6. Палачи

Михаил Самуилович Качан
палачи - участники «акции» (из обвинительного заключения)

В акции по расстрелу евреев участвовали тысячи гитлеровцев и украинских вспомогательных частей. Непосредственно расстрелами занимались экзекуционные команды 45-го резервного полицейского батальона и зондеркоманды 4а. В первый же день они расстреляли 22 тыс. евреев (Радиограмма №№ 156/57 от 2.10.41 высшего фюрера СС и полиции Россия-Юг. Центральный военный архив в Праге).
Не все немецкие офицеры согласились участвовать в убийствах. Отказался командир роты войск СС оберштурмфюрер СС Графхорст. Рота была придана оперативной группе “С”, но после отказа принимать участие в расстрелах, была направлена для несения охранной службы в городе (Радиограмма № 160 от 3.10.41 высшего фюрера СС и полиции Россия-Юг. Центральный военный архив в Праге).
303-й немецкий батальон нес патрульную службу в городе, а часть его сил была использована для оцепления места сбора евреев у Бабьего Яра. В оцеплении также участвовали солдаты вермахта, а украинские вспомогательные полицейские “поддерживали порядок” на месте сбора евреев.
“Рано утром 29.9.1941 г. 45-й батальон начал действовать с того, что оцепил улицы. На воззвание откликнулись очень многие еврейские семьи. На улицах Киева появилась необозримая масса людей. Они с багажом и домашними животными, частично с ручными тележками и на конных повозках двигались по улицам города к сборным пунктам…
Улицы, кварталы и сборные пункты были взяты под охрану солдатами батальона. Дома обыскивались в поисках евреев. Обнаруженных посылали на улицу, и направляли на сборные пункты. Со сборных пунктов в городе люди пешком эскортировались на место казни или отвозились на грузовиках. Во время вывоза проверялись дома в поисках скрывающихся евреев. Обнаруженных старых или больных людей выгоняли на улицу.
Место казни охранялось внешним и внутренним оцеплением, чтобы предотвратить побеги и проникновение нежелательных лиц.
При прибытии к нему люди ещё на улице должны были сдать багаж, лишь теперь они понимали, что их ждет.
Затем евреи направлялись на сборные пункты. Там они сдавали деньги и ценности.
Чтобы не обыскивать их в поисках ценностей, так как это заняло бы много времени, жертвы должны были раздеваться до нижнего белья или даже полностью. Такое распоряжение отдал на своём участке командир 2-й роты 303 батальона Кройцер.
Затем евреи направлялись на край рва, причём командовавший здесь офицер Бессер [майор полиции и оберштурмбанфюрер, командир 45 полицейского батальона. МК] велел их при этом считать…
Экзекуционные команды СД и трёх рот расстреливали во рву в нескольких местах. В расстрелах участвовал и Кройцер. Немцы отмечали, что жертвы с удивительным самообладанием и спокойствием сходили в ров. Они по приказу, подгоняемые прикладами, ложились лицом вниз на трупы расстрелянных ранее, в то время как стрелки убивали в затылок целые семьи…” (Обвинительное заключение прокуратуры г. Регенсбург от 2.2.1970 г. по делу Розенбауэра, Бессера и Кройцера).

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/04/178