О том, как вода камень точит

Андрей Сотник
О том, как вода камень точит…….

Однажды, давным-давно, на исходе 2001 года, пришла мне в голову идея поступить в Военно-Морскую Академию имени Николая Герасимовича Кузнецова. Служил я в это время в штабе Ленинградской военно-морской базы, переживавшей расцвет своего упадка. Флот стоял по всем флотам. Дисциплина падала, боевая подготовка была на нуле. Пышным цветом развивались самодурство и имитация служебной деятельности, чтоб спустя десятилетие, подобно укоренившемуся сорняку, окончательно забить все проявления здравого смысла. Но зато все атрибуты советского времени пока сохранялись. По коридорам Адмиралтейства слонялись толпы полковников и капитанов первого ранга, а командовали базой целых два адмирала:  командиром был вице-адмирал Корнилов, а начальником штаба – контр-адмирал Кудрявцев. Нынешние Командующие флотами могут только мечтать о подобном, да и Главкому, судя по всему, третья звезда совсем не светит... Такая вот идиллия, в стиле иллюстраций к законам Мэрфи-Паркинсона. Контры писали бумаги, и силуэты кораблей терялись за сургучами гербовых печатей…….
Если честно, я начал задыхаться. Хотел сделать паузу и попробовать всё начать сначала. У меня как раз был период, когда жизнь, сделав крутой разворот, и, попытавшись выбросить меня на обочину, набирала новые обороты….
Всё было сделано так, как надо в установленные сроки, и в январе 2002 года на стол начальника отдела вооружения капитана 1 ранга Исакова, (Игорь Анатольевич из рассказа о ссоре двух Игорей), лёг мой рапорт с просьбой направить меня для обучения в ВМА им. Кузнецова. Рёву начальника могли бы позавидовать осёл вместе с лосем в брачный период. В очередной раз я узнал о себе столько интересного, что был в недоумении, почему не ломаю киркой уран, по крайней мере, последние лет пятнадцать… Когда ор кончился, попросил наложить резолюцию на рапорт. Все описанные деяния происходили в докомпьютерную эпоху. Нет, компьютеры-то, конечно, были, и Стив Джобс параллельно с Билом Гейтсом уже что-то ваяли,  но у нас в отделе на тот момент он был только у начальника, который раскладывал на нем пасьянс-косынку. Поэтому рапорт был написан от руки. Резолюция начальника диаметрально отличалась от высказанной устно. В ней было написано, что капитан третьего ранга Сотник является таким незаменимым специалистом, что без него отдел вооружения, а в целом, и ленинградская военно-морская база, зачахнут, как роза, которую выбросили в пустыню Калахари и забыли полить. Но вот через год, в две тысячи третьем году к этому вопросу надо будет обязательно вернуться... О, эти резолюции на военных рапортах! О них можно писать поэмы, слагать симфонии! Какой стиль, какой слог! Жаль, что всего не напишешь, ведь не каждому дано излагать это по-Барковски... Чего только стоит резолюция старпома БПК «Адмирал Макаров» на моём первом лейтенантском рапорте: «ХВЖ»! Если кто-то расшифровал, сохраните тайну, пожалуйста…….
Слава богу, ксероксы уже проделали сложный путь по дамбе и добрались до Кронштадта. Мною был написан очередной рапорт, уже начальнику службы вооружения и эксплуатации вооружения капитану первого ранга Морозову, начальнику моего начальника, к которому был приложен ксерокс предыдущего. Оригинал был бережно вложен в папку и спрятан в сейф.
Через неделю Морозов был у нас в Кронштадте. Дело в том, что три отдела службы были «на выселках», и начальник сидел в Адмиралтействе. И в лучших традициях, о чём, собственно и пел Фредди Меркьюри, шоу продолжилось... Кончилось это тем, что в папку лёг второй рапорт, и к рапорту на имя командира ленинградской военно-морской базы было приложено уже две ксерокопии……
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В марте в кабинете командира базы мы уже стояли втроём... Вице-адмирал Корнилов на меня не кричал и не топал ногами, наверное, считал, что на таких, как я, и сил нечего тратить, последние нужны для выполнения государственных задач. Разговор был предельно спокоен и сводился к тому, мол, Корнилов и не против, но списки на поступление уже в Главном Штабе ВМФ, и в этом году с поступлением я опоздал, а вот в следующем – непременно. Адмирал визу уже не писал, мне был вручен его ответ, отпечатанный на пишущей машинке. Эх, где ты, домобильная и докомпьютерная эпоха?! Как бежит время!.. Как много успевает вместить наша жизнь!
Через неделю в штаб флота, в город Калининград, улетала группа офицеров оперативного отдела для согласования документов боевой подготовки на год. С одним из них улетел и мой рапорт Командующему Балтийским Флотом адмиралу Валуеву, к которому было приложено четыре ксерокопии. Через три недели с капитаном первого ранга Морозовым мы снова были у командира Ленинградской военно-морской базы. Вице-адмирал Корнилов протянул мне ответ Командующего флотом  и с удивлённым непониманием  долго меня разглядывал….
«Вот Вы какой, Сотник. Я навёл о Вас справки... Лучше бы Вас отправить в Академию, жаль, что опоздали….».
В бумаге, подписанной Валуевым, не было ничего нового, мне предлагалось ждать третьего года.
«Вы успокоились, товарищ капитан третьего ранга?» - спросил меня Корнилов, поправляя очки. Чем-то в этот момент он напомнил мне механика с «Макарова», капитана второго ранга Сорокина, который вечно меня подначивал и которому я не всегда мог дать адекватный отпор. И во мне что-то взыграло:
- Никак нет, товарищ адмирал, не успокоился.
- И что Вы намерены делать? Вам Командующий флотом отказал?
- Есть ещё и Главком.
Из кабинета я уходил в полной тишине, слышно было, как за окном разбивались об землю капли тающего снега, и о чём-то весело орали вороны…
В конце апреля, с очередной оказией в Москву, в главкомат ВМФ, ушёл мой рапорт на имя адмирала Куроедова. На этот раз к рапорту было приложено уже шесть ксероксов.
А в начале мая, вылетев из аэропорта «Пушкин» военным бортом, мы вместе с капитаном 1 ранга Морозовым уже стояли в кабинете Командующего флотом. Куроедов, начав что-то говорить, махнул рукой и протянул Морозову какую-то бумагу. Заглянув ему через плечо, я увидел свой рапорт. Заморачивать себя ответом главком не стал. Поперёк моего рапорта было написано: «Ком. БФ. Отправить этого м…..а в академию, а то он до президента дойдёт. Об исполнении доложить.  ГК ВМФ».
- Завтра, чтобы был в академии. Понял меня? - посмотрел на меня Командующий.
- Понял, товарищ адмирал.
- Я позвоню Корнилову, - сейчас он смотрел уже на Морозова, - вы лично вместе с начальником отдела кадров берёте офицера за руку и водите по кабинетам. Приказание Главкома уже там. Всё, идите...
Но самое интересное было потом, когда, спустя два года, я появился в кабинете Морозова и протянул ему предписание, где приказом министра обороны был назначен заместителем начальника отдела вооружения вверенной ему службе, и на моих плечах красовались погоны капитана второго ранга...  Видели бы Вы его глаза!