Как на лекции я двадцать раз говорил слово секс

Арарат Пашаян
Чем глубже и масштабнее внедряются результаты научно-технического прогресса в нашу действительность, тем разнообразнее становятся преподаваемые дисциплины в вузах и их содержание.
В ходе моей учебы в университете я не изучал ни одной дисциплины экологического содержания.
Понятие «экология» и суждения вокруг него, вплоть до формирования и становления отдельной дисциплины, происходили в последнем десятилетии прошлого века.
В настоящее время можно перечислить более десяти преподаваемых дисциплин экологического толка. Ощая -, урбо-, био-, радиационная-, промышленная-, прикладная-, химическая-, агро-, и другие виды экологии. К перечисленным дисциплинам следует добавить также и близкие по содержанию, типа «Основы здорового образа жизнедеятельности», «Физико-химические процессы в техносфере», «Теоретические основы защиты окружающей среды», «Переработка и утилизация отходов», «Очистка сточных вод» и др. При этом, дисциплина «Основы здорового образа жизнедеятельности» является обязательной для всех видов специальностей. Именно в программу этой дисциплины в Государственном образовательном стандарте включен раздел «Культура здорового секса».
Таким образом, спустя столетия ханжеского умалчивания факта наличия такой проблемы или признания необходимости рассмотрения этих проблем при воспитании или обучении молодежи, наступили времена, когда это дело передано специалистам, которые методично и тактично беседуют и учат молодежь отдельным аспектам обсуждаемой проблемы.
Поэтому, можно быть уверенным, что современный студент с первого курса является знатоком в вопросах культуры здорового секса…
***
В ходе преподавания дисциплины «Химия окружающей среды» я выделяю одну лекцию на тему «Химические аспекты агрохимической экологии». Здесь мы со студентами рассматриваем новые достижения химической технологии при производстве различных ядохимикатов, способы и случаи  их применения  в агрономии, новые подходы и решения для снижения экологической нагрузки на почву, сельскохозяйственные культуры, урожай и на окружающую среду в целом.
Моя многолетняя практика показывает, что среди большого разнообразия преподнесенного материала наибольшей «популярностью» пользуется лекция на тему «Применение феромонов в сельском хозяйстве».
Лекцию начинаю с того, что обсуждаем вопрос, что такое феромоны и зачем их применяют?
Я обращаюсь к аудитории с вопросом:
- Дорогие студенты, как Вы думаете, насколько правдоподобно, что при применении в парфюмерии  феромонаов представители женского пола становятся более привлекательными и концентрируют на себе внимание мужчин?
На этот вопрос практически вся женская половина аудитории шумно реагирует «даааа», а мужская половина лениво делится на две части: на верующих и неверующих в «чудо» феромоны.
- Феромоны в переводе с греческого означает «нести возбуждение». Это продукты внешней секреции, выделяемые некоторыми видами животных, которые обеспечивают химическую коммуникацию между особями одного вида. Феромоны синтезируются и растениями.
- Таким образом, уважаемые девочки, в процессах эволюционного развития живых существ, человек поднялся на высшую ступень развития и приобрел дар речи, и как результат, голосовую форму передачи информации. А у животных передача информации осуществляется другими формами, в том числе и феромонами, когда выделяемые летучие вещества передают разные «сигналы» или информацию. Например, страх и тревогу, радость нахождения пищи, призыв к помощи. Наконец, секс - феромоны, которые передают желание самки «общаться» с самцом.
Сделав паузу, я всегда на этом месте замечаю, как вся аудитория намагничена и напряжена в ожидании новой информации.
Без преувеличения могу заверить, что я был бы счастлив, если все мои лекции были восприняты всеми студентами на таком же эмоциональном уровне. А причина успеха этой лекции, по-моему, очевидна.
- Еще раз обращаясь к представителям женского пола, спрашиваю: - неужели Вы по - прежнему верите, что приобретенные Вами дорогие духи с феромонами действительно способствуют вашей привлекательности у противоположного пола, если я уже отметил, что феромонный механизм передачи информации осуществляется среди растений и животных?
Наступает напряженное молчание, при котором девочки недовольно подсчитывают свои убытки, а мальчики торжествуют победоносно, непонятно только почему?
После такой «артиллерийской» подготовки, когда аудитория настроена еще дальше проникнуть в глубины научных тонкостей и достижений, я в спокойном темпе рассказываю о применении секс-феоромонов в сельском хозяйстве.
Вторая половина 20 века характеризовалась разрушительным вмешательством ядохимикатов в сельское хозяйство. Масштабное применение ядохимиката - инсектицида ДДТ, за синтез которого Пауль Мюллер был удостоен Нобелевской премии, оказалось губительным для почв и растений Планеты Земля. Оказалось, что ДДТ в окружающей среде во времени не только не распадается или разлагается, а наоборот, преобразуется в мутагенный эпоксид, способствующий образованию раковых заболеваний.
Для снижения экологической нагрузки почвы, растений и плодов необходимы особые подходы, одним из которых является использование секс- феромонов.
В 1959 году под руководством Адольфа Бутенанда группа немецких химиков из железы 500000 самок тутового шелкопряда выделила 4 мг полового (секс) феромона, привлекавшего самцов того же биологического вида. Полученное вещество было названо бомбикол — из-за латинского названия шелкопряда, Bombyxmori. Одна десяти миллиардная часть микрограмма этого  вещества в 1 мл петролейного эфира привлекает 50% самцов, которые, реагируя на «зов» самки - «секса» хочу, стремятся в эпицентр запаха. А там ученые устраивают ловушку в виде липучей смазки, где и находят свою кончину огромное количество самцов, в результате размножение шелкопряда прекращается, и этот вид исчезает.
Вот такой «цивилизованный» подход нашли ученые. Такой подход не отравляет окружающую среду, поэтому исследования по синтезу новых видов феромонов усиленно продолжаются, а достойные химики за особые достижения удостаиваются высоких наград и премий.
Вот примерно о чем я рассказываю на лекции, посвященной этой теме, демонстрируя на доске химические формулы и уравнения реакций синтеза…
***
Одна «благодарная» студентка из семьи высокопоставленного чиновника, начальника какого-то департамента областного уровня, восторженно рассказывает родителям, какая интересная лекция была прочтена профессором про секс-феромоны.
Родители моей студентки, добропорядочные блюстители высоких нравственных показателей и принципов нашей действительности, болезненно реагируют на реплику дочери, познав из этих двух слов только смысл первого. Узнав фамилию профессора и догадываясь, что, кажется это «лицо кавказской национальности», от которого ничего хорошего нельзя ждать, требуют у дочери тетрадь и после внимательного изучения текста выясняют, что только в одной лекции профессор двадцать раз использовал слово «секс»…
***
В разговоре со мной ректор всячески старался во вступительной части своей речи упомянуть, как он высоко ценит мою роль и деятельность как педагога и как ученого. Одновременно он упомянул, что до него часто доходят слухи о моем нестандартном поведении со студентами, которое (поведение) можно трактовать неоднозначно.
- Я никогда не стал бы обсуждать с Вами эту проблему, но поступил сигнал такого уровня, что я не могу не реагировать и не дать обоснованный ответ.
Узнав подробности и содержание «сигнала» я ответил:
- Тема лекции слишком насыщенная, поэтому секс - феромонам, к сожалению, я уделил лишь малую часть. Поэтому я употребил слово секс всего лишь  двадцать раз.
Перед выходом из кабинета ректора я повернулся и сказал:
- Кстати, о сексе. Посоветуйте этому начальнику, чтобы он, во благо будущего человечества, постарался не расплодить таких - же, как он…

04.08. 2012
г. Брянск