Про мою кошку и не только

Ирина Батюк-Белковская
Приветствуя нежным мурлыканием и ласковым вскарабкиванием на плечи, кошка наполняет меня таким теплым и хорошим ощущением жизни, добра и красоты, что невозможно было не дать себе время немного подумать над устройством ума и души этих чутких созданий. Раньше, не связанная близко с домашними животными, я и не подозревала  о той прекрасной силе оптимизма и гармонии живой природы, которую могут неистощимо дарить наши маленькие друзья.


Упомянуть о том, что меня смущали многие неясные места в отношении с животными, будет не лишним. Особенно слова, которые, как я узнала недавно, впервые произнесены были Юлием Цезарем (по различным версия их приписывали и Гейне, и прочим историческим персонажам): «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». Вполне пойму возмущение любителей верных и любящих животных, если признаюсь, что не принимала эту фразу никак. Как же возможно было ставить выше человека бессловесное, покорное и полностью зависимое от него существо, заведомо оттенявшее своего владыку – человека, ставившее тем его на пьедестал при невозможности проявить свое человеческое достоинство в среде людей! Но чувство благодарности за такой великолепный подарок человеку должно было быть не столько природе, сколько собственно самому человеку, приручившему собаку, к примеру, еще (по последним археологическим данным) около 33 тыс. лет назад по обширному азиатско-африканскому ареалу, а кошку, вероятнее всего, около 6 тыс. лет назад в Египте. Теперь, конечно, могу в чем-то согласиться с этими словами, поскольку зачатки интеллекта, достаточно высокие у прирученных животных, могут поспорить с таковыми у опустившихся людей. А самоотверженность и преданность прожившего рядом с человеком прирученного существа порой служит несомненным упреком сладкоречивому эгоисту, который может быть назван именно животным по стремлению подчинить все вокруг половому и другим инстинктам. Только животное, несмотря на кажущуюся стадность, будет в борьбе за существование убивать своего сородича. Человек в таком варианте своего мировосприятия оказывается животным. Вернее, тем, кто хуже животного, потому что безумная жадность превышает природную необходимую меру, так естественную хищнику, не убивающему ради накопления, а лишь для физиологического насыщения.

Домашние любимцы в течении тысячелетий отделились от дикой природы и, кроме того, что защищены мыслящим существом от холода и голода, также получили от него возможность развивать нераскрытый потенциал организма, в отличие от сородичей в дикой природе. Как физическое тело, так и психика, не требовавшие столь необходимых в естественных условиях высокой агрессивности и напряжения, прошли свой тысячелетний путь обработки внешним воздействием человека, ищущего себе поддержку и опору в таких же детях природы, как он сам. Поскольку виды пищи меняют химический состав организма, то и способности у прирученных животных от таковых у диких имеют некоторые отличия. Если человек, перейдя на мясную пищу, повысил свои интеллектуальные способности благодаря существенному притоку необходимых веществ  (еще и обходя лишние операции в цепочке пищеварения, используя огонь), то естественно что-то усовершенствовалось и у маленьких наших друзей, благодаря молочной и злаковой, обработанной огнем, пище.

Серьезным фактором, изменяющим веками характер этих животных, передающих в генной памяти закрепленные качества, являются чувства привязанности и благодарности, не свойственные и не нужные диким животным. Можно расширить этот аспект, представив, что маленький детёныш, только появившийся на свет в дикой природе, получает ласку и нежность, пищу и тепло от матери, что доставляет ему наслаждение. Природа позаботилась о том, чтобы полезные действия осуществлялись через удовольствие – это еще один чудный подарок и животным и человеку. И вот, это существо продолжает жить в таком же режиме любви и ласки, которое ему дала при рождении природа, до самых своих последних дней! Буквально купаясь в любви, что способствует его развитию и утончению в интеллектуальном и душевном плане. Вот теперь я предоставлю слово автору, которому благодарна за ясное великолепное рассмотрения множества вопросов, на которые часто приблизительно появлялись мои самостоятельные отдаленно похожие ответы:

«Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что, в пределах свойственного им круга представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т. д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много приходилось иметь дело с такими животными, едва ли может отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток. К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому их горю уже никак нельзя помочь. Там, однако, где имеется подходящий орган, эта неспособность, в известных границах, может исчезнуть.» [ Диалектика природы, Ф. Энгельс]

Такая любовь человеку, несчастному и обвиненному косвенно Юлием Цезарем в ничтожности, порой и не снится! Человеку, по большому счету, тяжелее и страдательнее, так как возле него нет такого заботливого и участливого мыслящего существа. Социализируясь и взрослея, человек наоборот отстраняется от ласки и нежности, которые в подсознании ассоциируются с животной природой, половым инстинктом, особенно ярко выраженным у мальчиков-подростков, намеренно обижающих девочек, оберегаясь таким встроенным защитным механизмом от слишком раннего включения несозревшей физиологии. Существует большая пропасть между задачами этого мыслящего царя природы, получившего множество болей в самой природе, и достаточно узкими задачами подчиненного и зависимого нежного милого комочка, что позволяет войти в понимание и оправдание человека. Я за человека, хотя я и за животного! Но мое волнение и сострадание к людям, могущим колоссально развиваться и становиться счастливыми, неся в себе неистощимый воистину беспредельный потенциал познания и умения изменять себя и общество, очень велико. Маленькие же наши ангелы-хранители в нелегком земном пути действительно неотделимы от нас. Мы не состоялись бы как люди, возможно, в большой мере, если бы не они. Даже не представляю себе человека без друга-пастуха, без друга-охотника, без друга-поедателя мышей, которые портят манускрипты и зерно! Это взаимно обогащающиеся миры. И отсюда велика ответственность мыслящего существа перед невинными и обожающими его детьми природы. Поэтому, со словами Юлия Цезаря я не соглашусь, предпочитая подобно Сократу считать отсутствие развитого сознания причиной несовершенства и зла в человеке, что нередко поправимо.



23 июля 2012