Аманда Глумская. В поисках внутреннего буратино

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
 Аманда Глумская
http://www.proza.ru/avtor/glumsraja

 В ПОИСКАХ ВНУТРЕННЕГО БУРАТИНО

 Во первЫх строках своего письма спешу поздравить всех участников, судей, модераторов и болельщиков. Многие не верили, что кто-то кое-где у нас порой не столько выясняет, кто кого уважает, сколько пишет и надеется на честную обратную связь. Но таковые обнаружились – аж двадцать пять рассказов было прислано на конкурс. Это успех. Ура, товарищи!

 Во-вторых, хочу поплакаться на тяжелую долю граждан судей. Работать приходилось в нечеловеческих условиях завирухи, мглы  и гололёда. Некоторые из нас встали на скользкую дорожку и уронили себя, едва не закончив членовредительством. Других припорошило пургой до полного заблуждения в зимнем саду расходящихся тропок. Третьи испытали все прелести подлёдного лова, когда видимости никакой, рыбёшка снулая, и та не клюёт. Но судьи оказались крепкие, закалённые, нас голыми руками не возьмёшь!

 В-третьих, предупреждаю – букаф много. И не все из них согласные – несогласных тоже много. Так что авторам с расшатанными нервами и раненым самолюбием читать с осторожностью. Но в конце туннеля, обещаю, будет на раны бальзам.

 В-четвёртых, хочу  пояснить, чем руководствовалась, при оценивании:

 1. СЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЕ  - насколько рассказ вписывается в конкурсную сюжетную схему, есть ли пафос, есть ли сентиментальность, вызвал или нет у меня эмоциональный отклик (пусть даже отвращение, но не равнодушие).

 2. СВЯЗНОСТЬ И ПРАВДОПОДОБНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ – насколько смысловые части рассказа связаны между собой, нет ли неоправданно-резких переходов между частями, насколько части выстроены в соответствии с логикой сюжета, а их  размер соответствует значимости для развития сюжета, насколько цельным воспринимается рассказ, верю или не верю рассказчику.

 3. ТОЧНОСТЬ И УМЕСТНОСТЬ МЕТАФОР – есть ли запоминающиеся детали, возникают ли при прочтении яркие образы, насколько естественно вписаны в текст метафоры, насколько они оригинальны или, наоборот, затёрты, погружаюсь в реальность рассказа или не погружаюсь.

 4. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – одинаковы или различны речевые маски героев, выдержана ли в тексте единая манера письма, или происходит смешение французского с нижегородским, написан рассказ  ёмко или водянисто (длинные пассажи с минимальным смыслом), своеобразная или подражательная манера письма.

 5. УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ ИНТРИГУ  - есть ли у рассказа завлекающее начало и драматическая кульминация, насколько неожиданна или, наоборот, предсказуема развязка, интересно ли было читать.

 6. ГРАМОТНОСТЬ - чай не в школе диктанты пишем: есть опечатки и огрехи – 4 балла, в основном без опечаток и огрехов – 5 баллов.

 Теперь собственно, о самих конкурсных рассказах.

 1. СЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЕ

 «Ножны для меча» - с моей точки зрения, наиболее соответствует заявленной сюжетной схеме и жанру сентиментального пафоса. Убил Меч свои Ножны. Зов крови заглушил любовь (не родной крови, вражьей).  Да только как его, вражину,  в себе убить, не умерев? Никак. И плач дудука ничего не исправит. Автору удалось главное – не превратив патетику в пошлость и  самопародию, заставить читателей задуматься о бомбах в собственных головах.

 Рядом с «Ножнами» по силе эмоционального воздействия и гражданского пафоса – «Узбек». Отталкивалась от строчек. Не хотела знать, до чего одичали,  визжало всё внутри. Но автор заставил себя слушать - окунул под крещенский лёд. Страшно.

 «Другая» вроде бы тише по интонациям, а по сути – кромешный мрак. Маленькие беззащитные люди в большой бездушной мясорубке. Даже не в самой ещё мясорубке, а только в её предчувствии. Которое не обманет. Очень сильное впечатление произвела речь девочки: «живешь как дышишь – мелко и незаметно. А почему, мам? Тебя ж в детстве не так учили. Вы там все почти д р у г и е были. У вас ведь всё было. Да, да! У вас и Тимур был, и БАМ. И космос настоящий, а не как сейчас. И герои все — ваши, и кино с позитивом! А у нас — ничего нет! «Фобосы» падают, «Миры» топят, «Булгарии» сами ко дну идут, и сплошь Лизы Боярские в дублях. Дубль один-два, ирония с паром — три. А ты мне – «не суйся, не лезь, веди себя прилично!» Прилично – это как?! Видишь бьют — иди себе, чтоб не досталось?» Права девочка. И от правоты её  выть хочется.

 «Был месяц март» - и сюжет вроде подходящий, и пафос и сентиментальностью рука об руку – а отклика в душе нет. Может быть потому, что сюжет так  затёрт начиная с сороковых годов прошлого века, что воспринимается самопародией. Не чувствуется за словами живых людей, сплошные ходячие  трафареты.

 «Из жизни серых журавлей» - классический сентиментально-пафосный рассказ. Путь героини до крыши и вниз, путь героя от крыши и вверх, тихий пафос материнской жизни после смерти. По-моему, всё на месте. И трогает.

 «Ведьма» - чувствуется работа. Сюжет выстроен в соответствии с конкурсной схемой, есть развитие сюжета,  и героев, есть идея, воплощенная с пафосом… Но не тронуло почему-то. Может – из-за фамилий школьников?

 «Последнее слово»: что ни слово, то крик души, и не крик даже, а душераздирающий вопль. На могилке усопшей мамаши. Бросившей когда-то папашу. Такое впечатление, что автор думает капслоком. Пафоса словесного – море разливанное, только мелкое – по щиколотку где-то. 

 «Игры в бога», честно скажу, не поняла: жертва – престарелый прозарушный графоман, померши от хлёсткого бичевания другим прозарушным графоманом, которому от этого стало чуть-чуть не по себе. А в задах рассказа попаданцы из фэнтези в казаки-разбойники играют по-взаправдашнему.  В общем, все умерли. И пускай себе – будут знать, как богами придуриваться. Но название статьи понравилось: «Графомать твою, Бекишев, за ногу!» - жЫзненно.


 2. СВЯЗНОСТЬ И ПРАВДОПОДОБНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ

 «Краденая жизнь» - мой безусловный фаворит в этой номинации. Кристальная прозрачность эмоциональной атмосферы, чёткость мысли в сочетании с искусной сюжетной огранкой. Вроде всё простое и обыденное, а в результате получается не кино даже, а голограмма – можно рассмотреть со всех сторон, потрогать, и «почувствовать сердцем, кто прав». Никаких излишеств и натяжек – автор сказал и показал ровно то, что хотел, устами и глазами своих персонажей, сам же накинул шапку-невидимку, и лишь в самом конце рассказа вежливо приподнял её в полупоклоне с тихим: «Adios».

 Очень впечатлила  соразмерность и стройность сюжета в «Я посадил дерево» - рассказ сам похож на дерево, укорененное в  библейской тематике, с могучим стволом центральной темы и густой кроной ассоциативных вариаций. Не осина. Скорее дуб с Чеширским котом на привязи.

 «Цвай картопля» имеет структуру матрёшки – внутренняя история про «цвай картоплю» и обрамляющий сюжет встречи в самолёте. И здесь ситуация раздваивается. Во вложенной истории живые люди – голодные пленные немцы, такие же голодные победившие русские, боль, пафос и картоха, сострадание и спасение. Все по-взрослому. В обрамляющей истории «молодого армейского майора» чувствуется неравнодушие к "взрывающимся мимолётным смехом" девчонкам с "искрящими глазами" и прочими "копнами каштановых, чуть рыжеватых волос", но никакого отношения к дальнейшему все эти загорелые прелести  не имеют.

 Та же беда в «Кто тут прав, кто не прав».  Любовная сцена на корпоративе филигранно  выписана: динамично, со «вкусными» языковыми находками  (муж – запятая в сложносочинённом предложении, рассыпанные паззлы взглядов, коллективная душа корпоратива, коллекционное редкое свинство), одним словом  - жемчужина. Но эта жемчужина достойна лучшего обрамления. Рассказ начинается пространными рассуждениям героя о своём чеченстве, а потом это чеченство никак в характере или в событиях не проявляется. А когда в конце  выясняется, что муж героини - ея же атэц, хочется запеть тоненьким голоском «Джимми-Джимми, ача-ача».

 «Враг не должен видеть твоих слёз» - вроде и палач с пистолетом, и жертва во всей наготе своих мук, и растерзанная механическая собачка в голове палача, и тоталитарный пафос  в тропическом цвету, а вот ни фига не берёт. Пластмассовая потому что. Собачка в смысле.

 «Статусная измена» - вообще не рассказ, а рабочая папка с  выдержками из статей о реальных убийствах на почве виртуальных измен. Наброска сюжета (вполне рабочего, кстати), варианты финала (задушит подушкой  или ножом зарежет?),  различные комбинации персонажей. Ради конкурса стоило  выбрать один сюжет и последовательно его воплотить. А так получилось, что автор - герой, читатель - жертва, а гибнет от выноса мозга – критик.


 3. ТОЧНОСТЬ И УМЕСТНОСТЬ МЕТАФОР

 «Я посадил дерево» - мощная притча, глубинные пласты в душе вскрывает - древние, тёмные.  И осознаёшь вдруг (вернее, вспоминаешь), что ненависть бывает лютой, любовь – святой, а добро и зло - такие же осязаемые природные силы, как ветер, тревожащий листья осины или мать сыра земля, питающая  её корни.

 «Белое кружево» - пышное, с переливами. Герой с душком, героиня с душком… Душки между собой как кошка с собакой,  героев рассорили: рома-а-антику подавай. А где ж ей взяться, романтике, если сплошные офисы продаж в округе. И Кренделиху, бедную, жалко  – такое великолепие белоснежное –  в мусорное ведро вместе с пеплом (не Клааса часом?). Вот что крещенская вода с людЯми делает. И с нелюдями.

 В «Ножнах для меча» услышался лермонтовский скаковой ритм: «Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла…». Нет правых. Нет виноватых. «Мир рухнул.. Оказалось, что и у тех, и у других  имелись револьверы: у кого - вместо носа, у других - вместо рук, ног и даже самых интимных мест.  Теперь все скопом встали на тропу войны и погибли. Некому мстить, некому. Поэтому и жить незачем».

 В «Легенде тёплого дома» - герой живой, старики – полуживые с каталками, помывкой «под грудями», записочками на волю, фотографиями детей, последним ожиданием.  «Тёплый дом» осязаем и зрим, Герцога жалко до слёз. И себя почему-то. Хорошо. И печально.

 В «Цвай картопля» гипсовая тарелочка со скрипачом из фотобумаги и  «цвай картопля» – яркие и запоминающиеся штрихи, образы пленных немцев и русской женщины вызвали целый ряд собственных ассоциаций из рассказов мамы и бабушки.

 В «Отмеченных и обречённых» хорошо поданы  детали – столетнее воинство зданий,  феромоны (как  способ управлять поведением других на расстоянии), превращение экспериментаторов в наркодилеров. Образы хозяйки и Гурьянова получились вполне живыми. Метафоры, органично вплетенные в текст (серебряная сеть дождя на плечах, сорняк из холодной золы чужого очага, волнистая линия рёбер) погружают в пространство рассказа…

 В «Креативчике» бомжиха получилась яркой и кличка говорящая - Людка Зализа. Чувствуется, что автор пытается шокировать читателя подробностями: «Людка, поморщившись, отклячила бледный зад над решеткой, пустила горячую долгую струю. Где-то в глубине подпола весело забулькало, невидимые писклявые аборигены лениво перекинулись комментариями. Зализа привычно провела меж ног ладонью, наскоро обоняла тест и, вздохнув, взялась за тряпку». Но вместо сопереживания вызывает отторжение. В девяностые такую чернуху кто только не гнал.

 «Был месяц март» - белое платье и запах сирени как образ послевоенного счастья просто невыносимо затёрты, образ Вальки – нечто среднее между «Девчатами» и «Девушкой с характером» - ни одной оригинальной чёрточки.

 «Слёзы снежной королевы» - офисные страсти-мордасти. Интриги-скандалы-расследования. Показать всё, что скрыто. Показались интересными две детали  – похожие на золотые осенние листья стикеры  и неудержимо стремящиеся ввысь шпильки карьеристки. Ярких образов не увидела, они погребены под  бесконечными  «мутными глазами неопределённого цвета»,  «хмурящимися небесами», «зеркалами водной глади», «устало вздыхающими креслами» и «трепыхнувшимися сердцами».


 4. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

 «Белое кружево» - язык многослойный, складчатый, с потайными кармашками. Центральный образ отлично обыгран – интимное кружево свадебного наряда - морока безрадостных отношений «двух одиночеств» - кружево внутренних противоречий («душков») героини: «эти свадебные приготовления с ума меня сведут - как будто экзамен... Экзамен, на который я, чёрт возьми, кошмарно опоздала, и сдаю его одна в пустой аудитории - тет-а-тет с брюзгливым гаденьким преподом...»

 «Я посадил дерево» - иносказательный язык, вне времени и пространства: «С завтрашнего утра в тебе начнет прорастать настоящий мужчина. Хорошо бы уже сейчас подобрать ему невесту. Дерево – хорошая суженная, верная» - «Зачем мне такая возлюбленная?» - «Как зачем? Поверь мне, хорошо иметь кого-то, кто будет помнить тебя всегда. Если вдруг что случится, хотя бы дерево прольет слезы о твоем невозвращении». Мы выбрали место недалеко от дома, на южном склоне холма, где светлее и просторнее. Рядом уже росли три ольхи и березка. «Это что», - спросил я, - «тоже чьи-то невесты?» - «Тоже чьи-то», - подтвердил отец. – «Сейчас никто ни в чем не уверен, вот и женят мальчиков, вроде тебя».

 «Господа офицеры» - динамичный, современный язык, почти без описаний – в основном диалоги. Диалоги емкие, точные, дают ситуацию крупными мазками.

 «Из жизни серых журавлей» - эмоциональный язык: «Ну, посмотри, доченька! Хорошо ведь, правда? - повторяла мама, одергивая рукава шубки из искусственного меха, заметно потертого на сгибах. Рукава не закрывали худых Оленькиных запястьев. - Ну, посмотри, можно еще сезон поносить, а в десятом классе купим тебе новую. Хорошо? - Оленьке хотелось плакать. Но мама заглядывала ей в глаза так заискивающе, так трогательно старалась изобразить оптимизм, что Оленька подавила обиду и небрежно повела плечами: "Конечно, мама. Вполне пристойные меха. Можно показаться в свете"».

 «Отмеченные и обреченные» - велико общее количество феромонов и таблеток на единицу площади (6 феромонов, 23 таблетки и 2 препарата).

 «Слёзы снежной королевы» - общие места  женских лавбургеров перемежается  формулировками локальных нормативных актов:  «гордо вскинув голову, молодая женщина с чуть раскосыми как у лани глазами, на неудержимо стремящихся вверх шпильках,  уверенным шагом проследовала к своему месту за столом совещаний, готовясь аргументировано защищать любимого (со спрятавшейся в уголках глаз улыбкой), обвинённого в нецелевом расходовании средств компании, а сердце трепыхнулось, когда в памяти зазвучала мелодия знакомого голоса». И всё это приправлено многозначительными многочисленными многоточьями (145! шт.)
 «Был месяц март» - соцреализм в своем махровом варианте. Кроме того, количество Валек просто зашкаливает. Они рябят в глазах, лезут изо всех щелей. 134 Вальки на 12 страниц текста – это в среднем 11 Валек на страницу! Валек надо безжалостно истреблять. Тем более «сбледнувших с лица». Ещё - долой  «уж больно» в количестве 4 штук: «уж больно день выдался чудесный», «уж больно неприветливым был вахтёр»,  «уж больно легкомысленная Маргарита» и «уж больно тоненькое пальто».


 5. УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ ИНТРИГУ 

 «Краденая жизнь» - изящный сюжетный переворот: «мать сказала, что мой отец умер. Я рос с этим. Понимаешь? Это сидело глубоко в  голове. Я ходил на каток и делал уроки, или мылся в душе, но всегда знал одно: его нет. Это было, словно общий знаменатель: мой отец умер. Я его никогда не видел, даже на фото. Вместо него я представлял себе насыпанную груду земли». А когда герой, наконец, узнал, что отец всё это время отец был жив, и приехал к нему, то застал уже самый настоящий могильный холм.

 «Ножны для меча» - начало с обезьяньим сном сразу задаёт атмосферу – напряженная безысходность, которая может разрешиться только взрывом.  И мощный финальный аккорд с рикошетом. Сильно.

 «Ведьма» - лихо закрученная интрига с нагнетанием, драматической кульминацией и совершенно неожиданной развязкой. Блеск!

 «Легенда тёплого дома» - начало цепляет, кульминация с умоляющим, почти бредящим Герцогом: «я его не бросал, я его подбрасывал вверх и он смеялся» – драматична, в развязке классический двойной финал: герой едет к отцу на похороны (не успел), Герцога забирает сын (успел), хотя нарочитая сказочность хеппи энда несколько смазывает впечатление. Читалось в целом интересно.

 «Другая» - прекрасно передано то, что в американских фильмах называют саспенсом – давящее ожидание неотвратимой беды.

 «Господа офицеры» - Лаконично. Интересное строение сюжета – перекрученное ожерелье: рассказ начинается с «во-вторых» и заканчивается «во-первых». Понравилось.

 «Отмеченные и обречённые» - начало довольно интригующее, и где-то до середины с интересом следила за терзаемым смутными сомненьями и феромонами Гурьяновым, но после преждевременной  туберкулёзной кульминации интерес снизился, но совсем не пропал – к герою успела привязаться.

 «Концерт» - Несмотря на краткость (скорее не рассказ, а миниатюра), текст цепляет. Героиня  не ценит любящего тихого недотёпу-мужа (жертву), потом под воздействием концертной музыки (мне лично не хватило её описания) прозревает насчёт своей бессердечности, но поздно – муж помер (так и бывает в жизни - всё самое важное вырастает из мелочей – и хорошее, и плохое). Героиню жалко, а особенно – мужа. И мусор захотелось  вынести. Самой.

 «Кира» - почти святочный рассказ.  Заброшенная героиня в покинутой деревне встречает оставленного одноклассника.  Он всё еще влюблён, и предлагает не синичку даже, так – серенького воробушка, но из добрых и тёплых рук. Героиня, по привычке от всего отстраняться, – не пускает на порог своё счастьишко. И очень скоро в том раскаивается и мчится вслед. И почти опаздывает. Но случается чудо – вместо героя помер дядя самых честных правил. Земля ему пухом. Но как-то теплее на душе стало.

 «Был месяц март» - как только Валька «спрыгнула с подножки трамвая и  угодила прямо в лужу»  по дороге в госпиталь – натренированный многочисленными  фильмами и книгами «про войну» мозг сразу же выдал развитие сюжета и финал, а ведь шел только третий абзац текста. И предчувствия не обманули – сплошной штампованный конструктор из строгой, но доброй начальницы, влюблено-восторженного раненого героя, ветреной, но, опять же, доброй соседки по коммуналке, злобно-похотливого особиста…


 Ну вот, пожалуй,  и всё.  А, нет, осталось последнее – обещанный бальзам на раны в конце тоннеля. Я тоже участвовала в конкурсе сентиментального пафоса с рассказом… (звучит барабанная дробь) с рассказом… «Запах мяса»!  Утештесь, обиженные, возрадуйтесь, уязвленные! Ответ на сакраментальный вопрос «а судьи кто?» получен, и можно переходить ко второй части марлезонского балета под названием «судью – на мыло».

 Танцуют все!  С праздником вас, дорогие.
Рецензии на произведение «Аманда Глумская в поисках внутреннего буратино»
 Ваша лиса Аманда.

Рецензии на произведение «Аманда Глумская в поисках внутреннего буратино»
http://www.proza.ru/comments.html?2012/02/02/1345