ЕРШИ

Петр Кожевников 2
   Ерша в наших озерах и реках предостаточно. Им и темная тундровая прогретая вода хо-роша и речная холодная. Везде они чувствуют себя прекрасно.
   По осени приехали мы в устье Ханмея. Пошел блеснить щук, а клева нет. Но на берегу я нашел старую рваную-перервную мелкую сетешку. И предложил другу поставить ее. Он  засомневался в надежности не ахти, какой снасти, но от моего предложения не отка-зался.   
   Почистили от мусора, перебрали, поставили и уехали. Заявились на устье дня через четыре. Сетешка наша стоит на месте, только притопли поплавки с верхней веревкой. Подняли ее ближний конец, а там ерша набилось - в каждой ячее!
   - Нет, так мы ерша всего не выберем. Давай «веревкой» вытянем всю сеть, и на берегу будем выпутывать. – Предложил Володя Дегтяренко.
   Навыбирали мы его тогда большое оцинкованное ведро. Искололи руки до крови и бросили это занятие. А, уезжая, взяли да развесили сеть на деревья со всем оставшимся ершом.
   Через недели две приехали. Сетешка наша на месте на деревьях висит. А только вместо ершей косточки их высушенные болтаются те, что за нитки зацепились. Несколько раз встряхнули ее, и чистехонька она стала. Птицы и муравьи ее очистить нам помогли.
   Ерш нашим женам понравился – а был он икряной! – заказали еще его поймать.
   Поставили сеть на то же место, за тот же куст веревку привязали. Через день приехали -  сеть пустая. Уехали домой.
   Зарядили дожди, а когда приехали, то от сети только остаток веревки остался. Мусором видимо забило вот и дорвало ее до конца.

   Северную зимнюю рыбалку я тогда только начинал осваивать и пробовал ловить везде. Не один льдобур загубил, вгоняя ножи в каменное дно реки Собь.
   Как-то заехали на снегоходах на Лесную протоку. Глубина в ней порядочная, здесь камней бояться нечего. Просверлили лунки, сидим. Утро хмурое, снежок падает.
   Ближе к обеду подул ветерок, и небо очистилось от туч. Пьем чай, а у друга одна из удочек нырнула в лунку. Побежал, но поздно.
   Быстренько расселись по своим лункам. От такой поклевки взыграл наш азарт! И через некоторое время ершей мы стали дергать так, только успевай червяков на крючки насаживать. Наловили с сыном полный  почтовый ящик и решили  рыбалку  закончить. Хватит пора и честь знать. Друг тоже натаскал горку «колючих сопливчиков».
   Собираемся домой, а сын все в лунки заглядывает, хочет узнать что там, в воде  делается.
   - Пап, смотри, сколько здесь ерша много! – Позвал он меня к лунке, которую прорубили на выходе протоки в  Собь.
   Ото льда до дна вода была «забита» ершом. Такого большого скопления ерша, как на Лесной протоке, больше я нигде не видел. Правда, рыбаки рассказывали, что зимовальные ямы с ершом им попадались и в других местах.
   В тот год из поселка за этим ершом  все наездились. Даже соревнования там устраивали, кто, сколько поймает, кто самую крупную и кто самую мелкую рыбу  выловит. И что ни поездка, то все с ершом приезжают!

   Пробовал я  его ловить зимой и в Соби. Как-то рассматривая в лунку дно, увидел проплывающего ерша. Занятно при ярком солнечном свете разноцветные камешки на дне
рассматривать, но когда рыбу увидел – тут не до рассматривания.
   Мормышку и резко подергивал и медленно поднимал – клева нет. Глянул в лунку – никого нет. Ах, думаю ершище-хитрище все равно я тебя поймаю!
   Нашел палку в прибрежных кустах и давай ей шуровать по дну, камни выворачивать, воду мутить.
   В лунку блесну опустил и вот уже ерш на льду! 
   Позже частенько на уху ершей таким способом налавливал. В снегоходе так и лежит одна походная зимняя удочка. А вдруг ушицу в походе надо будет сварить? А снасть всегда под  рукой! Лишь бы смекалка и сноровка у рыбака была.