Игорь Фроянов о церкви и политике

Владимир Костылев
  Комментарий к интервью И.Фроянова в Литературной газете № 31 от 01.08.2012 г. (мой ник на сайте ЛГ - сергей Викторович Копылов)



            Историческая наука, политика и церковь.

Любая общественная наука насквозь политизирована и, следовательно, идеологизирована. Когда речь идёт об исследованиях общественных отношений, невозможно не затрагивать интересы больших групп людей, взаимодействие которых и составляет реальную политику.__

История не является исключением, а, напротив, все эти качества проявляются в ней в максимальной степени. Любая власть стремилась и стремится к нужной для неё интерпретации исторических событий, подтверждающей необходимость и верность её политической деятельности. В этом мы особенно могли убедиться на примере последних 25 лет развития России. Коренные изменения общественных отношений (буржуазный политический переворот, возникновение частной собственности на средства производства), произошедшие за эти годы, потребовали должного идеологического обоснования. Истории при этом отводится огромное значение,  подбираются необходимые исторические события и факты, подвергаются нужной интерпретации и  внедряются в  сознание простого обывателя. Героизм великих событий всегда находит положительный отклик в душах людей, независимо от их идеологической окраски. Происходящее на наших глазах возникновение и укрепление буржуазного общества потребовало дать соответствующую, адекватную новым общественным отношениям (капиталистическим, кардинально противоположным тем, которые господствовали ещё недавно) интерпретацию исторических событий.

Всё, соответствующее взглядам социалистическим, должно быть отвергнуто, опорочено, и, напротив, всё, что способствует доказательству прогрессивности буржуазной собственности , должно быть поднято на щит, оправдано и поддержано. Это касается буквально всех направлений исторических изысканий, событий и фактов. Современная власть поменяла  местами (плюс на минус) интерпретацию исторических событий, предельно опорочив всё то, что ещё недавно считалось правильным и оправданным. __

Перед нами выступление историка, который, по известным ему причинам, отстаивает ненаучные, идеалистические, субъективистские взгляды на историческое развитие, поддерживает современную буржуазную власть и религиозное мировоззрение, желая его дальнейшего укрепления в сознании народа. Поэтому ни с одной мыслью и выводом этого интервью согласиться нельзя.

Именно религиозная идеология оказалась сегодня наиболее близка власти, ибо ей (власти)приходится открещиваться от идеологии буржуазно-либеральной (хотя власть неуклонно проводит её в жизнь), как полностью себя дискредитировавшей в глазах народа, и используемой определённой частью либеральной буржуазии, борющейся за власть. Марксистская же идеология объявляется фактически официально враждебной. Акцент на религиозном мировоззрении есть попытка власти найти ту точку идеологического единства, способную объединить большинство народа.__

Но не только это буквально заставляет циничную и сугубо прагматичную власть сотрудничать с церковью.  Налицо как минимум две важнейших функции, которые выполняют сегодня религия и церковь, в которых заинтересована власть.

Первая, это, как уже было сказано - идеологическая, идейное оправдание всего того, что происходит в России с антикоммунистических (прежде всего) позиций. А также идейная борьба с противниками режима, в каких бы то ни было идеологических формах они не выступали. Аморфность идеологических религиозных представлений, умение повернуть их в нужную сторону, позволяет власти использовать их в любом направлении, в том числе и против своих  буржуазно-либеральных противников.__

Вторая функция не менее важна. Это функция пропагандистская, организационная. Каждый храм, каждую церковь (к какой бы конфессии они не принадлежали) "превращают" в  пункт по агитации за провластных лидеров и их политику, чем обеспечивается высокий уровень политической поддержки. Но, как известно, при капитализме всё превращается в товар и "за всё надо платить". Идеология и агитационная поддержка товар великолепный, и им вполне успешно торгуют.

А кто у нас сегодня имеет монополию на эту торговлю? Конечно РПЦ, которая с первых же шагов капитализма в России направила всю свою энергию на освоение новых частнокапиталистических отношений (все мы прекрасно помним активную деятельность РПЦ на ниве беспошлинной торговли спиртом и сигаретами в 90-е годы). Впоследствии экономическая экспансия церкви достигла просто огромного размаха, превратив её, без преувеличения, в очередного олигарха.

Каждая церковь превратилась в торговую точку, по всей территории России РПЦ "отвоёвывает" земли,  недвижимость, действуя при этом как заправский бизнесмен, не брезгуя даже рейдерством (большая подборка такого рода деятельности представлена на сайте Проза.ру: автор Любовь Шифнер 2 "Аскеза РПЦ набирает обороты"). Естественно, вся эта деятельность происходит с санкции властей, с их поддержкой. Об этом прекрасно сказано в комментарии Александра 53.__

Идеологическая экспансия РПЦ не отстаёт от экономической. Главным направлением тут является постепенное проникновение в образовательную деятельность. Сегодня сверхзадача церкви есть её закрепление в образовательных программах средней и высшей школ. Под видом изучения истории православия обществу навязывается религиозное (а по существу ненаучное, достойное лишь исторического исследования) мировоззрение.
 
Доказательства того, что религиозное мировоззрение сегодня не является научным и поэтому не просто не способствует научному прогрессу в обществе, а, напротив, ведёт к его деградации, не требуются для людей образованных.  И это (деградация общества)- важнейшая причина, по которой надо давать отпор любой пропаганде религиозных представлений. Так любимый многими антисоветчиками философ-логик Зиновьев считал деятельность церкви реакционной, а её "расцвет" недопустимым для общества возвращением к маразму средневековья.__

Хочу обратить внимание на серьёзное противоречие в высказываниях Фроянова. Вот где  допускается действительная подмена понятий. С одной стороны он называет церковь "последней скрепой государства российского", абсолютно неправомерно приписывает ей заслуги идеологического фундамента прошлого. При этом речь идёт именно о церкви, а не о православии. 

Фроянов подменяет понятие "православие", как систему духовных, идеальных представлений о бытии, понятием "церковь". А это громадная разница, ибо церковь есть всего лишь организационная общественная структура, несмотря на её монопольное положение в сфере истолкования религиозных догматов. Православие как система идей,  обрядов и т.п. действительно играет до сих пор большое значение  в жизни россиян, но не видеть противоречия между идеальным представлением о православной религии и реальной деятельностью РПЦ невозможно. И это опять-таки прекрасно описано во многих комментариях к статьям на религиозную тему. Как в своё время партия превратила марксизм в догму, так сегодня РПЦ превращает православие в посмешище. __

Религия вообще, а православие в частности, есть не "скрепа" общества, а его оковы, ибо любая религия мешает прогрессивному развитию, мешает усвоению научного мировоззрения. Ни о какой модернизации не приходится и думать при условии сохранения и укрепления религиозной идеологии. Китай является одной из наиболее атеистических стран (60% населения - атеисты), но он никогда не добился бы своих успехов, если бы в нём до сих пор господствовало религиозное мировоззрение. __

Интересен такой пассаж Фроянова, в котором он, вдруг, резко отступает от своих антисоветских взглядов: "осуществив проект модернизации экономики и общественных отношений, Советская Россия вышла в мировые лидеры, став, наряду с США, мощной сверхдержавой. В результате уничтожение исторической России, перевоплотившейся в СССР, отодвинулось почти на целое столетие". Фроянов видит положительное в создании СССР? И это единственная фраза с которой можно согласиться.

То есть Фроянов волей-неволей вынужден признать успехи советского общества, отдать им должное. Но при чём тут церковь? Да и несколькими абзацами выше он говорил о "богоборческом режиме",  после которого церковь была вынуждена "приходить в себя". Таким образом Фроянов приписывает церкви совершенно незаслуженные ею успехи в деле общественного развития, подменяет реальные идеологические и политические условия, действовавшие в СССР (социалистическая идеология, основанная на представлениях об общественной собственности на средства производства, общенародная власть), на мифическую церковную "силу, скрепляющую государство". __

 Характеризуя современное российское государство, Фроянов заявляет: "... вряд ли кто-нибудь имеет представление об обществе, в котором мы живём. Нам точно неизвестно, в каких координатах истории мы находимся и уж тем более не знаем, куда движемся".

Этой фразой Фроянов выдаёт себя с головой, как историка, далёкого от науки, и интерпретирующего прошлое "как бог на душу положит".  Ошибаетесь, господин Фроянов, это только Вам неизвестен сегодняшний курс российского правительства. Это только Вы не представляете общество, в котором живёте. Большинству здравомыслящих людей давно ясна капиталистическая сущность современной России, давно понятен либерально-буржуазный курс, которым ведёт нас наша власть.

И развал России, который Вы так предрекаете, если православная "скрепь" её не объединит, произойдёт совсем по другой причине, о которой, судя по всему, Вы даже не догадываетесь. А причина эта проста - это безудержное провозглашение частной собственности на всё и вся (на средства производства и на землю прежде всего), это оголтелое движение  по капиталистическому пути, не взирая на положительный опыт прошлого.

Благодаря уже состоявшейся и будущей приватизациям власть окончательно передаст в руки буржуазии экономическую мощь России. И не надо будет никаких специальных заговоров (о которых Вы так красочно говорите) для уничтожения России, достаточно будет просто скупить землю и собственность, чтобы её не стало. Но Вас почему-то это никак не волнует, видимо  Вы  и сами плохо "прислушиваетесь к дыханию своего народа и своей истории".