Всё Им и для Него

Ярослав Диордиенко
Все Им и для Него

Согласитесь, даже для богословов и философов Христос – личность сокровенная, вроде бы очень простая и в то же время – непознаваемая. Человек! Реальный человек! Исторически неопровержимая личность. Ни у одного человека на земле не сохранилось такой подробной родословной, да еще и по обеим линиям – по отцу и матери. Правда, как-то загадочно: такой-то родил такого-то, такой-то родил такого-то, а в конце: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христом (Матф.1:1-16). Апостол Лука, тщательно исследовавший «по горячим следам» все события, связанные с личностью Христа, о Его родословной говорит тоже как-то загадочно: «как думали». Называет отца Иосифа, а далее углубляется по материнской линии (Лук.3:23). И заканчивает вообще «не по человечески» - Божий. И через всю Библию эта Личность высвечивается и как человек, и как Бог. И порождает целый ряд загадочных вопросов. Так человек или Бог? Так мог согрешить или Его тело было безгрешным? Так умер по-настоящему, или только казалось? И так далее, и так далее.
Человеческий ум, лукавый человеческий ум, требует доказательств существования Бога. А сегодня, - да и во все века! – о Нем представления самые разнообразные и противоречивые. Но мало-мальски думающий человек понимает, что истина-то одна! И найти нужно ее. Иначе впадешь в самообман. И решать эту проблему жизни надо каждому человеку самому и как можно раньше. Прямо с момента осознания себя личностью. Для цивилизованной части человечества это возраст 13-15 лет. Значит, к этому моменту человек должен не просто соображать, но обладать уже достаточным объемом объективных знаний.
Эта проблема очень серьезно стоит сегодня. Человечество за время своего существования накопило огромный объем знаний. Истинных и ложных. Современный поток информации просто захлестывает человечество. Значит, каждому молодому человеку нужно обладать огромным объемом познавательной информации уже до того, как подходит время самостоятельно принимать стратегические решения жизни.
Это должны понимать родители. Это должно быть их ответственностью, организовать процесс воспитания детей так, чтобы они смогли обрести максимальный запас объективных знаний, естественнонаучных и духовных. И именно – истинных. Поэтому распорядок и ритм жизни детей должен быть избран таким, чтобы поощрять их к интенсивному, усердному, широкому образованию. К моменту осознания себя личностью подростки и юноши должны быть способны самостоятельно оценить духовное наследие и современные научные достижения.

Сложность и непознаваемость материального мира

Правильно воспитанный молодой человек должен уметь видеть, удивляться и восхищаться.
«Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» Пс.138:6-14.
«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим» Ис.40:26, 28.
«Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Пс.8:4-5.
Чтобы присоединиться к Давиду и Исаии, нужно иметь современное представление о бескрайней материальной Вселенной. Наукой считается, что она состоит из множества (тысячи!) скоплений галактик. Число галактик в отдельном скоплении находится в пределах десятков, сотен, а то и тысяч. Предполагается, что общее число галактик во Вселенной достигает ста миллиардов. Каждая галактика в свою очередь состоит из звёздных систем, каждая со своими планетами, сателлитами, кометами, метеоритами, газами и космической пылью. И число звёзд в отдельной галактике находится в пределах 200 – 400 миллиардов. И все это с невообразимыми расстояниями в миллионы световых лет в пределах скоплений, в сикстиллионы-квинтиллионы километров в пределах лишь одной галактики!
Нужно в этом скопище небесных тел увидеть и понять несоизмеримость и вместе с тем уникальность, неповторимость планеты Земля со своей живой материей в виде разнообразнейших флоры и фауны от микроорганизмов до человека разумного (homo sapiens).
Нужно хоть как-то осмыслить, что вся вселенская мертвая и живая материя имеет общую микроструктуру, которая по устройству и организации имеет удивительное сходство с космической макроструктурой.
Самая древняя в мире наука – это наука о себе, о человеке: медицина, анатомия, психология, философия. Человек – это уникальнейшее явление на уникальной планете в одной из звездных систем, одной из галактик, в одном из скоплений галактик, а возможно, и в одном скоплении из «сверхскоплений»; и человек до сих пор до конца еще не знает, что он собой представляет, даже только физиологически, не говоря о духовной стороне. Что такое память человека, что такое совесть? И что такое человек вообще в этой внушающей благоговение цепи творений.
Думаю, что каждый мыслящий человек может присоединиться к восторгу ученого (заметка «Выдающийся ученый – о Боге» из Международной Христианской газеты #12, 2008)
«Знаменитый шведский естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира Карл Линней (1707-1778), выступавший в защиту постоянства видов и креационизма, свидетельствовал: «Вечный, великий, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Повсюду я замечал Его следы в Его творениях. Какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство во всех Его делах, даже самых малых и незаметных! Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке вокруг Солнца, дающего ему жизнь.
Наконец, я видел Солнце и другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым непостижимым Двигателем, Причиною причин, Вождем и Хранителем Вселенной, Господом и Работником всякого дела в мире!
Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и вечный, Который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие».
Ведь во всем творении просматривается четкая математическая точность умопомрачительной организации! Законы! Законы! А коль есть столь разумные, эффективные законы, то, как не признать Законодателя? И коль так сложно и вместе с тем столь разумно устроено и функционирует все во Вселенной, то, как же не признать упорядоченно мыслящий ум, способный конструировать, творить? Высший Разум! Бог!

Дух первичен, материя вторична

Спустя сто лет другой великий ученый, - что примечательно, такой же натуралист, - Чарльз Дарвин (1809-1882) не сумел разглядеть в творении Творца и стал родоначальником научного атеизма. Наука, обширные познания человека настолько вскормили его гордость и затмили разум, что он, вопреки элементарной логике, глядя на любой предмет сотворенной природы, стал отрицать Конструктора, Создателя, Творца, Высший Разум. Разум отверг Разум! Человек отдал все многообразие, умопомрачительную сложность, идеальную организацию великолепной материальной Вселенной нелепому, слепому случаю.
Человек стал отрицать высший порядок бытия – духовный мир. Коль творение так великолепно, то сколь превосходнее его исходное Начало! Человек замечает, что он не просто сгусток материи, пусть даже живой. Он осознает, что в нем есть что-то нематериальное, духовное, личностное. Какое-то подлинное Я.
Но вопреки логике, здравому смыслу, тем же научным фактам, он продолжает убеждать себя, что материя первична, а дух вторичен. И это лишь на том основании, что он считает себя вершиной творения, то бишь случая, самоорганизации хаоса. И только в порядке просветления, понимая несуразность подобных выводов, прибегает к понятиям других цивилизаций, инопланетян, чего-то и т.п.
Соотношение духа и материи стало и остается основным вопросом, фундаментом философии, деля ее на материализм и идеализм. И крайне удивительно, что и в настоящее время человечество, выйдя из «тёмного невежества», на переднем крае познания, добравшись до границ материя-дух, не может (не хочет) признать двойственную природу всего сущего. Думаю что здесь уже вина истинных ученых. Абсолютно нелогично строить сегодня всю образовательную систему на отрицании духовного мира. Мира, более высокого порядка, чем сама необъятная непознанная материальная Вселенная.
Следовало бы теорию Творения поставить во главу всех человеческих познаний. Тогда приоритетным предметом науки стал бы человек. Его духовная сущность, духовный мир, предыстория и постистория, вечность каждого человека, каждой личности. А насколько это важнее всех знаний, всех достижений современной и будущей науки, понятно. И как жалок человек и человечество в целом в перспективе вечности. Кто доказал, что ее нет и не будет? Кто доказал, что нет Высшего Разума, Дизайнера этой великолепной Вселенной? Пока никто. И как вообще можно доказать отсутствие объективной реальности, какого бы порядка она ни была? Как можно доказывать отсутствие того, чего не знаешь, не понимаешь? Как можно повторять невежество тех, кто сжигали великих первооткрывателей законов материального бытия? А ведь духовный мир, по той же научной логике, насколько сложнее и таинственнее!

Так кто же такой Христос?

Что о Нем говорит Писание?
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» Кол.1:15-17.
«...Отцы наши ... все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» 1Кор.10:4.
«Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» Евр.5:5-11.
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, - тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» Евр.7:1-4.
Камень, открывшийся впоследствии Христом. Это не камень, перемещавшийся, двигавшийся по пескам пустыни каковым встречается примитивное толкование. Этим выражением апостол Павел указывает на то, что и от начала евреями Бог занимался через Свою Вторую Ипостась – Сына Своего. Так же следует понимать и явление Ангелов Аврааму (Быт.18:3), когда он троих именует в единственном числе – Владыка. То же делает и Лот (Быт.19:18), обращаясь к двум, как к Одному – Владыка. Видимо, они отчетливо понимали, что это являлся Бог.
То же положение с загадочной личностью Мелхиседека. Здесь апостол Павел уже почти открыто говорит «уподобляясь Сыну Божию» и подчеркивает чин, сущность Христа – священник и царь в одной личности. Полнота власти, светской и духовной.
Мы делим историю человечества на до и после Христа, а Христос занимался Землей и человечеством от начала бытия. Он до и после, до самой вечности.

Христос – космическое духовное явление

Христос – не эпизод, не фрагмент какого-то заурядного события. Христос – это не эпизод истории Еврейского народа. Даже не эпизод всей человеческой цивилизации. Христос – это явление! Это всемирное космическое явление! Причем, не материального порядка, а духовного. И, празднуя Рождество Христово, мы отмечаем центральную фазу этого явления. Это дело Самого Бога, которое Он совершает во Второй Своей Ипостаси – Сыне Своем. Это воплощение Сына Божия. Для этого Он и творил материальную Вселенную. Эта истина очень важна для евреев. Они почитают Бога только в одной ипостаси, как Бога Отца. При этом они знают и о Третьей Ипостаси – о Духе Божием. Знают о грядущем Миссии, но не признают, что это тот же Бог, Его вторая Ипостась. И то, что Дух Божий – это тот же Дух Христов. Он же Дух Святой – творческая Ипостась Триединого Бога.
И все это громадье Творений Божиих замыкается на человеке: с одной стороны действительно венце творения, а с другой – единственном противнике Божием во всей сотворенной Вселенной. Самый уязвимый элемент, самый кратковременно существующий, в сущности своей – самый злой, непокорный и жалкий и, в конечном счете, просто прах.
Эта бездумная, бездуховная жизнь, эта бытовуха, попса, как теперь принято говорить, которую проводит на Земле большинство живущих, это не жизнь. Это отходы отбросы жизни. Печальные отходы. Порода как говорят шахтеры... Если бы не вечная сущность человека – его дух, его личностное Я.
Но именно для него вся история величественного творения Божия, ради него. Для каждого из нас! Для спасения от вечной гибели, которая наступит для мирового зла – диавола и его приспешников после разрушения, исчезновения этого материального мира и восстановления домирового порядка.
Апостол Павел – этот человек науки, человек откровений Божиих, - рассуждая о сокровенных, тайных мотивах всего происходящего, приходит к восторженному удивлению. И нам остается воскликнуть вместе с ним:
«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него Им и к Нему Ему слава во веки. Аминь» Рим.11:33-36.