Война под девизом око за око бесконечна

Иван Муткогло
Война под девизом «око за око» бесконечна

Как и следовало ожидать, насильственное свержение ливийского лидера Муаммара Каддафи послужило началом цепи трагических событий на всей территории северо-африканского континента. Сбываются самые худшие прогнозы относительно межплеменных и даже межгосударственных конфликтов в регионе. Пожар «арабской весны» не миновал и Мали, где повстанческая группировка туарегов Национальное Движение за Освобождение Азавада (MNLA) объявила 6 апреля 2012 года независимость от Республики Мали.

После нескольких месяцев борьбы с бессильной малийской национальной армией и очередного государственного переворота, завершились два десятилетия демократии. Теперь с уверенностью можно заявить, что MNLA установила тотальный военный контроль на севере Мали, за исключением окрестностей древнего города Тимбукту, остающегося подконтрольным немногочисленной группе Ансар Эддин. MNLA приступило к выпуску пресс-релизов временного правительства с изложением планов по строительству своего государства. Вместе с тем, в следствие сложившейся ситуации в Азаваде, разрастается кризис вокруг беженцев региона, который и так уже подвергся влиянию жесточайшей засухи. Гуманитарная организация Всемирная Продовольственная Программа извещает о 65 000 малийских беженцах в соседней Буркина-Фасо. Неурожаем зерновых охвачено более 40% территории этой страны. Миллионам в ближайшие месяцы грозит голод и нищета.

Помимо этих известий других относительно достоверных источников информации, дающих реальную картину происходящего в Северном Мали нет. В регионе царит информационная неразбериха,  давление на прессу, распространяется дезинформация и лживая пропаганда. Огромное количество противоречивых сообщений, поступающих из региона вынуждают международных комментаторов выносить суждения, ссылаясь на весьма разрозненные источники.
Немногочисленная группа Ансар Эддин действует в контакте с независимым туарегским отрядом Ийад Аг Гали.  Наблюдается стабильный рост ее численности, однако MNLA со своей стороны пытается действовать автономно, надеясь только на свои силы.

MNLA четвертая в длинном перечне групп, которые боролись за самоопределение туарегов  со времени обретения Мали в 1960 году независимости от Франции. Группа, образованная Ибрагимом Аг-Баханга - независимым лидером Северного Альянса малийских туарегов (ATNMC) была последней повстанческой группировкой туарегов, создававшей серьезную угрозу военным Мали, прежде чем он был изгнан с малийской земли в 2009 году. Аг Баханга, считающийся погибшим в автомобильной аварии 26 августа 2011 года, до этого сумел объединить разрозненные боевые кланы туарегов. Сегодня MNLA создала значительный военный потенциал, с большим запасом оружия, похищенным с малийских военных баз, вернула в строй тысячи опытных солдат туарегов, служивших в армии Каддафи. Этот шаг, сопровождавшийся грабежами ливийских военных арсеналов, принес группе оружия и транспортных средств гораздо больше, чем все предыдущие восстания туарегов. Они, как сообщалось, захватили некоторое число малийских танков, преимущественно российского производства Т-54/55 и ПТ-76, а также пикапов снаряженных крупнокалиберными пулеметами и зенитными орудиями, оснастив ими многие отряды повстанцев.

Туареги-ветераны, вернувшиеся из Ливии, привезли с собой значительное количество зенитно-ракетных комплексов «земля-воздух», в том числе ПЗРК SA-7B и SA-24. Это оружие позволило туарегским бойцам сбить, как минимум, один истребитель МиГ-21, принадлежавший военно-воздушным силам Мали. В течение четырех месячной кампании за освобождение Азавада у MNLA хватало дерзости для нападения на малийские военные подразделения и базы, фактически парализовав их. Урегулирование конфликта без посторонней помощи, скорее всего, за пределами возможностей Бамако. До сих пор хунта и последующие гражданские власти отвергали призывы к вмешательству сил экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).

MNLA сейчас, по крайней мере на бумаге, передала власть Переходному совету (CTEA) и начинает консолидацию завоеваний, достигнутых на сегодня. Предстоит защита границ, контроль, управление и защита региона, сопоставимого по территории с Францией. Не последовавшее международное признание государства Азавад усложняет эти задачи, но они выполнимы. Азавад в сравнении с международно-признанной Сомали, де-факто выглядит стабильнее, безопаснее и экономически благополучнее. MNLA в своей тактике, практически ни с кем не контактируя, придерживается абсолютной самостоятельности, что  делает его уязвимым в борьбе. Поэтому  выстраивание отношений  с Ансар Эддин станет ключевым испытанием в способности защитить государство Азавад.
Тем не менее, ситуация по-прежнему неоднозначна. Источников, которые могут рассеять туман войны, очень мало, они разрознены и находятся под серьезной угрозой. Военное давление в Бамако на независимый телеканал Africable остановило трансляцию интервью с лидером MNLA, что является тревожным показателем хрупкости ситуации.

Адекватное, справедливое и свободное освещение любых политических конфликтов является жизненно важным в обеспечении доступа гражданских лиц к самой актуальной и точной информации, которая необходима для их безопасной навигации в опасных политических и географических пространствах. Для людей, вовлеченных в эти конфликты, особенно для 160 000 беженцев из Мали, проживающих в настоящее время в лагерях Мавритании, Нигера и Буркина-Фасо радио-новости являются наиболее надежным и достоверным источником информации о событиях на родине и в принимающих их странах.

Быстрый исход вряд ли возможен. Бамако уже направлял делегацию для встречи с руководством MNLA незадолго до начала боевых действий 7 января 2012 года. Предложения не отличались от тех, что легли на стол переговоров в 1992 и 2006 годах и не были приняты. Международные дипломатические миссии должны инициировать проведение дополнительных международно-опосредованных переговоров с принятием воющими сторонами соглашений о прекращении огня. Должны рассматриваться и варианты с образованием федеральной автономии туарегов в Мали. Война под девизом «око за око» бесконечна.

Если Мали надеется остаться единым государством, то стремление туарегов к самоопределению должно рассматриваться серьезно. Иначе оружие стреляющее сегодня в Мали, завтра может стрелять в Нигере или Алжире. А послезавтра? Рядом торговые пути, связывающие европейский и азиатский континенты, морские судоходные магистрали Атлантического океана и акватория Средиземного моря, откуда рукой подать до Западной Европы.