О книгах и не только

Татьяна Лаврова -Волгоград
          Как удивительно меняется мир! Кажется, совсем недавно мы восторгались полётом первого космонавта, операциями по пересадке органов, появлением первых мобильных телефонов…
          А сегодня технический процесс шагнул так далеко, что и не угнаться. Наши дети более развиты, чем мы, смышлёнее. Они, по их же определению, продвинутые. И это замечательно!
          При всём при этом мне жаль нашу литературу. Книги ушли в прошлое. Их всё больше теснят электронные собратья. А читать старую добрую печатную книгу молодёжь практически разучилась.
          Вот школьные программы по литературе, правда, практически не изменились. Хотя редко можно встретить ученика, который бы прочёл парочку книг целиком. Они теперь читают краткое содержание. И это огорчает.
          Между моей дочерью и сыном довольно большая разница в возрасте – девять лет, и отношение у них к книге совсем разное. Дочь очень любила читать, а вот сына заставить что-то прочесть я могла уже с трудом. Мало того, его абсолютно не интересовали те произведения, что они проходили по школьной программе.
          Помню, как я расхваливала «Войну и мир» Толстого, пыталась рассказать хоть что-то о героях романа. Но сын с огромным трудом осилил краткое содержание, взяв сборник у приятеля. Я закипала чайником, доказывая прелесть описания отдельных глав.
          Мои успехи были на нулевой отметке.
И тут на моё счастье по телевизору решили показать фильм «Война и мир». Отлично! У ребёнка начались каникулы, и я уговорила его посмотреть несколько серий фильма, которые шли подряд дня три.
          Усевшись на диван рядышком с сыном, я с воодушевлением стала комментировать события, потому что понимала, как ему трудно «въехать» во всё сразу. Давала характеристику героям, рассказывала о тех или иных персонажах, попутно сообщала, какой актёр играет… Короче, мой корабль культуры шёл вперёд на всех парусах! В какой-то момент, я повернулась, чтобы посмотреть на реакцию сына и остолбенела: ребёнок спал крепким сном! Телевизор работал на всю громкость, я тарахтела про Наташу Ростову и Андрея Болконского, захлёбываясь в эмоциях – а сын мирно спал, откинувшись на подушку.
Вот так на опыте воспитания собственного ребёнка я поняла насколько мы разные. Мы – это культурное устоявшееся прошлое, а они стремительно летящий вперёд технический прогресс, лишённый эмоций и души.
          Жаль… Так хотелось бы, чтобы они оставались людьми во всех смыслах этого слова.