Пересказ-1-Свинья

Николай Ломачинский 2
Фото из интернета


                С в и н ь я.

        К нам на объект прибилась кошечка неопределённого окраса; возможно, кто-то из работающих здесь втихаря принёс или привёз её – как бы подкинул нам. Она довольно ласковая и не шкодливая.
        В это утро она подошла ко мне, я поднял её на сложенные блоки и стал гладить, наблюдая за погрузкой  машины.
         Подходит ко мне незнакомый, пожилой мужчина в спецодежде и, не здороваясь, говорит, что эта кошка называется русская – пёстрая. Она и в самом деле изначально была, как бы чёрной, а затем, по неведомой причине попала под обстрел горящих искр. Вот и стала пёстрой россиянкой.
         Незнакомец сказал, что у него дома тоже была кошка аналогичной масти, и что она была хорошей во всех отношениях. Затем он  переключился на собак, которых, видимо, любил не меньше кошек. И совсем неожиданно заговорил о свиньях.
         Я немало слышал интересных рассказов о пятачковой группе наших «братьев меньших», сам много раз сталкивался с ними, но его рассказ приятно удивил меня.
        Начал он рассказ с того, что свинья является одной из самых умных животных на Земле, что у неё нюх в несколько раз сильнее, чем у собаки. Если у кошки, так называемых, «речевых» -информационных  сигналов и десятка не наберётся, то у собаки их уже насчитывается  до тридцати. А вот у свиньи счёт «словарного запаса» подступает до восьмидесяти.
         Я неожиданно вспомнил про знаменитую Эллочку Людоедку. У этой  экстравагантной героини бессмертного романа авторы насчитали всего 33слова. Правда, не густо для представителя «венца природы»?!
         По утверждению рассказчика, свиньи являются самыми «разговорчивыми» в животном мире.
         Помню, в интернате, когда мы выслеживали белую крысу в ночном свинарнике, то я обратил внимание на то, что всё поголовье спящих свиней, как бы ворчало во сне. Нам даже н; руку было их ночная «болтовня» так, как крыса оказалась на редкость осторожной и чуткой.
        Много информации о жизни свиней можно почерпнуть из научных журналов и в Интернете, но в ней будет больше  скучных наблюдений, анализов и всяких гипотез. Мой же незнакомец поведал мне всего об одной свинье, которую случайно нашёл в лесу и, которую приютил у себя дома, когда жил ещё с  родителями  по  другую  сторону гор – на Кубани.
       - Мне тогда было, где-то 14 лет, - начал он свой рассказ. – Отправился я в лес пострелять. Отец уже доверял мне  своё  ружьё. Это был, кажется, конец июля. Точно не помню.
       Только  я вошёл  в лес, как услышал едва различимый, прерывистый писк, доносившийся из ближайших ко мне кустов. Я обошёл их и увидел там подобие лежбища из сухой травы и листьев. Было похоже на то, что здесь, чья-то свинья опоросилась пару дней назад и ушла с выводком, а один поросёнок остался, запутавшись в пуповине. Мне его так жалко стало, и я решил забрать его домой, может, выживет ещё. Когда я взял его в руки он был весь холодный, но у него уже не было сил дрожать, так он ослаб.
         Я осторожно положил его за пазуху, и он тут же принялся искать у меня сиську. Через несколько минут он замер и изредка попискивал. Когда я принёс его домой, он уже не пищал. В надежде, что поросёнок ещё жив, я с помощью пипетки накапал ему в рот несколько капель молока, он тут же оживился и зачмокал нижней губой.
       Я облегчённо вздохнул: «Жив!» 
       Два дня спустя я сварил ему жиденькую, манную кашу и покормил с ложечки. А через неделю он уже с весёлым визгом носился по дому.
       Родители в то время свиней не держали, отдавать кому-то было жалко, и я решил на первое время поселить Раису Максимовну в будку к собаке.
       Я поинтересовался: - Это в честь жены Горбачёва?
        - Нет, нет! О Горбачёве никто тогда не слыхал. У нас соседка была Раиса Максимовна.  Она такая противная и склочная, что мы нарочно, ей назло, назвали свинью в её честь.
        Вечером я сунул нашу Раису Максимовну в будку к собаке, она недовольно зарычала, но я показал ей кулак и  несколько раз сказал: «Свои!» Собака у нас умная. Она тут же притихла в дальнем углу будки. Поняла, что нового квартиранта трогать нельзя.
        Рано утром я заглянул в будку. Собака прижалась спиной к задней стенке, а у ней между ног, прижавшись к её животу, спала Раиса Максимовна. Я окликнул собаку. Та радостно заскулила, затем быстро выскочила из будки и понеслась в сад по своим делам.
        Свинушка спросонья  запищала и принялась тыкаться по всем углам, в поисках  своей тёплой постели. Это было так смешно. Надо же, собака терпела до тех пор, пока я не пришёл. Для меня это было полной неожиданностью. С неделю, пока я с отцом мастерил для свиньи новое жильё, она жила в будке с собакой и очень неохотно переселилась в более просторный дом. Она приняла собаку за свою мать и целыми днями бегала за нею, как привязанная. Вечером мы с трудом загоняли её в свой дом. Собака тоже некоторое время  мостилась на ночь поблизости и изредка скулила, как бы  говоря, что-то своей подопечной.
       - Вы не поверите! - обратился он ко мне. – Раиса Максимовна стала во всём подражать своей новой маме. Если та залает на проходящего за забором чужака, то и маленькая свинушка тут же недовольно захрюкает на него. Раиса Максимовна безошибочно различала своих и чужих во дворе, и если видела незнакомца, то тут же смело бросалась на него и норовила укусить того за ногу или делала вид, что хочет укусить.
     - Она, случаем, не научилась у собаки  справлять свою нужду по- собачьи? – спросил я шутя.
      - Нет! Здесь рефлекс оказался врождённый. Но зато она никогда не гадила во дворе, бегала по своей нужде в сад, как и собака, и, что смешно, гоняла кур со двора, если видела, что те оставляют на бетоне свои отметины. Культурная была и чистоплотная.
       Она жила у нас около трёх лет. Все эти годы я наблюдал за нею дома и в лесу. Она успела дважды опороситься в лесу и привести неплохой выводок к нам домой. Поросята были не от дикого кабана. Так мы невольно занялись разведением свиней.
       Рядом, за огородами, рос совхозный сад фундука. Едва орех стал созревать, как  наша Раиса  Максимовна принялась каждое утро наведываться к запертым воротам сада, пока те не открылись перед ней настежь. Я специально ходил за нею, чтобы понаблюдать за её поведением  в опустевшем саду.
       Сообразительная любительница орехов, подобрав все орехи под кустом, тут же сгибала правую ногу крючком, затем клала её на  поддавшуюся её весу ветку и начинала медленно тащить ногу по ней. когда под изгиб ноги попадался орех, она тут же его хватала зубами и съедала.  Так она проделывала у каждого куста, пока ей это не надоедало или пока она не уставала.
        Я тоже вспомнил, как однажды в Уч - Дере,  наблюдал аналогичный «сбор» орехов свиньёй со своим выводком. Зрелище довольно редкое и стоящее внимания.
       Свинья наваливалась всей своей тушей на упругие ветки, затем скрещивала на них передние лапы в виде  ножниц и начинала ими интенсивно вибрировать с довольно сильной амплитудой.  При этом задняя часть её туловища с подогнутыми ногами спокойно лежала на земле. Зажатая ветка тряслась так, что с неё и листья слетали. Маленькие поросята с довольным визгом сновали под кустом в поисках упавшего лакомства. Закончив с одной веткой, свинья перебиралась на следующую, и всё повторялось.
       Мой попутчик Армен  смеялся до слёз  от  предоставленного  нам зрелища, а я ждал, что ещё придумает «человеческого» сообразительное животное.
        Я рассказал об этом случае своему собеседнику, и он добавил: - Они очень умные! Только начнёт падать кислица (дикая яблоня),  свиньи тут же забывают о фундуке и переключаются на неё. Затем переходят на дикую грушу. а после неё переключаются на грецкий орех. Когда приходит пора каштана свиньи тут же забывают про орехи так, как у каштана  не скорлупа, а кожура, он сладкий и его намного больше на деревьях.
         Я всегда иду собирать каштаны туда, куда направляются свиньи и ни разу об этом не пожалел. Они точно знают, на каком дереве каштаны  крупные, сладкие и душистые.  Они  всегда недовольно ворчат и неохотно уходят, когда я их прогоняют от «их»  дерева.
Но, когда подойдёт время для желудей, то свиньи и про каштан забывают. Это для них самая вкусная еда в лесу. Их тогда из леса ни чем  не выманишь!
         Я несколько раз наблюдал за ними, когда они, наевшись желудей, отдыхают под деревьями в лесу.  Я осторожно подкрадывался к ним с подветренной стороны, чтобы они меня не учуяли и с интересом слушал их «разговоры» или «беседы».
          Когда смотришь издали, то видишь, что они вроде спят, а когда подкрадёшься к ним, то услышишь, что те, как бы во сне похрюкивают на все лады. Это очень похоже на человеческий разговор в послеобеденное время, где-нибудь в саду. Они не перебивают  друг друга, а соблюдают очерёдность в беседе. Одни бывают очень разговорчивые, а другие изредка вставляют своё «слово». Это так интересно! У них довольно большой диапазон в хрюканье. Я думаю, что попугай уступает свинье в болтливости.
       Я сам никогда за специально за свиньями не следил, но иногда замечал, что они  заметно выделяются сообразительностью от остальных домашних животных.
      У нас в детдоме была свинья Машка. Для меня казалось, что она просто громадная так, как я был мал ростом. Так вот она, по неведомым для нас признакам, безошибочно отличала  детдомовскую детвору от чужаков и  делала это довольно оригинальным способом.
Мы любили кататься на её широкой спине по двору свинарника, и она с удовольствием катала нас по кругу, ни разу не роняя никого наземь.  Еже ли на её спину взбирался  чужак, то она ничуть не противилась. Едва седок удобно располагался на её спине для прогулки верхом, как она,  после первого круга или даже полукруга, разворачивалась в сторону забора, и седок ещё не успевал сообразить, что к чему,  а она уже неслась на полной скорости  влетала в дырку забора и ошеломлённый  горе-наездник слетал с неё, сильно ударившись лбом в верхнюю перекладину.  Некоторые умники пытались перехитрить нашу Машку. Они прижимались к её спине, надеясь таким способом проскочить под высокой перекладиной, но наша  «лошадка» перед самым забором неожиданно выгибала спину так высоко, что  очередной чужак, под всеобщий смех, оказывался на земле с шишкой на лбу.   Тут было чему удивляться!
        - Однажды, - продолжил незнакомец, - Раиса Максимовна вернулась со своим выводком из леса раньше  обычного. Я увидел, что у одной её девочки оказался разодранным бок. Это медведь постарался. Мы выходили её, но после этого случая, она навсегда отказалась идти в лес. Она провожала свою семью до конца сада, а затем быстро убегала назад во двор.  Первое время Раиса Максимовна долго звала её пойти вместе с ней, но поняв, что та сильно напугана, не стала больше предлагать пострадавшей походы в  опасный лес.
         После некоторого молчания, он продолжил: - Через три года Раису Максимовну пришлось пристрелить.  Она так увлеклась ролью сторожевой собаки, что однажды укусила и  довольно сильно  за ногу зазевавшегося почтальона.  У нас с отцом рука не поднялась на неё, пришлось просить соседа.  Когда я увидел её мёртвой в свинарнике, у меня невольно слёзы потекли. Нам и тушу пришлось целиком везти в другой район для продажи. Ни я, ни отец не решились разделывать её. Когда убивали Раису Максимовну, то отец заранее увёл собаку подальше в лес, чтобы та не слышала ни выстрела, ни голоса умирающей свиньи. Она же привязалась к  Раисе Максимовне, как к своему щенку, и хотя та вымахала в несколько раз больше своей приёмной мамаши, всё равно они играли всегда вместе, как и охраняли наш двор.
       - Знаете, - закончил он свой рассказ, - собака почти с месяц бродила по двору, обнюхивая все закоулки и, как-то странно, необычно для собак, скулила, как бы зовя своё приёмное дитя. Первые дни она даже от еды отказывалась.
       Сколько лет мы ещё держали свиней, но такой уже не попадалось. Умная была свинья!
               
                2011год.