подскочит выше, чем на 450 долл. за тысячу кубометров. Равно как вряд ли «Газпром» потребует от Украины обязательно закупать более 52 млн. кубометров в год.
В-третьих, отмена газового контракта повлечет за собой более глубокие последствия, чем просто корпоративный спор двух хозяйствующих субъектов. Так, без базового контракта обнулится 100-долларовая газовая скидка. В свою очередь, без газовой скидки развалятся «харьковские соглашения». В частности, отвяжется привязанная к скидке пролонгация аренды севастопольской базы Черноморского флота РФ после 2017 года. Москве придется заново ставить вопрос о ЧФ РФ на переговорах.
Пожалуй, хуже для Украины может быть только в одном случае – если вообще прекратятся какие-либо газовые поставки. А это вполне реальный сценарий.
Другими словами, Украине придется пожить некоторое время без газа, в ситуации, когда газотранспортная система будет работать только на евротранзит. Но готова ли к такому сценарию Украина? С учетом того, что к настоящему времени Киеву так и не удалось ни найти альтернативные источники поставок (ни в Азербайджане, ни в Катаре или где-то еще), ни построить LNG-терминал, ни добыть первые кубометры сланцевого газа. То есть будем говорить прямо: Украина к газовой войне не готова, как бы сейчас ни старались сторонники подобных радикальных методов.
В конечном итоге, больше всего от прекращения поставок газа пострадает украинская промышленность, что повлечет за собой дальнейшее снижение темпов экономического роста, поступлений бюджетных доходов и приведет к увеличению безработицы среди населения. В свою очередь, украинским гражданам в случае газового простоя останется надеяться разве что на милость природы и мягкость зим (что в меняющихся климатических условиях оказывается большой редкостью).
Возникает вопрос: как без газа украинскому правительству удастся согреть своих граждан? После остановки поставок «Газпром» снова обвинит Украину в воровстве газа из «экспортной трубы». Что, кстати, будет отнюдь не сложно сделать с учетом того, что на украинско-российской границе со стороны Киева нет даже счетчиков газа, на основании показаний которых украинцы смогли бы доказать свою правоту. Украина просто не сможет доказать, сколько получила газа от «Газпрома» на входе в ГТС. В то время как европейские потребители, обнаружив недостачу в собственных трубах, будут категоричны, выставляя претензии как к России, так и к Украине.
Киев, к слову, уже готовится к подобному сценарию. Кабмин подготовил законопроект об уголовной ответственности за кражу газа, предусматривающий штраф в размере 100-200 необлагаемых минимумов доходов граждан (1,7-3,4 тыс. грн.). Однако неужели за воровство газа будут наказывать даже в том случае, если его (воровства) по факту не будет?

Засудить «Газпром». В целом было бы ошибочно искать причины газовых войн в политике Украины. Украинско-российский газовый спор отнюдь не двусторонний, а Украина – не агрессор, а одна из жертв противостояния. Точнее – поле боя, на котором скрестились интересы России и Европы.
Возможный газовый конфликт между Киевом и Москвой следует рассматривать в одной неразрывной связи со всеми предыдущими битвами за скидки, ведущимися европейцами с 2010 года. Украинская битва – это кульминация борьбы.
Во-первых, «Газпром» в случае судебной отмены украинского газового контракта лишится солидных доходов от своего крупнейшего потребителя.
Во-вторых, в случае появления проблем с транзитными поставками «Газпрому» придется платить штрафы европейцам за срыв поставок, недопоставки.
В-третьих, зависают перспективы газпромовского кредита, недавно выделенного Киеву под заполнение газовых хранилищ. Каковы гарантии возвращения этого кредита в случае смены власти в Украине? Сможет ли «Газпром» проконтролировать транзит на Галичине, где находятся газовые хранилища и цветут «махровым цветом» русофобские и неонацистские настроения? Конфликт (в том числе вооруженный) на Галичине исключать не следует.
В-четвертых, Европа по-прежнему будет использовать украинско-российский газовый конфликт для того, чтобы заставить «Газпром» быстрее вложиться в обходные газопроводные проекты. Так, для Германии важнее всего удвоить мощности «Северного потока». Для Турции, Италии и всей Южной Европы в целом актуально строительство «Южного потока».
В итоге, «Газпрому» очередная газовая война с Украиной обойдется дорого. Однако еще большую цену придется заплатить самой Украине...

Итак, сделаем выводы:
1. Промедление Партии регионов с евразийской интеграцией чревато ее электоральными потерями. В лучшем случае произойдет перетекание голосов к КПУ, являющейся единственной политической силой в Украине, открыто призывающей к вступлению в ЕЭП и Таможенный союз. Но в большей степени проблемами ПР воспользуется ее основной конкурент – прозападная «объединенная оппозиция» со всеми ее «колоннами» и союзниками.
2. Да, газовый контракт можно отменить в судебном порядке. Уже через полгода эта проблема будет устранена. Да, Украина сможет прожить без российского газа. Но какой ценой? Расплачиваясь полным развалом государственности, обвалом экономики, «обезгаживанием», падением жизненного уровня граждан, раскачиванием внутреннего мира и спокойствия….
Зачем идти через все эти катаклизмы, развал и обнищание, когда есть возможность договориться о снижении цены на газ мирно и взаимовыгодно?

P.S. Соцопрос, подготовленный компанией «Рейтинг» в конце июля, фиксирует основную динамику только у двоих участников избирательной кампании: некоторое падение рейтинга Партии регионов, опустившейся на второе место (20,3%), и увеличение рейтинга КПУ (9,8%). В то время как электоральное состояние «объединенной оппозиции» по-прежнему без изменений (25,5%). Еще одна любопытная деталь – наибольшая апатия к выборам в промышленном юго-востоке.
И по-прежнему евразийская интеграция пользуется спросом среди избирателей. Коммунисты сейчас наращивают свой вес за счет решительности. Той самой решительности, которой так не хватает «регионалам». Важно еще одно: социологи говорят о большом числе неопределившихся с выбором (19%). Что дает шанс «регионалам» наверстать упущенное в оставшиеся до выборов месяцы...

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", 7 августа 2012 года
http://telegrafua.com/world/13215/