Вначале была информационная потребность

Уладзимир Траццякоу
Освоение и познание мира входящим в него живым существом должны быть заложены на уровне клеточном, а не на уровне нервной системы и нейронов. Живое существо, как бы ни были четко сформированы и “прописаны” его наследственные программы поведения, с неизбежностью должно их, эти программы, адаптировать, настраивать, модифицировать к конкретным обстоятельствам индивидуальной жизни. Эволюция и отобрала такие организмы, которые тянутся к информации на доступном для них уровне: амеба – к водоросли, человек – к книге или телевизору. На уровне клетки (может быть, даже каждой клетки организма) это выражается в потребности получать раздражения.

В самом деле: в чем состоит эволюционный интерес 1-клеточного организма находиться в активном состоянии, потреблять информацию, реагировать на нее? Активная реакция, повышаюшая уровень метаболизма, производящая настройку всех систем клетки, приближающая акт деления, способствующая увеличению количества и общей массы этого конкретного вида одноклеточных.

Те же доводы справедливы и на уровне многоклеточного организма. Т.е. принимать сигналы и реагировать на них – в этом и состоит повсеместный эволюционный интерес.

 Но для любой отдельно взятой клетки несущественно, пришел ли сигнал от внещнего мира или от внутреннего. А это означает, что потребность в переработке того, что уже было воспринято, имеет столь же почтенную эволюционную историю.

Переработка информации, в частности, может порождать идеальные представления (понятия, образы), которые не существуют в реальности. Т.е. и творчество имеет эволюционное оправдание, даже если это творчество абстрактное и не служит целям выживания индивида. Более того, само существование абстрактного мышления, оторванного от каких-либо жизненно важных проблем, показывает его жизненность – в смысле эволюционной обусловленности внутренней потребности, восходящей к коре головного мозга от элементарных потребностей клеток организма и клеток его эволюционных предшественников.

 Потребность в информации древнее, чем потребность в продолжении рода! В самом деле, она есть уже у бесполых одноклеточных. Более того, потребность в продолжении рода вырастает из этой более древней как частностная разновидность. Потребность в общении разных полов – тоже конкретное проявление информационной потребности.

Потребность в информации так же стара, как пищевой инстинкт: ведь потреблять пищу невозможно, не потребляя информацию. Информация, коррелятивно связанная с питанием, обособившись, стала самостоятельной потребностью живых организмов. Это оказалось удачным эволюционным изобретением: произошел метаболический прорыв к эффективным и интенсивным формам жизни, к повышенной продуктивности видов, к радиационной адаптации, к интенсивному видообразованию.