1812 Инженер Мазинг о генерале инженере Шильдере

Екатерина Шильдер
Г.Ю. Мазинг о К.А. Шильдере

     Мазинг Георгий Юрьевич - ученый в области термодинамики и тепловых двигателей. С золотой медалью окончил Артиллерийскую академию им. Дзержинского. Доктор технических наук. Профессор. Участник Отечественной войны 1941-1945 годов, награжден орденами и медалями.
 
     Г.Ю. Мазинг в своей книге о генерал-адъютанте Карле Андреевиче Шильдере ставил задачу показать достижение русского военного инженера. Г.Ю. Мазинг отмечает, что «в истории русской техники первой половины 19 века Карл Андреевич Шильдер занимает особое место». И особенно автор книг обращает внимание на то, что выдающийся изобретатель и новатор в военной технике имел еще большое количество самых разнообразных увлечений. «При знакомстве с жизнью этого выдающегося изобретателя и новатора поражает разнообразие его интересов и многообразие творческой деятельности», -говорит Мазинг о Шильдере.

 Начинает свое вступление к книге о военном инженере Шильдере Г. Мазинг с перечисления того, что сделано изобретателем:
- впервые в мировой практике он применил электозапуск ракет,
- осуществил пуск ракет из-под земли в предложенной им, так называемой трубной обороне крепостей,
- создал и испытал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку с ракетами, запускаемыми из-под воды,
- разработал подводные мины с электроподрывом,
- сконструировал разборный подвесного моста,
- осуществил и провел организацию водоснабжения военных лагерей.

     И приводя эти данные, историк Г. Мазинг сразу же оговаривается, что это далеко не полный перечень того, что сделал изобретатель.  Выбрав одно направление в деятельности военного инженера генерал-адъютанта К.А. Шильдера, Г.Ю. Мазинг сразу объясняет чем это вызвано.

     А именно тем, что деятельность генерала Шильдера была столь разнообразно, что изложение его изобретений сразу же связывается с его деятельностью в качестве военного начальника. И действительно, изобретатель К.А. Шильдер был далек от образа кабинетного ученого, это был действующий кадровый военный, и командир многих военных формирований.

     Мазинг отмечает, что «неоспоримы заслуги К.А. Шильдера как военного начальника, с большим мастерством использовавшего свои инженерные знания на поле боя для обеспечения побед русского оружия».
Главным в образе и характер К.А. Шильдера было то, что «пламенный патриот России, К.А. Шильдер на протяжении всей своей жизни отдавал служению Родине талант изобретателя и мужество воина. На пороге своего семидесятилетия он погиб после тяжелого ранения в боях под Силистрией».

     Сетует Г.Ю. Мазинг на то, что о генерале К.А. Шильдере написано мало книг, в которых могли найти отражение разнообразная деятельность военного инженера. Мазинг пишет: «к сожалению, в современной литературе отсутствует всестороннее изложение творческой биографии К.А. Шильдера. Это явилось следствием ряда обстоятельств. Изобретательская деятельность Шильдера при его жизни была окружена глубокой тайной. К материалам его разработок был допущен весьма ограниченный круг лиц. Изобретения Шильдера были известны лишь немногим из его современников, а затем сведения о них были погребены в ведомственных архивах и преданы забвению».

  Вспоминает Г.Ю. Мазинг и о тех, кто до него занимался историей жизни К.А. Шильдер. Мазинг отметает, что «в 1876 году М. Мазюкевич предпринял успешную попытку восстановить биографию К.А. Шильдера».

      К большому сожалению К.А. Шильдер не оставил никаких воспоминаний, да и когда ему было этим заниматься, если он был всегда в действующей армии, а в промежутках между войнами был занят изобретательской деятельностью, при этом он оставался командиром военных соединений. Правда, отсутствие воспоминаний, которые мог написать К.А. Шильдер, не позволило его биографам иметь столь ценный материала при написании их книг. Как замечает Мазинг это обстоятельство «лишило его биографа такого важного подспорья». Но все же некоторые документы написанные Шильдером сохранились, кроме того сохранились в семье его письма. Эти письма К.А. Шильдером были написаны Шильдером и предназначались его семье, сослуживцам Шильдера. Кроме того сохранились письма «его адъютанта П.Н. Дубенского, а так же воспоминания его сына Н.К. Шильдера».

     Самым главным достижением в деятельности военного инженера генерал К.А. Шильдера было изобретение, затем строительство, а потом испытание цельнометаллической подводной лодки. И это достижение имело мировое значение. Мазинг отмечает, что «в 70-ых годах из всех участников испытания подводной лодки и подводных мин оставался только один – полковник Николай Петрович Патрик, который в распоряжение Шильдера в 1937 году в звании старшего унтер офицера морской артиллерии». Только благодаря устным рассказам Николая Петровича Патрика можно было дополнить архивные материалы, которые использовали исследователи военного творчества К.А. Шильдера. И именно этому изобретению было посвящено много место в книге Г.Ю. Мазинга.

     Отдельного описания заслуживают военные подвиги К.А. Шильдера. И слово «подвиги» здесь говорится в полном соответствии с тем, что было совершено военным К.А. Шильдером на поле боя.
 
     Проследить военную службу генерала К.А. Шильдера можно, если знать историю Лейб-гвардии Саперного батальона. И военные подвиги К.А. Шильдера и история Лейб-гвардии Саперного батальона это цельное и неразрывное соединение. Хоть и немногочисленные свидетельства и воспоминания участников русско-турецкой войны 1828-1829 годов, таких как  Н.П. Глебов.

     И, конечно, пусть и в сжатом виде хронологически служба генерала К.А. Шильдера представлена в его формулярном списке.
     Отмечает Г.Ю. Мазинг и немногочисленные работы, в которых представлены разделы, посвященные исследованию жизни и деятельности К.А. Шильдера, а именно работы В.Н. Сокольского и С.А. Шерра.

     Важным при рассмотрении творческой биография любого деятеля науки и техники является тот исторический период времени, в котором и происходят новые открытия. И только уже созданное ранее, служит основой для развития новых направлений и обеспечивает реализацию замыслов изобретателя, при этом важным является связь исследователя с современниками – деятелями смежных областей техники. А уж К.А. Шильдер как никто другой приветствовал и поддерживал все новое в развитии военной науки. Оценка идей изобретателя может быть видна и оценена в его время, а может только спустя некоторое время найти понимание и применение в дальнейших разработках. При этом требуется «проследить, какое влияние оказали эти идеи на деятельность его преемников, в какие практические дела воплотились в трудах последующих поколений».
 
     При написании книги, Г.Ю. Мазинг не стремился соблюдать строгую хронологическую канву обстоятельств и времени открытий, а стремился по «отдельности рассмотреть каждое из направлений деятельности К.А. Шильдера с момента зарождения идеи и до ее реализации, а также проследить ее дальнейшую судьбу после смерти изобретателя. При таком подходе удалось избежать нарушений цельного изложения, вызываемого перекрещиванием во времени отдельных технических направлений деятельности К.А. Шильдера».