Хозяин! Стаканчик можно? юмор с горчинкой

Леонид Крупатин
ПОСТОЯННОЕ ЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://www.proza.ru/2012/08/04/986
Хозяин! Стаканчик можно? Память Сталинграда
Леонид Крупатин
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://stihi.ru/2012/08/04/5254

Хозяин! Стаканчик можно? Память Сталинграда. Рисунок автора

На рисунке виден на горизонте заволжский пойменный левобережный лес . А это выход из первого шлюза в Волгу. Налево - путь на север к Балтийскому морю и в Белое и Баренцево море, а направо - в Каспийское, вплоть до Ирана, как мечтал Пётр Великий!
 
Жили мы в Волгограде  рядом с Первым шлюзом ВДСК(Волгодонского судоходного канала), то есть, где  вода Дона, по мере шлюзования кораблей,  из канала выходит в Волгу, потому что уровень Дона на 40 метров выше уровня воды в Волге. От Волги до Дона  13 шлюзов,   и в этом месте русло Дона превращается в водохранилище, то есть Цимлянское море, потому что Дон  перегорожен пятнадцатикилометровой плотиной Цимлянской ГЭС. Корабли, чтобы попасть в Азовское и Чёрное моря, проплывают по Цимлянскому морю (водохранилищу) до плотины Цимлянской ГЭС, которой уже давно пора на пенсию.  После моря в этой самой плотине  14 и 15 шлюзы (продолжение ВДСК) и опять выход в нормальное русло Дона до самого Ростова-на-Дону, Азовского и Чёрного моря.
  Так вот!  Приехали как-то зимой (ещё в  советские времена, когда террористов не было) к  моей жене родственники с Кубани. Приехали первый раз, никогда в Волгограде не были. Сидим вечером  у  нас дома за столом, пригубили. А им завтра уезжать, потому что они проездом. Вдруг они вспомнили, что где-то тут у нас  Волга с Доном соединяется. Я говорю, что это рядом, только улицу перейти. Они попросили вывести их на улицу, провести экскурсию. Правда  мои кубанские гости, чуть- чуть заглянули  «налево», т.е.  в гастроном, ну, и мы, пройдя скверик, стали спускаться прямо к шлюзу по обледенелому тротуару, раскатанному детскими санками. Главный вход в шлюз со стороны Волги выглядит в виде громадных красиво и монументально выполненных ворот. Они были со всех сторон подсвечены прожекторами и смотрелись даже завораживающе и сказочно. Шлюз огорожен невысокой ажурной  оградкой  - метр высотой и калитка  закрыта  на замок, хотя люди тогда ходили круглый год через эту оградку и  через шлюзовые ворота, когда они закрыты для шлюзования, то есть, когда в шлюзовой камере находится шлюзующийся корабль.  Зимовали ворота шлюза тоже в закрытом состоянии. Охранялся шлюз ВОХРами пенсионного возраста. Подходим мы к шлюзу, слышим окрик бдительного стража:
-Стой! Кто идёт?
Один из наших нашёлся быстро:
-Хозяин! Стаканчик можно?
-А-а! Стаканчик? Заходи!
Я удивился про себя – откуда же на Кубани знают наш пароль? Наверное, он один по всей России.
Перемахнули через ажурную ограду, подходим к ВОХРу –  очень  пожилому мужичку в чёрной форменной шинели и  шапке типа «треух» с опущенными  «ушами» и с карабином за спиной.
-Пошли ко мне! – указал он на дверь, видимо его сторожки в одной колонне монументальных ворот Первого шлюза ВДСК.
-Да- ну! Не  надо! Вынеси стаканчик сюда! Мы вот тут на ступенечках  расчехлим бутылочку да и ты с нами погреешься!
-Как бы проверка не нагрянула! –с сомнением оглянулся дед на обледенелый спуск.
-Да нет, батя! Там только на заднице можно съехать! Тащи стаканчик!
Разложили закуску на целлофановом пакете. Дед вынес стаканчиков по числу участников, выпили, повторили и ещё раз повторили. Дед заговорил, довольный нашей компанией:
-Я вам по секрету скажу – мне этот шлюз, как вон до того фонаря! У меня главная задача: Во!- топнул он ногой по железному настилу рядом со ступеньками.- Тама кабель секретный, Министерства Обороны! Вот за него  мне голову снимут!   
-Стой! Стрелять буду! - схватил дед в руки карабин, устремляясь к девчонкам, перелезающим через ограду, чтобы пройти на танцы в ДК «Химик» из Заканальной части на сторону «Нахаловки», как называли издревле доканальную часть нашего района. Девчонки со смехом побежали по  помосту  ворот с безопасными ограждениями, а дед, вдруг поскользнулся на маленьком  «зеркальце» льда на асфальте и с маху шлёпнулся  на асфальт вместе с карабином, грохнув им об асфальт, стволом в нашу сторону. Мы обмерли сначала, но поняв, что пронесло, бросились поднимать деда.
-Разве можно с оружием так обращаться? - укорил деда мой гость, подавая ему карабин, -Он ведь мог и выстрелить!
-Да! С чего бы это? Думаешь нам патроны дают? - успокоил его дед. Налили ещё по единой и дед продолжил рассказ:
-Я же местный! Волжский казак! А вы откуда родом будете?
-А мы кубанские казаки! - ответили мои гости.
-А я донской! -ответил я, -На дне цимлянского моря моя родина! Цимлянская ГЭС на моих глазах строилась!
 -Вот как судьба свела нас казачьих потомков! И здесь это же всё на моих глазах строилось! Вот Райком Партии на бугру стоит! На костях стоит! Там старинное немецкое кладбище было ещё дореволюционное. Доканальная часть была Немецкой колонкой с Екатерининских времён. Тут у них и мельницы были и пивоварни, и винзаводы, и пекарни, а хлеб ихний даже в центр возили для высоких особ. В начале войны их выселили, а потом с этой стройкой всё их добро с дерьмом смешали. Осталась только Площадь Свободы с Католической Кирхой и ещё несколько домов, окружающих площадь. А когда строили многоэтажки – такие подвалы и подземные ходы обнаруживали: как средневековые! Вот стоит здание, которое РК ДОСААФ занимает – это был дом ксендза – и он в свою кирху на работу по улице не ходил, а по подземному ходу! А во время революции, как мне батя рассказывал, со ступенек его дома Киров Сергей Миронович перед народом выступал. Не знаю, почему выселили немцев. Они  не имели  никакого отношения к тем фашистам. Уважительные люди были, не жадные, деловые. У нас после их выселения много книг оставалось на чердаке. И сейчас ещё в сарае лежат двадцать с лишним томов «Словарь русского языка» Ефрон и Брокгауз 1800 какого-то года издания – мыши доедают его. (У меня лично при этих словах сердце защемило!).
  Дед взял из кулёчка с закуской вяленую мойву и демонстрируя нам её стал рассказывать:
-Взял я из тех словарей том на букву "М" и смотрю -"Мойва", "Минтай"!.. Знаете,  что про неё там написано? Э-э-э... Ха-ха-ха! Сорная рыба, не пригодная в пищу! А мы её, поди, уже и доедаем, кормилицу народную!
А дед продолжал, изрядно закосев, но поглядывая на вторую бутылку, которую достали из-за пазухи мои кубанские гости:
-А вот при пуске канала я лично присутствовал! Хорошо, что  я с невестой был  и она меня  держала за руку, а то бы я,  как многие на радостях кинулся бы навстречу воде, когда её пустили. С дуру, по пьянке многие потонули! Уж больно выстрадано это всё было и радость какая-то была! Чувствовали все, что это наше! Это же было всё после войны! А война очень людей объединила. Все как родные были! Последним куском хлеба делились! А сейчас…
Что натворили-и-и… А всё с Никиты началось, с Хрущёва! Зачем он так со Сталиным поступил? Даже, если были грехи у него, но он уже для народа богом стал! Да не только для нашего народа! Для мира всего! Я-то, как казак, к большевикам потомственные счёты имею, да и то, после войны, чувствовал себя к ихнему делу причастным. А когда он Сталина свалил, чтоб самому на тот же пьедестал забраться — у народа в душе струна лопнула! Вон стоит, гляньте, железобетонный Ленин…. 30 метров только постамент и он 27 метров. А ведь стоял бронзовый Сталин на этом месте! В шестьдесят первом году партийные «очкомёты» стащили его БТР-ами. Как он грохнулся — вмятина была в земле глубиною в метр! А у людей в душе — и того глубже рана образовалась! Он хотел себя вместо Сталина поставить, но ещё рано было — не всю власть под себя подгрёб… А потом уже Ленина валять нельзя было — последний бог остался у них за спиною.
   Дед тяжко вздохнул и закончил свою речь:
- Не Сталина он свалил, а новую веру, с которой люди шли в бой и победили, а он эту веру обосрал  перед всем миром! Волгоград! Кто его в мире знает? Сталинград!!! Вот обо что Гитлер морду расквасил! И весь мир это знает и помнит! И на КПСС, после  «развенчания культа» люди по другому посмотрели… И я тоже! А то и я, гладишь, с дуру,  в их члены вступил бы… А потом бы раскаивался… Никита постамент под этой верой сломал! И она вместе со Сталиным грохнулась!.. «Культ личности»? Так ведь действительно личность была! А Никиты личность в болоте анекдотов потонула…
И дед, расчувствовавшись,  пустил слезу:
-Наливай ! – скомандовал он по-хозяйски и продолжал:
-Ведь что пережили! Я же ведь этот… «Дитё Сталинграда» Мне 15 лет было когда война закончилась и работал на стройках, как взрослый. И на этом канале работал перед самым пуском. Слава героям из народа, кто жизни отдал, кто здоровье... А те, что вверху стоят, Бог им судья!
- А мой отец семнадцати лет начал защищать Сталинград. Здесь ему 14-го января 1943 года исполнилось 18 лет и его торжественно приняли в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Потом Донбасс освобождал. Оттуда ошибочная "похоронка" на него пришла родителям и чуть не убила их. Ведь она была вторая, потому что первая не ошибочная, в июле 1941 года пришла на старшего брата Николая. Потом перед штурмом Берлина двух "языков" взял с друзьями...
 - Слава нашим героям и Царство Небесное! - сказал дед и выпил. Покосившись на остатки водки в бутылке, дед сказал:
-Всё! Русский меру знает! Допивайте, а я пошёл в хату! – и опираясь на карабин, как на костыль, он поплёлся в свою сторожку.
-А кто же секретный кабель охранять будет? -, спросил мой гость.
-А кому он на хрен нужен? Главное - стаканчики не оставьте, занесёте потом!
После ухода деда мы прошли, посмотрели громадную шлюзовую камеру. Я гостям рассказал, что здесь даже военные корабли  шлюзуются на понтонах. Память осталась у кубанцев на всю жизнь, но выразили сожаление, что так ненадёжно охраняется такой важный объект и вернулись к ступенькам...
   Когда мы решили остановиться, не допив  бутылку и зашли вернуть стаканчики и поблагодарить деда, он крепко спал на  кожаном ископаемом диване рождения пятидесятых годов. Карабин лежал у него за спиной, почти незаметный. Мы растерялись. Дверь  караульного помещения закрывалась  на замок только изнутри. Ключ  торчал в двери. Попытались разбудить деда, но поняли, что бесполезно. Нехорошо бросать деда на беду. Хороший человек, но не рассчитал он свою меру. Решили мы так, что я посижу с часик, пока дед проспится, а гости пойдут домой ко мне сами – благо тут рядом.  Я увидел телефон на столе, позвонил жене, объяснил ситуацию. Она меня очень отругала и сказала, что выходит встречать наших гостей, чтобы они не попали ещё в какую историю с участием милиции. Мы спрятали за диван недопитую бутылку деду на похмелье и пошли, а я остался… Охранять охрану! И вдруг я сообразил: Не охрану, а Первый шлюз ВДСК! И не думал, не гадал я,  бегая пятилетним пацаном среди «комсомольцев» в полосатых «пижамах» на стройке Цимлянской ГЭС, где 14 и 15 шлюзы, что придётся спустя пятьдесят лет охранять Первый шлюз ВДСК в далёком Волгограде, за Цимлянским  морем, протянувшимся  на 200 километров ! А пароль и тогда был такой же: «Хозяин! Стаканчик можно?», спрашивали те, кто присаживался на лавочку у нашей калитки. Вместе со стаканчиком добродушный хозяин подавал людям и чего-нибудь вкусненького со стола или с огорода. Так было! Дед ВОХР был прав! После той жуткой войны все чувствовали себя друг другу родными! Всеобщая беда сближает людей! И о Боге чаще вспоминают! Настоящем Боге, которого никто БТР-ами не стащит!
Л.КРУПАТИН,МОСКВА,2009 г.
МОЙ  КАНАЛ ВОЛГОДОНСКОЙ! рис.автора.
Да!  Мой канал Волгодонской!
На берегу моя обитель!
Лягушки квакают в ночи-
Концерт послушать, не хотите ль?

Смолкают только лишь тогда,
Когда к «шлюзУ»  идёт корабль!
И уважительно молчит
Тогда лягУшачий ансамбль!

А над Ергенинским бугром
Луна плывёт – лицо в овале!
Будто любуется она
На отражение в канале!

Корабль, гуднув, заходит в шлюз,
Лягушки вновь дают концерт!
Хохочут и не признают
Они луны прекрасных черт!

Как звонко «лягуры» хохочут-
Смутить они хотят луну!
Я по фарватеру плыву
И сознаю – плыву в Дону!

В канале вся вода из Дона,
Поскольку Дон повыше Волги.
Здесь Пётр Великий путь наметил-
Пути созданья были долги…

Другой Великий путь открыл
Руками силы подневольной!
И так же, как Великий Пётр
Был он душой не сердобольный.

Корабль опять гуднул гудком.
От Дона он идёт подолгу.
Шлюзов тринадцать он проходит,
Потом уже уходит в Волгу!

Направо в Астрахань дорога,
В Махачкалу, Баку, Иран,
Налево в центр Волгограда
И дальше путь на север дан!

Стоит мой дом на берегу,
Как бы блок-пост пяти морей!
Так стой мой дом здесь, как маяк!
Служи! Крепись и не старей!

Л.КРУПАТИН, ВОЛГОГРАД,2007 г.
МОСКВА,2008 г