110 Зарницы памяти. Либо ты, либо тебя

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[110й]////
ЛИБО ТЫ, ЛИБО ТЕБЯ!

••>> Правда в том, чтобы скрыть правду
••>> Волк готовится к прыжку
••>> Правда и ложь – в афоризмах и диалогах из кино

8 августа 1972 г. (вторник)

— Спокойно! Кажется, я снова попал впросак!
      Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<••>>
— Правда иногда в том, чтобы скрыть правду.
      Из худ. к/ф-ма «Дни лётные»

      Ночью мне снились лошади – белые, гнедые, в яблоко. В яблоко было особенно много... Они куда-то неслись мимо меня. А я пытался их остановить. И у меня это никак не выходило.
      Мама говорила, что лошади в яблоко снятся к тому, что в этот день тебе будут много врать...
      Увы! Врать пришлось мне!
      …Я зарулил свой Эл на стоянку. Самолёт тут же обступили со всех сторон техники и лётчики-инструкторы. Настроение у меня препаршивое. Но вида не показываю, хорохорюсь. Тяну стоп-кран на себя и выключаю двигатель. Техник самолёта открывает мне фонарь кабины и устанавливает распорку. Техник звена лейтенант Юрченко вплотную подходит к замкам фонаря второй кабины. Показывает рукой и громко говорит:
      — Флажок [рукоятки герметизации] поднят до конца вверх!
      Это означает, что задний кабинет перед полётом герметизировался с внешней стороны.
      Я молчу, делаю вид, что мне это неинтересно. Медленно продолжаю выпутываться из подвесной системы парашюта. Вылез из кабины. Снимаю с горла ларингофоны и прячу их в карман.
      К самолёту подходит инженер аэ капитан Юсупов. А я в последние секунды решаю для себя извечный вопрос: быть или не быть?
      — Рассказывай! — офицер требовательно посмотрел на меня.
      Говорить ничего не хотелось. Но приходится.
      — Начал взлёт. Самолёт оторвался от земли. Скорость нарастала. И я отчётливо услышал шум сзади. Подумал ещё: может, перкаль где-то в нише шасси оторвалась? Вот и гудит. Убрал шасси. Шум продолжался. Убрал закрылки – эффект нулевой, ничего не меняется. Мелькнуло: может, движок?! Перевёл взгляд на приборы контроля работы двигателя: обороты, ТВГ, давление масла и топлива – всё в норме. «В чём дело?» — думаю. И тут ощутил прохладу. Обычно ведь в кабине жарко, пока высоту не наберёшь. А тут прохладно! И ветерок гуляет. Что такое? Проверил рукоятку герметизации своей кабины – стоит в положении «вперёд до отказа». Наклонился посмотреть – щели нет, т.е. шланг герметизации цел. «Задняя [кабина], — подумалось мне. — Как это я не проверил? Придётся докладывать на СКП!» Доложил. Приказали заходить на посадку. Выпустил шасси. Тут перед четвёртым разворотом вспомнил: ведь сяду – пропадёт заправка. Может быть, загерметизирую заднюю кабину сам? А достану ли я рукой рычажок герметизации? Попробовал. Протиснул кисть руки в вырез перегородки плексиглаза. И к своей радости ощутил пальцами рукоятку крана герметизации задней кабины. Потянул на себя. Секунд через пять шум стих. Доложил РП, сказал, что всё в порядке. Он переспросил. А потом мне дали зону…
      — Да герметизировал я заднюю кабину! Герметизировал! И флажок стоит в верхнем положении! — выкрикнул техник 76го, невысокого росточка младший сержант, Витя, кажется.
      Никто не обратил внимания на эти всплески эмоций. Я тоже промолчал. Стою в кругу техсостава. Состояние такое, будто сейчас будут линчевать.
      Вижу: сомневается инженер.
      — Как же ты достал кран герметизации задней кабины? — вкрадчиво, с издёвкой проговорил он.
      И хитро улыбается, как бы говорит: «Вот мы тебя и поймали!»
      — Очень просто! — пожимаю я плечами. — Сейчас покажу!
      Сажусь в кабину. Фонарь задней кабины захлопывают, но кабину с внешней стороны флажком не герметизируют – рычажок в крайне-заднем положении.
      Чтобы быть «ближе к жизни», я надел подвесную систему парашюта, пристегнулся ремнями к креслу. Юсупов за моими действиями настороженно наблюдает, но ни во что не вмешивается, он только смотрит. Потом я правой рукой взялся за ручку управления (вроде пилотирую). Элка тут же чутко шевельнула элеронами и рулём высоты. А левой – потянулся назад к вырезу на перегородке... Моя узкая кисть руки проскальзывает в окошко. Я, упираясь ногами в педали, приподнимаюсь из кресла, тянусь, тянусь… Тянусь! Наконец, кончиками пальцев нащупываю рифлёный шарик рукоятки герметизации, подтягиваю его и затем передвигаю в положение «вперёд на себя».
      Всё! Кабина загерметизирована!
      Все вокруг поощрительно загалдели.
      Расстёгиваюсь. С видом героя вылажу из кабины.
      Юсупов делает недоверчивую физиономию.
      — А флажок? Если техник, как выходит по-твоему, забыл её загерметизировать, то, как же флажок оказался вверху до конца?
      — Этого я не знаю! Я рассказал, как было. Остальное решать вам!
      Младший сержант не сдавался, доказывал, что он герметизировал заднюю кабину.
      — Ну, ничего, ничего! САРПП покажет, у кого была разгерметизирована кабина! — проговорил техник другого звена старший лейтенант Ключников. А капитан Юсупов глянул при этом мне в самые зрачки.
      Зная хорошо авиационное оборудование, я решительно возразил (как же не показать в такой ситуации свои знания?):
      — Да ничего он не покажет! — равнодушно махнул я рукой. — Замки кабин закрыты, разовых команд у САРППа таких нет, высота была небольшая – лампочка «Давление в кабине» не загоралась. Так что на плёнке ничего такого вы не прочтёте!
      — Тихо! Не ругайтесь! Посмотрим!
      На том и порешили. Через полчаса плёнка бортового самописца была проявлена и карточка дешифрирования готова.
      Как я и говорил, на плёнке САРПП никаких аварийных разовых команд не случилось. А с чего они «случатся», если к этому отношению имеет лишь одна разовая команда: «Давление в кабине», а высота была небольшой?
      Как всегда после полётов было построение личного состава. Пока нет РП, лётчики и курсанты оживлённо делились мнением о прошедшей лётной смене.
      Замечаю, как старший лейтенант Ключников лётчикам в стороне показывает жестами мои действия в воздухе, комментируя их. Но почему-то герметизирует заднюю кабину не левой, а правой рукой.
      «Ну-ну! Попробуй это сделать правой рукой!» — подумалось мне.
      И перевожу внимание на другую группу. Юсупов излагает мои действия Хотееву. Тот ему что-то тихо возражает. Используя фигуры других курсантов, скрываясь за ними, подхожу чуть ближе. До меня доносятся обрывки фраз:
      — Да он неглупый парень!.. Запутать его будет очень трудно: уж больно хорошо знает авиатехнику! Не хорошо – отлично! Это даже инспектор из Рогани отметил. Лучше всех курсантов в звене знает! Может, в эскадрилье! Или даже в полку!.. А то, что… — ветер уносит слова кэзэ в сторону. — Надо разобраться… Что-то здесь не так! И мне это не нравится! Попробую по-другому… Неглупый он! Но я его хитрее!..
      «Посмотрим, кто кого хитрее!» — мстительно думаю я.
      Улавливаю последнюю фразу инженера:
      — В любом случае за то, что доложил – молодец! А за то, что в воздухе исправил ошибку техника – надо сурово наказать!
      «Как! Опять наказать? Чёрт! У вас что, других мер воздействия нет? Только и знают, что отстранять от полётов! И когда я летать буду снова?»
      Командир звена оборачивается. Отыскивает взглядом мою персону. Я делаю равнодушный вид и отворачиваюсь, будто ничего не слышал. Хотеев отходит от инженера и волчьей походкой идёт в мою сторону.
      Так! Волк готовится к прыжку!
      «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать! — приходит мне на ум слова из басни дедушки Крылова. — Ну, давай-давай, волчара!»
      — Рассказывай, как было в воздухе! — и смотрит прямо в зрачки.
      «Этим меня не проймёшь, я – не Галага и не Изюмов!»
      Рассказываю, ни на шаг не отступая от своей первоначальной версии, изложенной прилюдно сразу после полёта. Нутром чувствую: путаться, излагать новые подробности нельзя – будет неправдоподобно.
      — И ты достал рукоятку [крана] герметизации задней кабины? Из передней? Не верю!
      — Так же мне сказал инженер эскадрильи на земле, — пожимаю я плечами, всем своим видом демонстрируя обиду. — Я сел в кабину, пристегнулся. И показал всему техническому люду. Там, кстати, и лётчики стояли…
      — Ладно! Становись в строй! Разберёмся!
      Первый раунд выигран!
      Но, бог ты мой, до чего же паршиво на душе! Будто дюжина котов нагадила мне туда!..

     » Вдогонку:

      ••>> — Все косячат. Я думал, вы подходите под определение «все».
      — Я не накосячил!
                Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»

      ••>> — Является ли ложь – ложью, если все знают, что это ложь?
                Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»

      ••>> — Это неправда!
      — Все, конечно, лгут! Но проведя так много времени вместе, так сильно не стараются!
                Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»

<•>> >> Ab haedis segregare oves {1} <<•

  [+] Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал.
      Из курсантских записных книжек
<<•><><•>>
  [+] Человек прекрасно слышит голос разума, но он ему противен.
      Авессалом ПОДВОДНЫЙ
<<•><><•>>
  [+] Мир желает быть обманутым, пусть же его обманывают.
      Карло КАРАФФА, итальянский кардинал
<<•><><•>>
  [+] Можно быть хитрее другого, но нельзя быть хитрее всех.
      Франсуа де ЛАРОШФУКО
<<•><><•>>
  [+] — Как же вы напишете всю правду?
      — Я напишу её совершено спокойно, потому что никто и никогда не узнает, правда ли это...
      Вера АФАНАСЬЕВА «Сексуальные Исследования Теория и Эксперименты»
<<•><><•>>
  [+] Нет правых и неправых, побеждённых и победителей, есть люди, которые проходят через правду и ложь, поражения и победы.
      Григорий ВОЛКОВ
<<•><><•>>
  [+] — Я неуверен, что правда поможет.
      — Это не тебе решать!
         Из худ. америк. сериала «Андромеда»
<<•><><•>>
  [+] — Я ничего не помню, что им надо говорить?
      — Ничего страшного, Лариса! Всё очень просто! Если будете говорить правду, ничего не надо запоминать!
      Из худ. к/ф-ма «Русский сувенир», 1960 г.
<<•><><•>>
  [+] — Я твой старый друг, ты должен мне поверить! Я знаю, какие ходят слухи, они неутешительны.
      — Чего вы хотите? Чтобы я давал обещания, которые не сдержу? Лгать, чтобы поднять им настроение?
      — Чуть-чуть лжи, совсем маленькой!
         Из америк. худ. к/ф-ма «Джихад»
<<•><><•>>
  [+] — Ты какой-то туманный.
      — Почему? Потому что время от времени я нахожу правду?
         Из фр. худ. к/ф-ма «Белами»
<<•><><•>>
  [+] — Кевин солгал!
      — Да уж! Это шокирует!
         Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»
<<•><><•><><•>>
_____________________
      {1} Ab haedis segregare oves (лат.) – Отделять овнов от козлищ. Иными словами – праведных от неправедных и хорошее от дурного. (Евангелие от Матфея, 25: 31-33)